Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Кружок "Скорочтение"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Фещенко Надежда Евгеньевна

Рабочая программа курса "Скорочтение", адаптированного для детей среднего школьного звена (5-8 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. ЗВЕНИГОРОДА

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 1 г.о.Звенигород

Н.В.Шарина

_______________________

«     » _____________  ___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР:

_______________________

_______________________

«     » _____________  ___ г.

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № ____ от

«     » _____________ ___ г.

Руководитель ШМО:

_______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

                          МОУ СОШ № 1 г.о.Звенигород                       

наименование ОУ

Фещенко Надежды Евгеньевны, учителя русского языка и литературы          

ФИО педагога, категория

по _________  литературе «Кружок «Скорочтение»_______5, 8 классы

предмет, класс и т.п.

2016-2017 учебный год

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе «Кружок «Скорочтение» рассчитана на 5, 8 классы и является программой общеинтеллектуального направления развития учащихся. Документ составлен в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
  • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3);
  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Уставом МОУ СОШ № 1 г.о.Звенигород.

        Рабочая программа кружка «Скорочтение» основана на учебно-методическом пособии Ш.Т. Ахмадуллина «Скорочтение для детей: как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное», М.: Билингва, 2016, а также на дидактических материалах — приложении к данному пособию. Сертификат соответствия № РОСС RU. И1052.04ЖЖХ0081: Методика обучения скорочтению детей от 6 до 16 лет соответствует требованиям методическим, педагогическим, эргономическим, устанавливаемым в НД МТБ РАО 3 — 2006 «Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения. Часть III. Педагогико-эргономические требования к средствам обучения». ГРНТИ — 14.07.09: Общая методика обучения.

        Программа рассчитана на 34 часа, по 2 занятия по 20 минут в неделю.

        Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться в школьный период образования. Чтение — одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой — средством обучения. Из книг, в том числе учебных по различным предметам, школьник получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений, выполняющее познавательную, эстетическую и воспитательную функции, является практическим знакомством с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни и формирует эмоциональную сферу, нравственно-эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

        Скорочтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее наиболее полное усвоение прочитанного материала. Это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объемы информации. Главное, что это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе становится оправданным. Педагогами выделено пять основных причин, тормозящих скорость чтения: 1) артикуляция, 2) регрессии, 3) малое пятно ясного видения, 4) слабое внимание, 5) отсутствие плана, цели, стратегий чтения. Программа курса построена таким образом, чтобы вышеперечисленные причины нивелировать и преобразовать их в факторы, помогающие увеличить скорость чтения и понимания текста, улучшить внимание, память, мышление.

        Таким образом, цель курса состоит в следующем:

  • овладение навыком скорочтения;
  • улучшение степени понимания текста;
  • пробуждение интереса к чтению;
  • оптимизация учебной деятельности в целом.

        Задачи курса:

  • устранение недостатков традиционного чтения:

уменьшение числа остановок на строке;

подавление сплошной артикуляции;

устранение регрессий;

  • развитие внимания:

концентрируемость;

устойчивость;

распределяемость;

переключаемость;

  • формирование навыка структурного анализа и интерпретации текста.

        На базе овладения детьми навыками оптимального чтения можно более эффективно строить дальнейший образовательный процесс, в частности — в старшем школьном звене; открываются новые перспективы для развития интеллектуальной культуры школьников.

II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

        Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • осознание своего места в жизни общества, принятие социокультурных ценностей;
  • развитие нравственной стороны личности учащегося через привитие ему любви к чтению.

        Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение максимально эффективно работать с текстом, используя ресурсы внимания, памяти и навыка скорочтения;
  • умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

        Предметные результаты:

  • увеличение скорости чтения и степени понимания текста;
  • осмысленное чтение и адекватное восприятие произведений;
  • понимание ключевых проблем и внимание к деталям прочитанных текстов;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
  • привитие интереса к литературе как к школьному предмету и как явлению словесного искусства.

  1. Содержание курса скорочтения

        Кружок «Скорочтение» включает в себя следующие темы:

        I. Теоретическая часть:

  1. Престижность чтения и преимущества скорочтения.
  2. Пять врагов быстрого чтения.
  3. Гимнастика для глаз.

        II. Практическая часть:

  1. Входящий контроль.
  2. Чтение с указкой.
  3. Упражнения на внимание.
  4. Упражнения на расширение поля зрения.
  5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий.
  6. Итоговый контроль.

        Каждое занятие практической части сочетает в себе определенную комбинацию всех видов упражнений. Принципы построения занятий:

  • от простого к сложному;
  • дифференциация уровня сложности заданий в зависимости от возраста;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности;
  • применение здоровьесберегающих технологий.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

наименование разделов и тем

всего часов

в том числе на

занятия

проверочные работы

1.

Престижность чтения и преимущества скорочтения

1

1

2.

Пять врагов быстрого чтения

1

1

3.

Гимнастика для глаз

1

1

4.

Входящий контроль

1

1

5.

Чтение с указкой

29

29

6.

Упражнения на внимание

7.

Упражнения на расширение поля зрения

8.

Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

9.

Итоговый контроль

1

1

Итого:

34

32

2

Приложение № 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. ЗВЕНИГОРОДА

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 1 г.о.Звенигород

Н.В.Шарина

_______________________

«     » _____________  ___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР:

_______________________

_______________________

«     » _____________  ___ г.

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № ____ от

«     » _____________ ___ г.

Руководитель ШМО:

_______________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочных занятий по литературе ___________кружок «Скорочтение»______________

                                                                                            предмет

Классы _________5, 8________________________________________________________

Учитель _Фещенко Надежда Евгеньевна________________________________________

Количество часов на год:

всего  __34____  час.;   в неделю: ____1____ час.

Плановых контрольных уроков  __2__  ,   лабораторных _____ ,  практических _____ ,

зачетов  _____  ,   тестов ______ ч.;

административных  контрольных уроков _______   ч.

Планирование составлено на основе Рабочей программы внеурочной деятельности_____ Кружок «Скорочтение», составитель Фещенко Н.Е._________________________________

                                                                      указать документ

Учебно-методическое пособие:

Ахмадуллин Ш.Т. «Скорочтение для детей: как научить ребенка правильно читать и____ понимать прочитанное», М.: Билингва, 2016______________________________________

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература:

1. Демирчоглян Г.Г., Янкулин В.И. Гимнастика для глаз. — М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Зиганов М.А. Скорочтение. — М.: Эксмо, 2012.__________________________________

3. Палагин П. Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать______ прочитанное. — М.: МИФ, 2015.________________________________________________

                                                        название, автор, издательство, год издания

№ п/п

Фактическая дата

Планируемая дата

Тема занятия

Дом. задание

Примечание/

формы контроля

1.

05.09.2016

Престижность чтения и преимущества скорочтения

2.

07.09.2016

Пять врагов быстрого чтения

3.

12.09.2016

Гимнастика для глаз

4.

14.09.2016

Входящий контроль

Проверка скорости чтения

5.

19.09.2016

Чтение с указкой.

Струп-тесты

6.

21.09.2016

Чтение с указкой.

Лабиринты 1 уровня

7.

26.09.2016

Чтение с указкой.

Лабиринты 2 уровня

8.

28.09.2016

Чтение с указкой, пересказ.

Лабиринты 3 уровня

9.

03.10.2016

Струп-тесты.

Большие и малые числа

10.

05.10.2016

Лабиринты 1 уровня.

Большие и малые числа

11.

17.10.2016

Лабиринты 2 уровня.

Разноцветные числа

12.

19.10.2016

Лабиринты 3 уровня.

Большие и малые числа

13.

24.10.2016

Разноцветные числа.

Таблицы Шульте 3х3

14.

26.10.2016

Большие и малые числа.

Таблицы Шульты 4х4

15.

31.10.2016

Струп-тесты.

Таблицы Шульте 5х5

16.

02.11.2016

Чтение с указкой, пересказ.

Клиновидные таблицы

17.

07.11.2016

Лабиринты 3 уровня.

Клиновидные таблицы

18.

09.11.2016

Большие и малые числа.

Клиновидные таблицы

19.

14.11.2016

Разноцветные числа.

Рисование двумя руками

20.

16.11.2016

Таблицы Шульте 3х3.

Рисование двумя руками

21.

28.11.2016

Таблицы Шульте 4х4.

Упражнение «Алфавит»

22.

30.11.2016

Таблицы Шульте 5х5.

Упражнение «Алфавит»

23.

05.12.2016

Рисование двумя руками.

Упражнение «Устный счет»

24.

07.12.2016

Чтение с указкой, пересказ.

Упражнение «Устный счет»

25.

12.12.2016

Струп-тесты.

Лабиринты 3 уровня

26.

14.12.2016

Большие и малые числа.

Скороговорки

27.

19.12.2016

Разноцветные числа.

Скороговорки

28.

21.12.2016

Таблицы Шульте 5х5.

«Зеленая точка»

29.

26.12.2016

Клиновидные таблицы.

«Зеленая точка»

30.

28.12.2016

Рисование двумя руками.

Анаграммы

31.

02.01.2017

Упражнение «Алфавит».

Анаграммы

32.

04.01.2017

Упражнение «Устный счет».

Алфавит-поиск

33.

09.01.2017

Скороговорки.

Алфавит-поиск

34.

11.01.2017

«Зеленая точка».

Бегающие буквы

35.

16.01.2017

Анаграммы.

Бегающие буквы

36.

18.01.2017

Чтение с указкой, пересказ.

Таблицы Федоренко

37.

23.01.2017

Струп-тесты.

Таблицы Федоренко

38.

25.01.2017

Большие и малые числа.

Лабиринты 3 уровня

39.

06.02.2017

Разноцветные числа.

Чтение с указкой, пересказ.

40.

08.02.2017

Таблицы Шульте 5х5.

Упражнение «Прятки»

41.

13.02.2017

Клиновидные таблицы.

Упражнение «Прятки»

42.

15.02.2017

Рисование двумя руками.

Анаграммы

43.

20.02.2017

Упражнение «Алфавит».

Большие и малые числа

44.

22.02.2017

Упражнение «Устный счет».

Клиновидные таблицы

45.

27.02.2017

Скороговорки.

Лабиринты 3 уровня

46.

01.03.2017

«Зеленая точка».

Струп-тесты

47.

06.03.2017

Анаграммы.

Таблицы Шульте 5х5

48.

08.03.2017

Алфавит-поиск.

Рисование двумя руками

49.

20.03.2017

Бегающие буквы.

Упражнение «Алфавит»

50.

22.03.2017

Таблицы Федоренко.

Клиновидные таблицы

51.

27.03.2017

Упражнение «Прятки».

Чтение с указкой, пересказ.

52.

29.03.2017

Скороговорки.

Разноцветные числа

53.

03.04.2017

Рисование двумя руками.

Большие и малые числа

54.

05.04.2017

Таблицы Шульте 5х5.

Лабиринты 3 уровня

55.

10.04.2017

Струп-тесты.

Упражнение «Устный счет»

56.

12.04.2017

Клиновидные таблицы.

Анаграммы

57.

17.04.2017

Упражнение «Алфавит».

Бегающие буквы

58.

19.04.2017

Чтение с указкой, пересказ.

«Зеленая точка»

59.

01.05.2017

Упражнение «Прятки».

Рисование двумя руками

60.

03.05.2017

Таблицы Федоренко.

Алфавит-поиск

61.

08.05.2017

Скороговорки.

Таблицы Шульте 5х5

62.

10.05.2017

Большие и малые числа.

Анаграммы

63.

15.05.2017

Чтение с указкой, пересказ.

Лабиринты 3 уровня

64.

17.05.2017

Бегающие буквы.

Упражнение «Устный счет»

65.

22.05.2017

Разноцветные числа.

Рисование двумя руками

66.

24.05.2017

Клиновидные таблицы.

Упражнение «Прятки»

67.

29.05.2017

Таблицы Шульте 5х5.

Чтение с указкой, пересказ

68.

31.05.2017

Итоговый контроль

Проверка скорости чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...