веб-квест "Донецкий след" в "Слове о полку Игореве"
проект по литературе (9 класс) на тему

Лысяк Валентина Владимировна

Веб- квест - это путешествие-игра, в ходе которой реализуются учебные задачи.В данном случае идет речь о современных научных открытиях,относящихся к эпохе Древней Руси .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veb-kvest.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Веб-квест «Донецкий след» в «Слове о полку Игореве»

В ходе решения веб-квеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионого характера.

В качестве образца хочу порекомендовать веб-квест на уроке словесности по теме: «Донецкий след» в «Слове о полку Игореве»

Этапы работы над квестом

| этап

Цель:

-знать текст произведения, свободно в нем ориентироваться;

-обобщить и систематизировать знания учащихся об историко- литературных процессах эпохи Киевской Руси ХII века;  

- совершенствовать навыки устного выступления,умения оперировать литературными терминами и понятиями;

-определить для себя круг вопросов,  вызвавших наибольший интерес;

-определиться с ролью в веб-квесте;

-развивать ИКТ-грамотность.

|| этап (ролевой)

Цель:

-развивать навыки сбора, анализа, систематизации и структурирование информации;

-учиться работать в группе;

-совершенствовать умение работы с компьютером и сетью- Интернет;

-формировать навыки оформления и представления готового продукта.

Учащимся нужно будет выступить от имени следующих персонажей:

Летописец

Краевед

Географ

Историк

Литератор

Описание ролей

Роль1.Летописец

Задача: найти и проанализировать информацию о происхождении и истории открытия «Слова ...»;предоставить сведния о современном исследовании дончанина

Продумать стиль оформления результатов исследования,проявить свой творческий потенциал в сфере дизайна.

Ответить на следующие вопросы:

- Кем и когда было открыто  «Слово...» ?

-Какова дальнейшая судьба рукописи?

-Какие открытия  сделал дончанин В.И.Свитящук?                                                                                

Предоставить информацию ,используя Интернет-ресурс и другие источники,имеющиеся на сайте:

www.historia.ru/2008/01/slovo.htm

www.- bm.narod.ru/ main/ pade21_1_13.htm

www. slovoopolku.ru/ dmitriev_2

Роль 2.Краевед

Задача: найти  и проанализировать информацию о древних письменах, в которых есть упоминание о Донецком крае

Продумать стиль оформления результатов исследовательской деятельности,проявить свой творческий потенциал в сфере дизайна.

Дать ответы на следующие вопросы:

- Какие упоминания о нашем крае есть в «Повести временных лет»?

-В каких ещё летописях поведано о походе князя Игоря в наши края?

-Когда и кем был составлен «Половецко-латинский словарь?

-Какую информацию он содержал?

Предоставить информацию, используя Интернет-ресурсы и другие источники ,имеющиеся на сайте:

Studorpedia.ru/ 8_145293_rodnoy-kray-donetskiy/htm

www.socelibre.ru/cлово_о_полку Игореве_

Роль 3. Географ

Задачи: всестороннее изучение определяемой территории- своего края и накопление краеведческого материала времён ХII века; использование этих сведений в раскрытии темы «Донецкий след» в «Слове о полку Игореве».

Продумать стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявить свой творческий потенциал в сфере дизайна.

Дать ответы на следующие вопросы

- Где находилось княжество, названное «Тысячью дорог», которым многие годы владел дед Игоря, князь  Олег Святославович?                                                                             --По какому маршруту следовали  Новгород-северские войска в 1185?                                              -Что значит «донецкий вариант» пути князя Игоря?

-О каком синем море упоминает Ефросиния Ярославна,посылая свои слёзы?

-Можно ли сомневаться,что события в «Слове...» разыгрались именно на Северском Донце?

-В каком месте дружина переправилась через Северский Донец?

-Как называется  сейчас этот населённый пункт?

Предоставить информацию,  используя Интернет-ресурсы и другие источники,имеющиеся на сайте:

www.biblionet.com.ua>...donbas-rus...

www.ifourok.ru>slavyanskoe-istoria-sozdaiya-slovo-o doneckogo-kraya

www.tochka.gerodot.ru>slovo/rubakov01.htm

www.yandex.ua/images>как слово о полку связано с донецким краем

Роль 4.Литературовед

Задачи: подготовить информацию о сюжете, композиции и жанре «Слова»;  выяснить, какова  роль композиции в раскрытии идеи «Слова»; в чем особенность сюжета , как прослеживается краеведческий концепт в тексте; Продумать стиль оформления результатов исследовательной деятельности, проявить творческий потенциал в сфере дизайна.

Подготовить ответы на вопросы:

-Вспомнить, что такое сюжет и композиция.

-Проследить по тексту «Слова» развитие сюжета поэмы.

-Указать в тексте наиболее яркие эпизоды, важные для подтверждения краеведческого фактора в произведении.

-Найти лирические отступления: можно ли установить аналогию с современным  природным  ландшафтом  Донбасса.

Прдставьте информацию, используя Интернет-ресурсы и другие источники, имеющиеся на сайте

http: ru. wikipedia. org/wikiСлово о полку Игореве

http: old-russian. chat. ru/ 05slovo.htm

http: www.1143 help. ru/ suget slova

http: www. rusinst. ru/ artikletext. asp? rzd=o & id=5133 & tm=5

Роль 5. Историк

Задачи: подготовить информацию об исторической основе «Слова...», проанализировать факты истории,связанные с нашим краем.

Продумать стиль оформления результатов исследовательской деятельности, проявить свой творческий потенциал в сфре дизайна.

  Дать ответы на следующие вопросы:                                                                           - Какая истинная причина похода князя Игоря?                                                                                            -Почему в составе Новгород-северского воинства были «коуи»-мастеровые люди?  

-Где находилась ставка Кончака?

-Какие артефакты были найдены в окрестностях горы Карачун (современный Славянск) в конце ХIХ века?

-Что обнаружили археологи на берегах речки Калантаевки, протекающей в Славянском районе?

Предоставить информацию ,используя Интернет-ресурсы и другие источники , имеющиеся сайте:

http://slovari.yandex.ru/Слово о ...

http://ru.wikipedia.org/князь Игорь Святославович

http://www.Litra.ru/composition/get/coid/0078901188644147849/

Обобщение по уроку квесту:

Не случайно литературный памятник «Слово» пользуется постоянным вниманием историков, археологов, краеведов и писателей Донецкого региона. Учитывая разные версии ученых, историков, литературоведов о месте битвы князя Игоря, можно практически уверенно сказать, что это событие происходило на территории нашего края. Исследователи до сих пор выдвигают различные версии о географическом  месте битвы князя Игоря с половцами, пытаясь конкретизировать и раскрыть тайны этого древнерусского произведения. События, описанные в нем, являются огромной исторической ценностью для нашего Донбасса.

Критерии оценки веб-квеста:

-работа демонстрирует точные понимания задания;

-полнота раскрытия темы;

-изложение  стратегии, решение проблемы;

-логика изложения информации;

-самостоятельная работа группы;

-распределение ролей в группе;

-авторская оригинальность;

-оформление работы  (презентация);

-расположение информации на сайте;

-защита работы.

Цель статьи:

Термин «веб-квест» выступает не только как метод, этим термином обозначают еще и среду (файлы конкретных программ, веб-сайт, содержащие интригу, цели, выбор героя, задания и т. д.), в которой действует учащийся.

Веб-квесты могут быть использованы для кратковременной и долговременной работы. Кратковременный веб-квест преследует простые образовательные цели – расширение, углубление знаний и их интеграцию, они обычно рассчитаны на одно - три занятия и могут быть легко использованы на школьных уроках по многим предметам.

В долговременных веб-квестах образовательная цель другого уровня: учащиеся расширяют и преобразуют свои знания, получаемые из информационных источников, Интернет и реальной жизни. Они рассчитаны на длительный срок – может быть, на четверть или даже учебный год.

Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Следует отметить, что обучение с помощью технологии веб-квестов позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"

папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....

Презентация Слово о полку Игореве

В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....