П.Санаев "Похороните меня за плинтусом"
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Ващенко Светлана Григорьевна

Презентация поможет разобраться в неоднозначном произведении Санаева, понять идею  его и позицию автора.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Слайд 2

Об авторе Павел Санаев родился в 1969 году в Москве. Мать – Елена Санаева , отчим – Ролан Быков, дед – Всеволод Санаев , жена - Алёна Санаева . Первой работой в кино стала роль школьника в известной кинодраме Ролана Быкова «Чучело» (1983). В 1992 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Будучи студентом снялся в роли военнопленного в картине немецкого режиссёра Максима Дессау «Первая утрата». С 1995 года работал кинопереводчиком . Среди его работ – официальные переводы картин «Властелин колец», « Остин Пауэре », « Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар»

Слайд 3

О повести Повесть «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1994 году. В 1996 её опубликовали в журнале «Октябрь», и в том же году была присуждена премия журнала «Октябрь» за лучший дебют. В 2003 году П. Санаев опубликовал повесть «Похороните меня за плинтусом», чем вызвал огромный читательский резонанс. В 2007 году изданием книги занялось крупнейшее российское издательство «АСТРЕЛЬ», и с этого момента вокруг повести начался настоящий ажиотаж. В 2009 году повесть «Похороните меня за плинтусом» была экранизирована Сергеем Снежкиным со сценарием режиссёра, главные роли в котором исполнили Светлана Крючкова , Мария Шукшина и Алексей Петренко. По книге поставлены спектакли в театрах Санкт-Петербурга, Красноярска, Челябинска, Вильнюса, Будапешта. Книга переведена на французский, немецкий, итальянский, польский, болгарский и др. языки.

Слайд 4

Сюжет книги закручен вокруг одного маленького мальчика, живущего с бабушкой и дедом.

Слайд 5

Мама его оставила у них, так как нашла себе мужа в Сочи.

Слайд 6

Какой предстает перед нами бабушка Саши Савельева? Бабушка постоянно лечит этого парня от непонятных болезней, ходит с ним по врачам, и постоянно унижает, ломая бедному ребенку психику.

Слайд 7

Интересно то, что подлинную историю жизни бабушки мы узнаем лишь в предпоследней главе повести. Какова же эта история? Ближе к середине книги такое аморальное поведение с её стороны объясняется тем, что эта женщина психически не здорова, к тому же, побывав в лечебнице и возвратившись оттуда, она ложится тяжким бременем на плечи своего мужа, угнетая всю семью сразу.

Слайд 8

Дед же в это время наблюдает за ситуацией со стороны, не желая вмешиваться в нее, так как сам является "подкаблучником" - безвольным мужчиной, который не может ничего противопоставить жене. В этом он признается своему лучшему другу, не скрывая сложившейся ситуации.

Слайд 9

Параллельно этому конфликту, развиваются отношения между бабушкой и мамой ребенка, бабушка ненавидит свою дочь, обвиняя её во всех возможных и невозможных грехах, запрещая ей забирать сына из дома, даже несмотря на то, что малыш очень любит свою маму и не желает жить с бабушкой.

Слайд 10

Несколько раз мать пыталась выкрасть ребенка, но только последняя попытка увенчалась успехом. К счастью, повесть имеет очень светлый и добрый конец, выводящий читателя из тяжких размышлений о судьбе ребенка.

Слайд 11

В чем неоднозначность образа бабушки? (Из интервью с Павлом Санаевым : Фильм Сергея Снежкина по вашей книге "Похороните меня за плинтусом" вам не понравился? Не очень. У меня есть к картине конкретные претензии. Во-первых, бабушка в книге - более многогранный персонаж. Она - символ уродливой, но любви. Мы должны увидеть, как бабушка любит. И в книге есть сцены, где она лечит мальчика во время болезни, где она его совершенно искренне называет котик", " любонька ", обращается "дай я тебе ноженьки вытру", "кашки поешь", и говорит соседке теплые слова про него. И в этот момент она его действительно любит. Потом ее переклинивает, она начинает его контролировать и тиранить. Это и есть проблема. В фильме мы видим только тиранию. Причем, на одной ноте. Бабушка там реальный монстр. Любви у нее нет ни грамма, она - чудовище без других граней. Дальше. В книге бабушка умирала оттого, что мальчика забрали. Был ее монолог под дверью со словами; "Оставь его, путь будет воздух мне". И мы не могли ее в тот момент не простить за все, что она сделала до этого. И окончательно она все искупала своей смертью, потому что забрали мальчика, забрали воздух, забрали возможность любить. В фильме она просто начала бегать вокруг стола, ее хватил удар, она умерла.

Слайд 12

Почему, анализируя повесть Павла Санаева , уместно говорить о конфликте поколений ? Восьмилетний Саша Савельев воспитывается бабушкой, которая до безумия его любит. Но порой безумная любовь перерастает в уничтожающую личность тиранию. Скрытый конфликт между бабушкой и мамой мальчика, который мы наблюдаем с первых страниц повести, достигает своей высшей точки только в конце произведения, когда терпеть разлуку с сыном становится уже невозможно.

Слайд 13

В чем заключается конфликт? Эгоизм бабушки, мягкость и терпеливость матери, покорность мальчика приводят к семейной трагедии: в этой семье каждый по-своему несчастен... Мать и сын от того, что вынуждены жить в разлуке, бабушка живет в постоянном страхе, что у нее отнимут любимого внука, дед устал от постоянного давления и тирании своей жены ...

Слайд 14

Как Вы думаете, с какой целью была написана повесть? Из интервью автора: «Цель написания – простить и оправдать».

Слайд 15

Биографична ли повесть или это чисто художественное произведение? Как бы Вы поступили на месте бабушки в разных ситуациях? Что в повести поучительного, или наоборот: так жить нельзя? Нужна ли такая литература для наших читателей? Отражена ли в повести сама жизнь?

Слайд 16

Повесть П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», с одной стороны, является продолжением традиционной в русской литературе автобиографической повести о детстве. А с другой стороны, произведением для взрослых, сложным по своей экзистенциальной ( состояние тревоги , чувство глубокого психологического дискомфорта ) проблематике, по целому ряду вечных нравственно-этических проблем. Здесь и проблема формирования личности, и проблема разрушительных начал любви, и проблема культуры чувств и связанной с ней проблемой самодостаточности каждой человеческой личности.

Слайд 17

Как вы понимаете название произведения "Похороните меня за плинтусом”? Саша никогда не мог находиться с мамой столько, сколько он хотел. Не мог общаться с ней тогда, когда хотел. Он, живя у бабушки, всегда боялся потерять мать. Выражение «Похороните меня за плинтусом» метафорично. Оно означает выражает желание ребенка всегда быть рядом матерью, всегда ощущать на себе ее любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Меняй себя - меняй мир" .

Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....

урок по повести П.Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Цель: показать учащимся,как в повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" решается проблема детства...

Исследовательская работа по теме "Трагическое и комическое в повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Предмет исследования - повесть П. Санаева "Похороните меня за плинтусом". Объект - трагическое и комическое в повести. Цель - в ходе анализа произведения выявить специфику звучания этой повести на фон...

Родительское собрание по профилактике суицидального поведения на тему: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!»

Сценарий родительского собрания в рамках профилактики суицидального поведения учащихся....

Автор: Зализко Н.А. Литературоведческая статья "Произведение П.Санаева "Похороните меня за плинтусом""

Публикуемый материал может быть полезен учителю в работе и быть использован на элективных курсах в старших классах школы...

ЭМОТИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПОВЕСТЕЙ П. САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ» И Н. ТРЕМАСОВА «НЕЖНОСТИ ВОЛЧИЦЫ»)

Представленная статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу двух повестей современных авторов: П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Н. Тремасова «Нежности волчицы&r...

ЭМОТИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПОВЕСТЕЙ П. САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ» И Н. ТРЕМАСОВА «НЕЖНОСТИ ВОЛЧИЦЫ»)

Представленная статья посвящена сравнительно-сопоставительному анализу двух повестей современных авторов: П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Н. Тремасова «Нежности волчицы». При исследовании ...