"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.opisanie_kak_tip_rechi.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

К уроку русского языка в 5 классе

ОПИСАНИЕ КАК ТИП РЕЧИ

1 В каком из описаний только сообщаются сведения об электрической лампочке, а в каком -  автор делится своими впечатлениями о ней? Найдите в описании части, в которых говорится 1) о назначении предмета, 2) о форме и размере предмета, 3) о его устройстве. Как об этих особенностях предмета говорится в тексте 2? О чём в нём совсем не говорится?

Электрическая лампочка

1

          Лампочка, даже самая маленькая, удивительна. По вечерам она, как волшебник, озаряет наши дома радостным светом. Горит лампочка ярко, даже глазам больно смотреть на неё.

          Похожа она на хрустальный грушевидный шар, в котором заключён маленький кусочек солнца.

2

          Лампа служит для освещения помещений. Она имеет форму груши. Наружная часть стеклянная, только в самом верху – металлическая резьба. На нижней выпуклой стороне – марка завода. Внутри к стеклянному столбику прикреплены четыре проволочки и пружинка.

2 Прочитайте текст Л. Н. Толстого. Выполните задания.

Какая бывает роса на траве

         

          Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

          Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

          Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

  1. Как характеризуется в тексте роса на вид? На вкус? Почему она сравнивается с алмазами?
  2. Как характеризуется в тексте листок на вид? На ощупь? Почему он сравнивается с бархатом?
  3. Почему Л. Н. Толстой определил этот текст как описание?

3 Прочитайте описание, с которого начинается рассказ В. Солоухина «Ножичек с костяной ручкой».

         

           Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое -  поменьше. На каждом ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё и щёлкнет на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

  1. Что описывается в тексте?
  2. Как вы думаете, почему автор так подробно описывает этот предмет?
  3. Что можно сказать о герое (авторе) рассказа на основе этого описания?
  4. Представьте, что описанный в рассказе ножик пропал, потерялся. Вы хотите, чтобы нашедший возвратил его вам. Напишите объявление. Какие признаки ножика вы укажете в этом объявлении?

4 Расскажите об одном из предметов, которыми вы пользуетесь, когда готовите уроки или учитесь в школе, например, о ручке, циркуле, карандаше, линейке, пенале и пр. Напишите, давно ли у вас этот предмет, кто его купил, что в нём особенного, хорошо ли он вам служит. Введите в ваш рассказ описание предмета, укажите, какого он цвета, какова его форма, размер, из каких частей он состоит и другие признаки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Описание внешности человека по картине (урок развития речи)

Урок развития речи (технология разноуровневого обучения)...

Описание внешности человека по фотографии (урок развития речи)

Урок развития речи (технология разноуровневого обучения)...

Описание по воображению и памяти. Урок развития речи в 9 классе.

Урок развития речи в 9 классе по теме "Описание по воображению и памяти". Введен термин "синестезия". К уроку подготовлена презентация, музыкальный фрагмент  из "Времен года" П.И.Чайковского. В х...

«Описание природы. Фея Весна» на уроке развития речи»

Конспект урока развития речи по русскому языку в форме творческой лаборатории, цель которого - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как основа для профессионального самоопредел...