Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Вострикова Ольга Викторовна

Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 класса  составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта   с учетом  авторской программы по литературе  под редакцией  В.Я.Коровиной 5-9  класс    (М: Просвещение , 2014 ) ,  линии учебников  Просвещение, 2014. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat6.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Сергиев Посад

       

                                                                                                    Утверждаю

                                                                                                                                                 

                                                                                                     Директор _______________(Захарова Г.П.)

                                                                                                    «__»____________ 2016 г.

Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

для 6 класса

                                                                 Составитель: Вострикова Ольга Викторовна

                                                                 учитель русского языка и литературы  второй  категории

2016 год

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 класса  составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Основной общеобразовательной программы основного общего образования  МБОУ СОШ №8  , учебного плана на 2016-2017 учебного года  с учетом  авторской программы по литературе  под редакцией  В.Я.Коровиной 5-9  класс    (М: Просвещение , 2014 ) ,  линии учебников  Просвещение, 2014.

        

Цели и задачи рабочей программы:

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

 

Общая характеристика учебного предмета

 Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

 

          Место и роль учебного курса «Литература»

        На изучение предмета в 6 классе отводится 3 часа в неделю (102ч в год)

 

Личностные, метапредметные и предметные  результаты  освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Содержание учебного предмета.

Введение (1ч)

Устное народное творчество(4ч.)

 Обрядовый фольклор (Обрядовый фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки)

Из древнерусской литературы (1ч.) 

Русская летопись.

Из литературы XVIII века. (1ч.)

И.И.Дмитриев «Муха». 

Из литературы XIX века. (50ч)

И. А.  Крылов. «Осел и соловей»,  «Листы и корни»,  «Ларчик» 

А. С. Пушкин.  «Узник» , «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Зимняя дорога».

«Барышня-крестьянка», «Дубровский»

 М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Листок»,  «На севере диком стоит одиноко..»,

 «Утес», «Три пальмы»

И. С.  Тургенев. «Бежин луг» 

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «Листья», «С поляны коршун поднялся…»

А. А. Фет.  «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы» .

Н. А. Некрасов. «Железная дорога».

Н.С.Лесков «Левша». «Человек на часах»

А. П. Чехов.  «Толстый и тонкий»  

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века. (Я.П.Полонский , Е.А.Баратынский

А.К.Толстой)

   

Из  русской литературы XX века (26ч)

И.А.Куприн.  «Чудесный доктор»

А.С.Грин. «Алые паруса»

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок», «Цветок на земле»

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне .  К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов. «Сороковые».

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

В.Г.Распутин. «Уроки французского»

В.М.Шукшин. «Критики»

Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Родная природа в русской поэзии XX века .(А.А.Блок, С.А.Есенин, А.А.Ахматова, Н.М.Рубцов)

Из   литературы народов России (2ч)

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда».

Из зарубежной литературы (17ч.)

Мифы народов мира.

М.Сервантес «Дон Кихот»

Ф.Шиллер «Перчатка»

П.Мериме «Маттео Фальконе»

А.де Сент-Экзюпери. «Маленькийпринц»

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение.

  1. В.Я.Коровина.  В.П.Журавлев, В.И. Коровин . Литература .Рабочие программы . 5-9 класс. М.:Просвещение.2014.
  2. В.Я.Коровина. Литература .6 класс. Учебник для  общеобразовательных организаций.. М.: Просвещение, 2015
  3. В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы для 6 класса. М.Просвещение .2015
  4. Р.Г.Ахмадуллина .Литература Рабочие тетради 5 класс.
  5. Н.В.Егорова. Поурочные разработки литературе  6 класс. М.:Вако.2015

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

        Ученик научится, ученик получит возможность:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

 – выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

 – использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

 – выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

 – пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приѐмы, характерные для народных сказок;

 – выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

 – осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

 – воспринимать художественный текст как произведение искусства;

 – определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своѐ отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусства.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического

объединения учителей

гуманитарного цикла

«__»______________ 2015 г. №__

СОГЛАСОВАНО.

Зам.директора по УВР

_______________ (Калиновская М.А.)

«__»____________ 2015 г.

Календарно-тематическое планирование.

№ пп

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение  ( 1 час)

1

Художественное произведение, автор, герои.

Чтение и обсуждение статьи учебника.  Творческий пересказ. Участие в коллективном диалоге.

Раздел 1. Устное народное творчество ( 4 ч.)

2

 Обрядовый фольклор.

Актуализация сведений о фольклоре. Чтение и обсуждение статьи учебника.

3

Пословицы и поговорки.

Сопоставление пословиц и поговорок. Устное выполнение заданий из раздела «Читаем, думаем, спорим».

4

Загадки.

Чтение и толкование загадок. Выделение жанровых особенностей .

5

Урок-посиделки «Русский фолклор»

 Составление плана ответа на проблемные вопросы.

Раздел 2 . Древнерусская литература. (  1 ч.  )

6

Русская летопись.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Сопоставление плана.  Беседа по вопросам.

Раздел 3.  Русская литература 18 века   (2ч.)

7

Русские басни. И.И.Дмитриев.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана. Комментированное чтение. Беседа по вопросам.

Раздел 4. Из русской литературы 19 века (50 ч.)

8

И.А.Крылов.  «Осел и соловей»

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение басни.  

9

И.А.Крылов. «Листы и корни»

Выразительное чтение. Комментирование незнакомых слов. Характеристика героев басни.

10

И.А.Крылов. «Ларчик».

Комментированное чтение. Работа с репродукциями и иллюстрациями.

11

Русские басни.

Выразительное чтение. Анализ текста, беседа по вопросам , составление  вопросов для викторины.

12

А.С.Пушкин.  «И.И.Пущину»

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана. Беседа по вопросам.

13

А.С.Пушкин.  «Узник»

Выразительное чтение . Беседа по вопросам. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза».

14

А.С.Пушкин.  «Зимнее утро»

 Работа со словарем литературоведческих терминов.

Выразительное чтение . Беседа по вопросам. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «антитеза».

15

 А.С.Пушкин.  «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина.

Составление плана анализа стихотворения. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих стихотворный размер.

16

А.С.Пушкин. Двусложные размеры стиха.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие

17

А.С.Пушкин. «Дубровский». Дубровский-старший и Троекуров.

 Выразительное чтение. Пересказ фрагментов. Анализ текста. Работа с репродукцией. Составление устных характеристик героев.

18

«Дубровский»: бунт крестьян.

 Составление плана  анализа эпизода. Беседа по вопросам.

19

«Дубровский»: история любви.

Выразительное чтение.   Анализ форм выражения авторской позиции.

20

 «Дубровский»: протест Владимира Дубровского.

Пересказ, составление вопросов. Участие в коллективном диалоге.

21

«Дубровский»: композиция романа.

Чтение и обсуждение статьи учебника. Работа со словарем литературоведческих терминов.  Выделение этапов развития сюжета и элементов композиции.

22

«Дубровский»: мое понимание романа Пушкина

Составление цитатного плана высказывания на один из проблемных вопросов.

  23

«Дубровский»: мое понимание романа Пушкина

Письменный ответ на проблемный вопрос.

24

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». « Барышня-крестьянка»: сюжет и герои.

Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика и нравственная оценка героев.

25

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести.

Выразительное чтение. Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятие «антитеза», «композиция».

  26

«Повести Белкина»: проблемы и герои.

Выразительное чтение. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Инсценирование фрагментов.

27

М.Ю.Лермонтов.  «Тучи».

Чтение и обсуждение статьи учебника.  Выразительное чтение. Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятие  «сравнение», «поэтическая интонация»

28

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге.

29

М.Ю.Лермонтов.  «Листок».

Выразительное чтение. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных  средств языка.

30

М.Ю.Лермонтов.  «Утес», «На севере диком стоит одиноко…»

Выразительное чтение.  Беседа по вопросам. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятие «символ»

31

М.Ю.Лермонтов. Лирика. Подготовка к сочинению по анализу стихотворения.

Выразительное чтение. Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих стихотворные размеры. Составление  плана высказывания на один из проблемных вопросов.

32

И.С.Тургенев . «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

Выразительное чтение. Беседа по вопросам. Анализ  различных форм выражения авторской позиции. Работа с иллюстрациями.

33

«Бежин луг»: образы крестьянских детей.

Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятие «портретная характеристика» . Выразительное чтение. Анализ  различных форм выражения авторской позиции. Работа с иллюстрациями.

34

«Бежин луг»: картины природы.

Чтение и обсуждение статьи учебника.  Выразительное чтение по ролям. . Элементы анализа текста.  

35

И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из  «Записок охотника»

Выборочный пересказ эпизодов. Нравственная оценка героев рассказа. Подбор цитат. Беседа по вопросам. Викторина на знание текста рассказов.

36

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело»

Чтение и обсуждение статьи учебника. Составление плана статьи. Выразительное чтение. Рассказ о стихотворении по вопросам учебника. Словарная работа.

37

Ф.И.Тютчев.  «С поляны коршун поднялся…»

Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятие «антитеза». Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении.

38

Ф.И.Тютчев.  «Листья»

Выразительное чтение. Рассказ о стихотворении  по вопросам учебника. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных  средств языка поэта

39

А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных  средств языка поэта.

40

А.А.Фет. «Еще майская ночь»

Выразительное чтение. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных  средств языка поэта. Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении.

41

А.А.Фет. «Учись у них – у дуба, у берзы…»

Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге.

42

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет . Лирика. (урок развития речи)

Составление плана сопоставительного анализа стихотворений.

43

Н.А.Некрасов. «Железная дорога» : автор и народ.

Чтение  и обсуждение статьи учебника. Комментированное чтение фрагментов. Беседа по вопросам.

  44

Н.А.Некрасов. «Железная дорога» : своеобразие композиции стихотворения.

Устные ответы на вопросы ( с использованием цитирования).  Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных  средств языка поэта.

45

 Н.С.Лесков.  «Левша»: народ и власть

Чтение  и обсуждение статьи учебника . Составление плана статьи. Выразительное чтение. Анализ текста. Характеристика и нравственная оценка героев

46

«Левша» : язык сказа. Понятие об иронии.

Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск  примеров , иллюстрирующих понятие «ирония», «сказ»

47

«Левша» (урок развития речи). Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

Составление плана письменного высказывания. Письменный ответ на проблемный вопрос.

48

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Выразительное чтение фрагментов. Беседа   по вопросам учебника. Анализ форм выражения авторской позиции .

49

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»: герои рассказа.

Чтение  и обсуждение статьи учебника, составление плана. Анализ текста. Участие в коллективном диалоге.

50

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»:

источники комического в рассказе.

Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск  примеров , иллюстрирующих понятие «комическое», «юмор»

51

А.П.Чехов . Рассказы.

Выразительное чтение рассказов и инсценирование их фрагментов.

52

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Выразительное чтение. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных  средств языка поэта. Участие в коллективном диалоге.

53

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Выразительное чтение. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных  средств языка поэта. Участие в коллективном диалоге

54

Романсы на стихи русских поэтов.

Прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов . Обсуждение пейзажных полотен, созвучных романсам.

Раздел 5. Русская литература 20 века ( 26ч.)

55

А.И. Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип.

Чтение, обсуждение, составление тезисов статьи учебника. Выразительное чтение. Беседа по вопросам.

56

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.

Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев.

57

А.С.Грин. «Алые паруса» : мечта и действительность.

Рассказ о писателе.  Выразительное чтение фрагментов. Анализ текста.

58

А.С.Грин «Алые паруса» : Ассоль и Грей.

Сопоставление персонажей рассказа и составление плана сравнительной характеристики. Пересказ текста.

59

А.П.Платонов «Неизвестный цветок»: образы –символы в сказке.

Выразительное чтение фрагментов. Анализ текста.

Участие в коллективном диалоге.

60

А.П.Платонов. Рассказы. «Цветок на земле», «Корова» и др.

Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев.

61

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Чтение  статьи учебника. Выразительное чтение.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных  средств языка поэта. Участие в коллективном диалоге.

62

Д.С.Самойлов. «Сороковые»

Выразительное чтение. Анализ текста. Беседа по вопросам.

63

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.

Комментированное чтение. Составление плана. Беседа по вопросам. Выделение этапов развития сюжета.

64

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»:  проблематика рассказа,  речь героев.

Различные виды пересказов. Анализ форм выражения авторской позиции .

65

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» ( урок развития речи)

Составление плана речевой характеристики героев. Письменный ответ на вопрос.

66

В.Г.Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.

Выразительное чтение. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

67

«Уроки французского»: стойкость главного героя.

Пересказ эпизодов.  Анализ текста. Нравственная оценка героев .

  68

В.Г.Распутин. «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.

Составление плана характеристики учительницы. Пересказ эпизодов.  Анализ текста. Нравственная оценка героев .

69

В.М.Щукшин. «Критики»: образ «странного» героя.

Чтение  статьи учебника. Выразительное чтение.

Участие в коллективном диалоге.

70

В.М.Щукшин. «Чудик», «Срезал»

Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат на заданную тему.  Составление устного и письменного ответа на вопрос.

71

Ф.И. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

Чтение, обсуждение, составление тезисов статьи учебника. Выразительное чтение. Беседа по вопросам.

72

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.

Анализ  различных форм выражения авторской позиции. Поиск  примеров , иллюстрирующих понятие  «юмор».

73

 Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера.

Самостоятельный развернутый ответ на вопрос.

74

Родная природа в русской поэзии 20 века.

 Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге.  

75

С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…» , «Пороша»

Чтение, обсуждение, составление плана статьи учебника. Выразительное чтение. Беседа по вопросам.

76

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Сообщения учеников. Выразительное чтение, в том числе наизусть. Участие в коллективном диалоге.

77

Н.М. Рубцов «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная.

 Выразительное чтение, в том числе наизусть. Участие в коллективном диалоге

78

Н.М.Рубцов «Листья осенние», «В горнице» : человек и природа.

Сообщения учеников. Выразительное чтение , в том числе наизусть. Участие в коллективном диалоге

79

Родная природа в лирике  русских поэтов 19- 20 веков.

Выразительное чтение , в том числе наизусть. Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности.

80

Классное сочинение по произведениям русских поэтов 19-20 веков о родине  и родной природе.

Самостоятельный развернутый ответ на вопрос.

Из литературы народов России (2 ч.)

81

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга»

Чтение и  обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге

82

К. Кулиев  «Когда на меня навалилась беда…»,  «Каким бы ни был малый мой народ».

Выразительное чтение. Выявление общего и индивидуального в литературном образе родины.

Раздел 6 . Зарубежная литература (17 ч.)

83

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

 Рассказ учителя.  Словарная работа. Поиск  примеров , иллюстрирующих понятие  «миф».

84

Подвиг Геракла: воля богов – ум и отвага героя.

Выразительное чтение. Беседа по вопросам. Характеристика героя.

85

Древнегреческие мифы.

Пересказ. Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности.

86

Геродот. «Легенда об  Арионе»

Характеристика и нравственная оценка героя . Беседа по вопросам.

87

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

Сообщение о Гомере. Участие в коллективном диалоге.

88

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

Выразительное чтение фрагментов. Анализ эпизода. Беседа по вопросам.

89

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

Выразительное чтение. Характеристика и нравственная оценка героя . Беседа по вопросам.

90

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» : жизнь героя в воображаемом мире.

Рассказ учителя. Комментированное чтение фрагментов.  

91

«Дон Кихот» : пародия на рыцарские романы.

Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Анализ эпизода. Беседа по вопросам. Поиск  примеров , иллюстрирующих понятие  «пародия».

92

«Дон Кихот» : нравственный смысл романа.

Комментированное чтение фрагментов.  Составление характеристики героя.

93

«Дон Кихот» : «вечные образы» в  искусстве.

Участие в коллективном диалоге.  Анализ различных форм выражения авторской позиции.

94

Ф.  Шиллер «Перчатка» : проблема благородства, достоинства и чести.

Чтение, обсуждение статьи учебника. Поиск  примеров , иллюстрирующих понятие  «баллада».

95

П.Мериме. «Маттео  Фальконе»: природа и цивилизация.

Чтение, обсуждение  статьи учебника. Выразительное чтение Устные ответы на вопросы.

96

«Маттео  Фальконе»: отец и сын  Фальконе, проблемы чести и предательства.

Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Анализ эпизода. Беседа по вопросам. Нравственная оценка героев новеллы.

97

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые.

Чтение, обсуждение  статьи учебника. Выразительное чтение Устные ответы на вопросы.

98

«Маленький принц» как философская сказка-притча.

Анализ эпизода. Беседа по вопросам. Нравственная оценка героев.

99

«Маленький принц» : вечные истины в сказке.

Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев и их поступков.

100

«Маленький принц» : вечные истины в сказке.

Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев и их поступков.

101

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Выполнение тестовых заданий.

102

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса»

Игровые виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе(базовый уровень) 5-9 классы

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе (Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, опубликованной в сборнике «Программа для 5-11 классов общеобразовательной школы», М.,»Рус...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 5 класса

Рабочая программа по предмету «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Основной образовательной программы ...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Литература» для 9 класса  составлена  в соответствии  с базисным учебным планом  2004 г., на основе авторской программы по литературе  под редак...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др.

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 8 класса к учебнику  В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др. (ФГОС)...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 9 класса

Программа составлена в соответствии с авторской программой литературного образования для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва....