Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Вострикова Ольга Викторовна

Рабочая программа по предмету «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Основной образовательной программы  , с учетом  авторской программы по литературе  под редакцией  В.Я.Коровиной 5-9  класс    (М: Просвещение , 2014 ) и   линии учебников «Просвещение», 2014.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat5.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Сергиев Посад

       

                                                                                                    Утверждаю

                                                                                                                                                 

                                                                                                     Директор _______________(Захарова Г.П.)

                                                                                                    «__»____________ 2015 г.

Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

для 5 класса

                                                                 Составитель: Вострикова Ольга Викторовна

                                                                 учитель русского языка и литературы  второй  категории

2015 год

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по предмету «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ СОШ №8  , учебного плана на 2015-2016 учебного года , с учетом  авторской программы по литературе  под редакцией  В.Я.Коровиной 5-9  класс    (М: Просвещение , 2014 ) и   линии учебников «Просвещение», 2014.  В рамках предмета «Литература» изучается предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

порядочность (2ч), совесть ( 1ч), доверие и доверчивость (1ч), милосердие и сострадание (3ч), правда и ложь (3ч),  честь и достоинство (1ч), терпеливость и терпение (2ч), мужество (4ч),  равнодушие и жестокость (1ч.)

Цели и задачи рабочей программы:

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. 

Общая характеристика учебного предмета

 Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Место и роль учебного курса «Литература»

        На изучение предмета в 5 классе отводится 3 часа в неделю (102ч в год)

 

Личностные, метапредметные и предметные  результаты  освоения учебного предмета.

Личностные результаты :

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты :

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты :

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета.

Введение (1ч)

Устное народное творчество (10 ч.)

 Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки. Сказки о животных, волшебные, бытовые.

«Царевна-лягушка».

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Древнерусская литература (2ч.)

«Повесть временных лет» . «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». 

Теория литературы. Летопись.

Русская  литература XVIII века. (2ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Русская  литература  XIX века. (41ч)

Иван Андреевич Крылов. «Ворона и Лисица»,  «Свинья под дубом».  «Волк на псарне» 

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. «Спящая царевна».«Кубок». 

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворение «Няне» 

«У лукоморья дуб зеленый…».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». .

 Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино» 

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь «Заколдованное место».

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. 

 «Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Стихотворение «Крестьянские дети». 

 Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» 

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет.  «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» 

Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник».  Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов.  «Хирургия»  Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»;  И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Русская  литература XX века (29ч)

Иван Алексеевич Бунин. «Косцы». 

Владимир Галактионович Короленко.  «В дурном обществе». 

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин.  Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» .

Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка». 

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». 

Самуил Яковлевич Маршак. «Двенадцать месяцев» 

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов.«Никита». 

 Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро». 

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.)  К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста».

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. «Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (2ч)

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы».

Зарубежная литература (15ч.)

Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». 

Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»(отрывок). 

Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». 

 Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»(отрывок). 

Джек Лондон. «Сказание о Кише» 

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение.

  1. В.Я.Коровина.  В.П.Журавлев, В.И. Коровин . Литература .Рабочие программы . 5-9 класс. М.:Просвещение,2014.
  2. В.Я.Коровина. Литература 5 класс. Учебник для  общеобразовательных организаций.. М.: Просвещение, 2014
  3. В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы для 5 класса, М.Просвещение, 2015
  4. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе  5 класс. М.:Вако, 2014

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

        Ученик научится, ученик получит возможность:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

 – выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

 – использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

 – выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

 – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приѐмы, характерные для народных сказок.

        Ученик получит возможность научиться:

 – выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

 – осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

 – воспринимать художественный текст как произведение искусства;

 – определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своѐ отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусства.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического

объединения учителей

гуманитарного цикла

«__»______________ 2015 г. №__

СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР

_______________ (Калиновская М.А.)

«__»____________ 2015 г.

Календарно-тематическое планирование.

№ пп

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение  ( 1 час)

1

Техника безопасности в кабинете русского языка и литературы.

Роль книги в жизни человека.

 Беседа дискуссия о роли книги в современной жизни и ее место среди других источников информации. Чтение и обсуждение статьи учебника.  Творческий пересказ.

Раздел 1. Устное народное творчество ( 10 ч.)

2

 Фольклор - устное народное творчество.

Актуализация сведений о фольклоре. Чтение и обсуждение статьи учебника.

3

Малые жанры фольклора.

Сопоставление вариантов фольклорных произведений. Письменное выполнение заданий из раздела «Читаем, думаем, спорим».

4

Сказка - вид народной прозы . Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

Актуализация представлений о сказках. Выделение жанровых особенностей сказок. Выразительное чтение сказки

5

«Царевна-лягушка» .Василиса премудрая и Иван-царевич.

 Выразительное чтение сказки . Составление плана. Пересказ эпизода.

6

Художественный мир  сказки «Царевна-лягушка» .

Чтение по ролям, обсуждение. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

7

«Иван - крестьянский сын и чудо- юдо» - волшебная сказка героического содержания.

Чтение и пересказ фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Выявление этапов развития сюжета. Участие в коллективном диалоге.

8

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

Беседа о главных  и второстепенных  героях сказки. Групповые мини-исследования : поиск и изучение слов и выражений , в которых дается оценка героев.

9

Сказки о животных . «Журавль и цапля»

Ознакомительное чтение, обсуждение. Выявление характерных для сказок художественных приемов и элементов. Пересказ.

10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

Выразительное чтение сказки по ролям и ее пересказ от лица героя. Участие в коллективном диалоге.

11

 Мои любимые русские народные сказки.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство». Викторина.

Раздел 2 . Древнерусская литература. (  2 ч.  )

12

Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока –киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Чтение и обсуждение статьи учебника. Сопоставление плана.  Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов. Беседа по вопросам.

13

«Подвиг отрока –киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Чтение и пересказ. Беседа по вопросам. Нравственная оценка поступков героев летописного сказания.

Раздел 3.  Русская литература 18 века   (2ч.)

14

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Сопоставление плана  Лекция учителя. Комментированное чтение. Беседа по вопросам.

15

Юмористическое нравоучение «Случилось вместе два Астронома в пиру»

Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Словарная работа. Участие в коллективном диалоге.

Раздел 4. Из русской литературы 19 века (41 ч.)

16

Басня как литературный жанр.

Выразительное чтение . Чтение и обсуждение статьи учебника.

17

Басенное творчество И.А.Крылова. Басня «Волк на псарне»

Выразительное чтение . Чтение и обсуждение статьи учебника. Комментирование эпиграфа, незнакомых слов и понятий.

18

Крылов .Басни. «Свинья под дубом»,»Ворона и лисица»

Комментированное чтение. Работа с репродукциями и иллюстрациями.

19

Итоговое повторение  по басням Крылова.

Выразительное чтение. Анализ текста, беседа по вопросам , составление  вопросов для викторины.

20

В.А.Жуковский. «Спящая царевна»

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана. Беседа по вопросам.

21

Черты литературной и народной сказки в произведении В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Выразительное чтение . Беседа по вопросам.   Обсуждение иллюстраций к сказке.

22

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Кубок»

 Работа со словарем литературоведческих терминов. Составление цитатного плана.

23

 А.С.Пушкина, Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няня»

Чтение и обсуждение статьи учебника.  . Составление плана статьи. Устное словесное рисование портрета. Работа со словарем литературоведческих терминов

24

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» -собирательная картина народных сказок.

Выразительное  чтение. Обсуждение понятия «пролог» . Участие в коллективном диалоге.

25

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.

 Выразительное чтение. Пересказ фрагментов. Анализ текста. Работа с репродукцией. Составление устных характеристик героев.

26

Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Различные виды пересказов.  Сопоставительный анализ сказки Пушкина и фольклорных сказок. Беседа по вопросам.

27

Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Изучение статей учебника. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия.

28

 Мои любимые сказки Пушкина.

Пересказ, составление вопросов. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины.

29

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

Создание письменных высказываний  различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев. Выполнение тестовых заданий.

30

Русская литературная сказка. А.Погорельский  «Черная курица, или Подземные жители».

Комментированное чтение. Анализ текста. Пересказ эпизодов. Участие в коллективном диалоге.

31

«Черная курица или подземные жители» как нравоучительное произведение.

Пересказ, составление вопросов. Участие в коллективном диалоге.

32

М.Ю.Лермонтов «Бородино» как отклик на 25 годовщину бородинского сражения.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения.

33

М.Ю.Лермонтов «Бородино» : проблематика и поэтика.

Выразительное чтение. Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятие «эпитет», «сравнение», «метафора», «звукопись».

34

«Ашик-Кериб» как литературная сказка.

Выразительное чтение. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Инсценирование фрагментов.

35

Н.В. Гоголь. Сборник «Вечера на хуторе близ  Диканьки». «Заколдованное место».

Чтение и обсуждение статьи учебника.  Выразительное чтение. Пересказ и анализ  фрагментов текста. Обсуждение иллюстраций.

36

Н.В. Гоголь «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

Выразительное чтение эпизодов. Поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Анализ  различных форм выражения авторской позиции.

37

«Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

Краткий пересказ. Выразительное чтение эпизодов. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Устное иллюстрирование.

38

Н.А.Некрасов . Начало литературной деятельности. «Мороз, красный нос»

Выразительное чтение.  Беседа по вопросам. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятие «эпитет»

39

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,

Создание письменных высказываний  различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев. Выполнение тестовых заданий.

40

 Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Труды и забавы крестьянских детей.

Выразительное чтение. Беседа по вопросам. Анализ  различных форм выражения авторской позиции. Работа с иллюстрациями.

41

«Крестьянские дети». Язык стихотворения.

Выразительное чтение. Комментирование лексики., определение ее стилистической окраски. Анализ  различных форм выражения авторской позиции. Работа с иллюстрациями.

42

И.С.Тургенев . Рассказ «Муму» как повесть о крепостном праве.

Чтение и обсуждение статьи учебника.  Выразительное чтение по ролям. . Элементы анализа текста.  

43

«Муму» как протест против рабства

Выборочный пересказ эпизодов. Работа с планом . Подбор цитат. Беседа по вопросам.

44

«Муму» : система образов.

Устные рассказы о Герасиме. Составление планов его характеристики .Чтение по ролям. Анализ текста.

45

И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятие «портрет», «пейзаж». Составление плана ответа на проблемный вопрос.

46

Лирика Фета. Стихотворения «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»

Чтение и обсуждение статьи учебника.  . Составление плана статьи. Выразительное чтение. Рассказ о стихотворении  по вопросам учебника. Словарная  работа.

47

Л.Н.Толстой.  «Кавказский пленник» : русский офицер в плену у горцев.

Рассказ учителя. Выразительное чтение. Беседа по вопросам. Словарная  работа.

48

«Кавказский пленник» : Жилин и Костылин.

Сопоставление персонажей рассказа и составление плана сравнительной характеристики. Пересказ текста. Работа с иллюстрациями.

49

«Кавказский пленник» письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат на заданную тему.  Составление устного и письменного ответа на вопрос.

50

Контрольная работа по  творчеству  Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. Л.Н, Л.Н.Толстого.

Создание письменных высказываний  различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев. Выполнение тестовых заданий

51

А.П. Чехов.  Рассказ «Хирургия».

Чтение  и обсуждение статьи учебника. Комментированное чтение. Беседа по вопросам.

52

А.П. Чехов.  Рассказ «Хирургия».

Рассказ учителя. Комментированное чтение. Беседа по вопросам.

53

 Рассказы Чехова.

Выразительное чтение, в том числе по ролям. Анализ текста. Характеристика и нравственная оценка героев

54

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды» «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной»

Чтение  и обсуждение статьи учебника. Комментированное чтение. Беседа по вопросам. Анализ стихотворения по вопросам учителя  с использованием цитирования.

55

А.Н.Майков. «Ласточки» И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок) И.З.Суриков . «Зима». А.Н.Плешеев. «Весна».

Чтение  и обсуждение статьи учебника. Комментированное чтение. Беседа по вопросам. Анализ стихотворения по вопросам учителя  с использованием цитирования.

56

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

Чтение  статьи учебника.  . Составление плана статьи. Выразительное чтение. Рассказ о стихотворении  по вопросам учебника

Раздел 5. Русская литература 20 века ( 29ч.)

57

И.А.Бунин.  «Косцы»

Чтение, обсуждение, составление тезисов статьи учебника. Выразительное чтение. Беседа по вопросам.

58

И.А.Бунин «Подснежник»

59

В.Г.Короленко «В дурном обществе» : судья и его дети.

Рассказ о писателе.  Выразительное чтение фрагментов. Анализ текста.

60

 В.Г.Короленко «В дурном обществе» : семья Тыбурция.

Сопоставление персонажей рассказа и составление плана сравнительной характеристики. Пересказ текста.

61

В.Г.Короленко «В дурном обществе» : «дурное общество» и «дурные дела»

Выразительное чтение фрагментов. Анализ текста.

Участие в коллективном диалоге.

62

Обучение работе над сочинением.

Словарная работа. Работа над планом сочинения.

63

Поэтическое изображение Родины   и родной природы в стихотворениях С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями».

Чтение  статьи учебника. Выразительное чтение. Рассказ о стихотворении  по вопросам учебника

64

П.П. Божов «Медной горы Хозяйка». Образы героев сказа

Выразительное чтение, в том числе по ролям. Анализ текста. Характеристика и нравственная оценка героев . Беседа по вопросам.

65

П.П.Божов «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

Комментированное чтение. Составление плана. Беседа по вопросам.

66

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Ознакомительное чтение статей учебника.  Словарная работа. Выразительное чтение. Анализ текста.

67

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» : язык сказки.

Поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Анализ  различных форм выражения авторской позиции.

68

К.Г.Паустовский « Заячьи лапы» и другие рассказы.

Выразительное чтение. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

69

С.Я.Маршак. «Сказки для детей»

  70

С.Я.Маршак . Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои.

Выразительное чтение по ролям. Пересказ эпизодов.  Анализ текста. Нравственная оценка героев .

71

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа.

Театрализованное представление сцен из пьесы-сказки(по группам). Сопоставление пьсы-сказки и ее фольклорных источников.

72

«Двенадцать месяцев» . Ответ на один из проблемных вопросов.

Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат на заданную тему.  Составление устного и письменного ответа на вопрос.

73

А.П.Платонов «Никита» : человек и природа.

Чтение, обсуждение, составление тезисов статьи учебника. Выразительное чтение. Беседа по вопросам.

74

«Никита»: быль и фантастика.

Поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Анализ  различных форм выражения авторской позиции.

75

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстренной ситуации.

Рассказ учителя. Выразительное чтение. Характеристика и нравственная оценка героя . Беседа по вопросам.

76

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

 Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге.  Письменная самостоятельная работа.

77

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат на заданную тему.  Составление устного и письменного ответа на вопрос.

78

Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Написание сочинения.

79

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

 Сообщения учеников. Выразительное чтение, в том числе наизусть. Участие в коллективном диалоге.

80

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете...»

Сообщения учеников. Выразительное чтение , в том числе наизусть. Участие в коллективном диалоге

81

 Саша Черный  «Кавказский пленник»

Ознакомительное чтение и анализ статьи учебника. Беседа по вопросам. Работа со словарем литературоведческих терминов.

82

Саша Черный. «Игорь-Робинзон».

Выразительное чтение. Беседа по вопросам. Выявление способов создания комического.

83

Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

Выразительное чтение. Беседа по вопросам. Выявление способов создания комического.

84

Контрольная работа по произведениям писателей 20 века.

Создание письменных высказываний  различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев. Выполнение тестовых заданий.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (2ч)

85

И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Выразительное чтение , в том числе наизусть. Участие в коллективном диалоге

86

Стихотворения  Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева «Аленушка». Н.Рубцов. «Родная деревня»

Выразительное чтение. Выявление общего и индивидуального в литературном образе родины в творчестве русских писателей.

Раздел 6 . Зарубежная литература (15 ч.)

87

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» : верность традициям предков.

 Презентация и защита собственных иллюстраций. Рассказ учителя. Выразительное чтение. Словарная работа. Составление цитатного плана.

88

Даниель Дефо «Робинзон Крузо» : необычайные приключения героя.

Чтение, обсуждение, составление плана статьи учебника. Выразительное чтение. Беседа по вопросам.

89

Даниель Дефо «Робинзон Крузо» : характер героя.

Пересказ эпизодов. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя.

90

Даниель Дефо «Робинзон Крузо» : произведение о силе человеческого духа.

Характеристика и нравственная оценка героя . Беседа по вопросам.

91

Ханс Кристиан Андерсон «Снежная королева» : реальность и фантастика.

Сообщение о сказочнике. Выразительное чтение. Элементы анализа текста. Участие в коллективном диалоге.

92

Ханс Кристиан Андерсон «Снежная  королева»: сказка о великой силе любви.

Выразительное чтение. Характеристика и нравственная оценка героя . Беседа по вопросам.

93

Ханс Кристиан Андерсон «Снежная  королева»:  «что есть красота?»

Выразительное чтение. Характеристика и нравственная оценка героя . Беседа по вопросам.

94

Х.-К. Андерсен . Волшебные сказки.

Выразительное чтение. Характеристика и нравственная оценка героя . Беседа по вопросам.

95

Х.-К. Андерсен . Сказки о предметах окружающего мира.

Элементы анализа текста. Участие в коллективном диалоге.

96

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» : неповторимый мир детства.

Рассказ учителя. Комментированное чтение фрагментов.  Составление характеристики героя.

97

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» : дружба героев.

Выразительное чтение Устные ответы на вопросы.

98

«Приключения Тома Сойера»  - любимая книга многих поколений читателей.

Элементы анализа текста. Участие в коллективном диалоге.

99

Джек Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

Чтение, обсуждение, составление плана статьи учебника. Выразительное чтение Устные ответы на вопросы.

100

Джек Лондон «Сказание о Кише»: мастерство писателя.

Элементы анализа текста. Участие в коллективном диалоге.

101

Контрольная работа  по произведениям зарубежных писателей.

Создание письменных высказываний  различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев. Выполнение тестовых заданий.

102

Итоговый урок по курсу литературы в 5 класса

Участие в игровых видах деятельности, литературных конкурсах. Отчеты о выполнении индивидуальных учебных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе(базовый уровень) 5-9 классы

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе (Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, опубликованной в сборнике «Программа для 5-11 классов общеобразовательной школы», М.,»Рус...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 6 класса

Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 класса  составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта   с учетом  авторской программы по литератур...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Литература» для 9 класса  составлена  в соответствии  с базисным учебным планом  2004 г., на основе авторской программы по литературе  под редак...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др.

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 8 класса к учебнику  В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др. (ФГОС)...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 9 класса

Программа составлена в соответствии с авторской программой литературного образования для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва....