Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Мартынюк Надежда Александровна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_literatura.docx49.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету «Литература»

основного (общего) образования

базовый уровень

для 9 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.

2. Пояснительная записка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных  в программу произведений.

           Ведущая проблема 9 класса – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

           Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума,  Базисного плана общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.

           Рабочая программа рассчитана на 102 часа и реализуется в течение 2013-2014 учебного года.

            Формы и методы, технологии обучения:

- основная форма обучения – урок, различные его типы;

- методы традиционного обучения, проектный метод, методы развивающего обучения;

- интерактивные методы, РКМЧТ, логико-информационный подход, личностно-ориентированный.

            Формы оценки образовательных достижений учащихся:

- сочинение на литературную тему;

- выразительное чтение  наизусть (признак правильного понимания текста);

- монологический устный ответ;

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица);

- анализ эпизода;

- сенквейн;

- реферат;

- сообщение;

- зачет.

            Выбор УМК для реализации рабочей программы  обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования  к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя.      

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать  (требования к учебному материалу, который воспринимается и воспроизводится учащимися):

- биографические сведения о мастерах слова;

- историко-культурные факты, необходимые для понимания включенных  в программу произведений;

- содержание изученных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

- наизусть произведения, рекомендованные для заучивания;

Уметь (требования, основанные на более сложных видах деятельности):

- владеть правильным, беглым и выразительным чтение художественных и учебных текстов, в том числе чтение наизусть;

- владеть устным или письменным пересказом – подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица,  художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

- создать развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная);

- написать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного);

- свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов);

- использовать словари (орфографический, орфоэпический, литературоведческий, мифологический, энциклопедии, словарь имен и др.);

- письменно составлять развернутый ответ на вопрос в с вязи с изучаемым художественным произведением; сочинение-миниатюру; сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-9 классах;

- создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);

- создать план будущего сочинения, доклада (простого или сложного);

- создавать оригинальные произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения);

- свободно владеть устной и письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьника в 5-9 классах.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста на необходимую тему;

- определения круг своего чтения, уметь дать оценку литературному произведению;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, Интернет, телевидение).

4. Тематический поурочный план учебного предмета  («Литература») 3 часа в неделю, 34 учебные недели).

урока

Тема урока

Виды деятельности

обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы и методы, средства обучения на уроке.

1.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа, тестирование

Составят представление о литературе как  искусстве слова

Работа с учебником

2.

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история с «Слове…»

Лекция, беседа

Повторят изученное по Древнерусской литературе. Познакомятся с историей открытия «Слова…»

Инсерт-таблица. Выразительное чтение, анализ текста.

3.

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.

Практикум

Изучат художественные особенности «Слова…». Подготовятся к домашнему сочинению.

Чтение отрывка из «Слова…» наизусть, устный ответ.

4.

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма.

Лекция

Оставят представление об особенностях русского классицизма.

Работа с учебником, конспект

5.

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» . Особенности содержания и формы произведения.

Лекция, практикум.

Познакомятся с основными фактами биографии поэта, изучат особенности содержания и формы «Вечернего размышления…»

Анализ текста, выразительное чтение, работа с учебником

6.

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея Величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Беседа

Изучат жанровые особенности оды.

Выразительное чтение, работа с вопросами в учебнике

7.

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Идеи гуманизма и просвещения в лирике Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Урок внеклассного чтения

Познакомятся с основными фактами из биографии поэта. Сделают вывод о художественных особенностях оды Г.Р.Державина

Анализ текста, выразительнее чтение

8.

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

Практикум

Сделают вывод о традиции и новаторстве в лирике Г.Р. Державина

Сравнительный анализ стихотворений, выразительное чтение

9.

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Рассказ, беседа.

Знать основные факты из биографии писателя. Сделают вывод об обличительном пафосе произведения.

Выразительное чтение, индивидуальное, таблица.

10.

Особенности повествования в жанре «Путешествия…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум

Знать жанрообразующие признаки путешествия, уметь находить  их в изучаемых произведениях.

Выразительное чтение, коллективная, постановка проблемных вопросов

11.

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Лекция

Знать основные черты сентиментализма, уметь рассматривать произведения автора как сентиментальные.

Постановка проблемных вопросов, коллективно-индивидуальная, выборочное чтение.

12.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Практикум

Рассматривать произведение в аспекте творческого направления.

Постановка проблемных вопросов, коллективная, Дневник двойной записи.

13.

Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя»  (на примере одного-двух произведений)

Урок развития речи

14.

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Лекция

Иметь представление о романтизме и реализме.

Сравнительная таблица, работа с учебником, коллективно-индивидуальная, Диаграмма Вена.

15.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Романтическая лирика. «Море», «Невыразимое».  Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

Лекция, практикум

Знать основные биографические сведения, уметь рассматривать стихотворения автора в аспекте романтизма

Анализ текста, выразительное чтение.

16.

В.А.Жуковский. Особенности жанра баллады «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Беседа, практикум

Знать жаровые признаки баллады, особенности языка. Уметь рассматривать произведение «Светлана» в аспекте жанра

Анализ текста, выразительное чтение.

17.

А.С. Грибоедов: личность и судьба, драматурга.

Лекция

Знать основные факты биографии и творчества.

Работа с учебником. Инсерт, коллективно-групповая

18.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

Беседа

Знать особенности композиции комедии, содержание ключевых сцен, выявлять элементы сюжета и композиции произведения, понимать ключевые проблемы изученных произведения.

Чтение ключевых сцен комедии, выразительное чтение по ролям.

19.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

беседа

Иметь представление об идеологических принципах представителей фамусовской Москвы, понимать ключевую проблему.

Выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, коллективная, ТСО

20.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

21.

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

Беседа

Уметь составлять характеристику Чацкого; понимать ключевую проблему образа героя.

Выборочное чтение, чтение по ролям, метод проблемных вопросов, коллективная.

22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

23.

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения  (по комедии «Горе от ума»)

Урок развития речи.

Уметь анализировать эпизод комедии, выявлять традиции и новаторство канонов классицизма, находить в нем изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейного замысла писателя;

Выборочное чтение, коллективная,

24.

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

Подготовка к домашнему сочинению

Уметь составлять конспект литературоведческой статьи, сопоставлять точки зрения критиков; излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее..

Метод проблемных вопросов с выборочным чтением.

25.

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин») Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

Лекция, беседа

Знать основные факты биографии писателя, сопоставлять этапы биографии с творческими периодами; уметь анализировать лирическое стихотворение, понимать его художественное своеобразие

Репродуктивный, проблемное изложение материала

Коллективная, индивидуальная

Книга, ИКТ.

Чтение наизусть

26.

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы и служения Родине. Тема свободы, власти в лирике А.С.Пушкина: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар».

Беседа

Уметь анализировать литературное произведение,

находить в нем изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейного замысла писателя.

Репродуктивный, проблемное изложение материала

Коллективная, индивидуальная

Книга, ИКТ. Чтение наизусть

27.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина.»На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

Семинар

Метод постановки проблемных вопросов, эвристический

Групповая. Чтение наизусть.

28.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Практикум

29.

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.

Урок контроля

30.

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров : цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

Урок внеклассного чтения

31.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

Лекция

Уметь представление об особенностях жанра романа, сюжете, композиции. Знать особенности  «онегинской строфы», понимать ее роль в идейно-композиционном замысле романа.

Книга, коллективная, эвристичекий, выразительное чтение

32.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Беседа

Уметь составлять сравнительную характеристику героев, сопоставлять героев. Составлять устное высказывание по теме урока.

Устное монологическое высказывание, книга, выборочное выразительное чтение. Диаграмма Вена.

33.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Беседа

34.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Практикум

Уметь анализировать письмо героя как средство создания его характеристики

Выразительное чтение наизусть. Анализ двух писем.

35.

Автор как идейно-эмоциональный и лирический центр романа.

Беседа

Уметь находить в тексте способы выражения авторской оценки, характеризовать образ автора.

Выборочное чтение, монологическое высказывание, коллективная., метод проблемных вопросов

36.

Пушкинская эпоха в романе. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Семинар

Сформируется представление об отражении в романе особенности эпохи. Уметь находить в романе примеры по теме урока, пользоваться дополнительной справочной литературой.

Индивидуально-групповая. Эвристический метод, работа с книгой.

37.

Пушкинский роман в русле русской критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Урок развития речи

38.

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

Урок внеклассного чтения

Метод проблемного вопроса, коллективная, выразительное чтение.

39.

М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно…»

Лекция, беседа.

Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя, соотносить с проблематикой и идейном содержанием основных произведений писателя, Уметь анализировать стихотворения,  выявляя их специфические особенности, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее.

Работа с книгой, конспект, репродуктивный, коллективно-индивидуальный.

40.

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

Практикум

Коллективный, сенквейн, выразительное чтение наизусть

41.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

Практикум

Индивидуальные сообщения, метод проблемного вопроса, книга. ТСО

42.

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

Семинар

Эвристический, коллективно-индивидуальная, выразительное чтение.

43.

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе.

Лекция

Знать особенности композиции, замысла романа, уметь анализировать роман в аспекте жанра психологического романа.

Метод постановки проблемного вопроса, коллективная, выборочное чтение.

44.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадка образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Беседа

45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Беседа

Уметь анализировать образ главного героя в системе персонажей, составлять устное монологическое высказывание.

Метод проблемного вопроса, коллективная, фрагменты фильма, ИКТ

46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Беседа

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Практикум

48

Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина.

Практикум

49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению

Семинар

Уметь анализировать роман в аспекте литературного направления, письменное высказывание на литературную тему.

Индивидуальная, репродуктивный, составление письменного монологического высказывания

50

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Урок контроля

51

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие  успехи. «Вечера на хуторе близ Деканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.гоголя. «Мертвые души».  Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Лекция

Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя, соотносить с проблематикой и идейном содержанием основных произведений писателя. Уметь анализировать поэму,  выявляя ее специфические особенности  жанра и композиции. Смысл названия поэмы, системы персонажей, идейного смысла, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее

Индивидуальная, групповая,  Эвристический, коллективно-индивидуальная, выразительное чтение.

52

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

Беседа, практикум

Выразительное чтение эпизода. Анализ эпизода.

53

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

Беседа, практикум

54

Образ города в поэме «Мертвые души»

Беседа

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Беседа

Выборочное чтение, метод постановки проблемного вопроса, эвристический метод, фрагменты спектакля.

56

«Мертвые души» - поэма о величии Росии. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Подготовка к сочинению.

Семинар

57

«Мертвые души». Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г Белинского. Подготовка к сочинению.

Семинар

58

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность  не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир и угроза его распада.

Лекция, беседа

Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя, соотносить с проблематикой и идейном содержанием основных произведений писателя. Уметь анализировать пьесу,  выявляя ее специфические особенности  жанра и композиции. Смысл названия поэмы, системы персонажей, идейного смысла, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее.

Методика постановки проблемного вопроса, работа с книгой, выразительное чтение по ролям, анализ эпизода комедии.

59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

Беседа

Знать жанровые признаки комедии.

60

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Беседа, лекция

Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя. Анализировать повесть,  выявляя ее специфические особенности  жанра и композиции. Смысл названия поэмы, системы персонажей, идейного смысла, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее

61

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Беседа, лекция

62

Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развития понятие о повести.

Знать жанровые признаки повести, уметь анализировать произведение в аспекте жанра. Разовьют понятие о повести.

Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение.

63

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания  автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Урок внеклассного чтения

Знать основные особенности творчества и мировоззрения писателя. Анализировать повесть,  выявляя ее специфические особенности  жанра и композиции. Смысл названия поэмы, системы персонажей, идейного смысла, используя элементы литературоведческой терминологии, излагать устно и письменно свою точку зрения, аргументируя ее

64

А, П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19века и  чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

Лекция

Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение.

65

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Беседа

Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение.

66

Подготовка к сочинению-  «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся).

Урок развития речи

67

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирической поэзии.

Уроки внеклассного чтения

Разовьют понятие о жанрах лирических произведений

Индивидуальные сообщения

68

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

Лекция

Репродуктивный, коллективная, конспектирование, работа с книгой

69

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевич. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Лекция, беседа.

Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение.

70

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

Практикум

71

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце» Сатира на общество шариковых и швондеров.

Лекция

Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение.

72

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

Практикум

73

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Образ главного героя.

Беседа

Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение.

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

Практикум

75

А.И.Солженицын. Слово о писателе. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика в рассказе «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе.

Беседа

Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение.

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» . Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

Беседа

77

Контрольная работа по произведениям второй половины 19-20 века.

Урок контроля

78

Русская поэзия Серебряного века.

Лекция, урок-концерт

Знать особенности поэзии Серебряного века, иметь представление о жанровом многообразии литературного периода начала 20века, уметь анализировать стихотворение в аспекте творческого метода автора, жанра, философской проблематики, своеобразия размера, ритма, тематики, смысла названия и биографического комментария. Уметь анализировать стихи поэта  в аспекте традиции и новаторства.

79

А.А.Блок. Слово о писателе. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Беседа, практикум

Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение.

80

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Беседа

81

Размышление о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.»Письмо к женщине», Не жале., не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.

Практикум

82

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?». «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

Беседа, практикум

83

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

Беседа, практикум

84

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэзии Цветаевой.

Лекция, беседа

Коллективная, эвристический, метод постановки проблемного вопроса, выборочное чтение, чтение наизусть.

85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Практикум

86

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.»Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»,  Философский характер  лирики Заболоцкого.

Беседа

87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Беседа

88

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Практикум

Знать особенности поэтики А.А.Ахматовой

Работа с книгой, конспектирование, индивидуальная, ТСО, эвристический метод, чтение наизусть

89

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», Во всем мне хочется дойти …». Философская глубина лирики Пастернака.

Беседа, практикум

Иметь представление о философской глубине лирики Пастернака, особенностях поэтики стихов о природе и любви

90

А.А.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», Весенние строчки».

Беседа, практикум

Иметь представление об интонации и стили стихотворений о природе и Родине

Работа с книгой, конспектирование, индивидуальная, ТСО, эвристический метод, чтение наизусть

91

А.А.Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

Беседа

Знать особенности интонации стихов о войне

92

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 и 20 веков.

Урок внеклассного чтения

Индивидуально-групповые сообщения, использование дополнительного справочного материала.

93

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 и 20 веков.

Урок внеклассного чтения

94

Зачетное занятие по русской лирике 20 века.

Урок контроля

95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…», Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла. («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Урок внеклассного чтения

Знать жанровые, эстетические, особенности, систему персонажей, особенности конфликта  античной литературы, литературы Возрождения.

Выборочное чтение, чтение по ролям, коллективная, репродуктивный, ТСО

96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты) Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

Лекция

97

У.Шекспир. Слово о поэте.  «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение  героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Лекция

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Урок внеклассного чтения

Знать жанровые, эстетические, особенности, систему персонажей, особенности конфликта  античной литературы, литературы Возрождения.

Работа с книгой, конспектирование, индивидуальная, ТСО, эвристический метод.

99

И.-В. Гетте. Слово о писателе.  «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиск справедливости и смысла человеческой жизни.

Лекция

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Грэтхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Урок внеклассного чтения

101

Выявления уровня литературного развития учащихся.

Беседа, тестирование

102

Выявления уровня литературного развития учащихся.

Беседа, тестирование

5. Формы и средства контроля образовательных результатов учащихся.

- сочинение на литературную тему;

- выразительное чтение  наизусть (признак правильного понимания текста);

- монологический устный ответ;

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица);

- анализ эпизода;

- сенквейн;

- реферат;

- сообщение;

- зачет.

6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И С.Збарский, В.П.Полухин. Москва, «Просвещение», 2009 год.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
  4. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие.- М.: Дрофа, 2006.-172 с.
  5. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.- 352 с.
  6. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.
  7. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...