М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Кононыхина Анна Викторовна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 2

Тема урока: «М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 3

Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди А.П.Чехов

Слайд 4

Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя М.Е.Салтыков-Щедрин Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России М.Е.Салтыков-Щедрин

Слайд 5

Изображая жизнь, угнетенную «игом безумия», его сатира переходила в трагедию, и в глубине его мрачных картин светился вынесенный из юности и бережно сохраненный идеал добра, справедливости и просвещения Академик Пынин

Слайд 6

Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова) Пороки – тяжелые предосудительные недостатки, позорящие свойства Комментарий – рассуждение, пояснение и критическое замечание по поводу чего-либо. Родина – 1) отечество, родная страна; 2) место рождения Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой, наделенное правами и обязанностями

Слайд 7

1869 год «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Тема Художественные приемы Идея Значение Господа Народ

Слайд 8

Беседа по комментированию эпизодов Что нового вы узнали о генералах из прочитанных эпизодов? Как в этих эпизодах характеризуется мужик? Кто из героев и почему любит и ценит себя? Кто из героев и почему заслуживает уважения?

Слайд 9

Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика? Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

Слайд 10

Заключение В 2006 году исполнилось 180 лет со дня рождения Салтыкова-Щедрина.Его деятельность- это беззаветное служение родине, о которой он говорил : «Я люблю Россию до боли сердечной…» Чему научил нас сегодня М.Е.Салтыков-Щедрин ?

Слайд 11

Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности Выделяют три основных типа мировоззрения: - житейское (обыденное) мировоззрение, под которым подразумевают представления здравого смысла, традиционные взгляды на мир и человека; - религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; -философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира

Слайд 12

Пользуясь статьей учебника «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин», расскажите об убеждениях писателя.

Слайд 13

Мировоззрение М.Е.Салтыкова-Щедрина Жизнь- служение идеалам Творчество – средство борьбы с пороками честь совесть ЛЮБОВЬ ИСТИНА Христианские ценности и вера

Слайд 14

Заполните таблицу и изложите взгляды генералов, доказывая свои суждения цитатами из текста Взгляды генералов Цитаты из сказки 1. 2. 3. 4.

Слайд 15

Взгляды генералов Цитаты Нет необходимости в каких либо знаниях. Главное — это за- работать пенсию. Служба состо- ит в том, чтобы повторять одни и те же слова «Даже слов никаких не знали кроме: «Примите уверение в со- вершенном моем почтении и Преданности» «стали искать, где восток и где запад» Пища появится на столе сразу надо только отдать приказ ку- харке «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что чело веческая пища, в первоначаль ном виде, летает, плавает и на деревьях растет «…признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают

Слайд 16

Взгляды генералов Цитаты Не нужно ничего делать, за тебя все сделают другие Работать за них должен мужик «а что <…> если бы нам найти мужика? <…> Он бы нам сейчас и булок бы подал, и ряб- чиков бы наловил, и рыбы» «сейчас марш работать» «вот как оно хорошо быть ге- нералами — нигде не пропа- дешь Не знают, что такое сострада ние, благодарность «Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас!», «столько денег загребли», «…и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: весе- лись, мужичина»

Слайд 17

Нарисуйте систему персонажей сказки, включив в нее слова из текста, характеризующие героев Генерал, ночная рубашка, орден, учитель каллиграфии Генерал, ночная рубашка, орден, глухое рычание Мужчина-лежебок, запах мякинного хлеба, стал перед ними действовать, взял себе кислое, сплел веревку, в пригоршне суп сварил

Слайд 18

Домашнее задание 1. Прочитать в учебнике статью «Сатира» (с. 346 — 347), выучить термины, подготовить ответы на вопросы 3 — 5 к этой статье 2. Составить кластер «Средства сатиры» 3. Прочитать сказки «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» 4. Сравнить литературную и фольклорную сказки на примере сказки «Премудрый пискарь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....

Тест по литературе для 7 класса М.Е.Салтыков -Щедрин "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

М.Е.Салтыков-Щедрин  "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Тест по литературе для 7 класса....

Урок литературы в 7 классе по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Форма занятия: урок изучения нового материалаЦель: подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказки Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...

Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Значение изучаемого материала для формирования личностного идеала.

Краткосрочный проект "Отражение национального характера в художественной литературе (Н.С. Лесков «Левша», И. А. Бунин «Лапти», М. Е. Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов...

Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».

Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4.   Развивать умение рабо...