Образ Е.И. Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ           в 8 классе.

Цель:

 

1.     Рассмотреть и сравнить образ Е.И. Пугачева как исторического деятеля и как одного из главных  героев повести «Капитанская дочка»;

2.     Обобщить и систематизировать знания учащихся о пугачевском восстании с исторической точки зрения и на  примере его изображения А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка».

3.     Продолжить работу над художественными особенностями повести.

Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому нашей страны, творчеству А.С. Пушкина                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ

В 8 КЛАССЕ

Тема: Образ Е.И. Пугачев. Изображение народной войны и ее вождя в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цель:

  1. Рассмотреть и сравнить образ Е.И. Пугачева как исторического деятеля и как одного из главных  героев повести «Капитанская дочка»;
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о пугачевском восстании с исторической точки зрения и на  примере его изображения А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка».
  3. Продолжить работу над художественными особенностями повести.
  4. Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому нашей страны, творчеству А.С. Пушкина.

Х О Д      У Р О К А

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ

     а) Приветствие учащихся и учителя;

    б) Проверка готовности учащихся к уроку.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО

  1. Фронтальный опрос.
  • Творчество и жизнь какого великого  писателя мы изучаем уже 3-й урок?
  • Верно, великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.

                        (слайд «портрет») № 1

  • Какое произведение мы сейчас изучаем?
  • Какую работу провел А.С. Пушкин, чтобы написать «Капитанскую дочку?»
  • Когда,  назовите год, А.С. Пушкин начинает изучать архивные материалы?
  • О ком писатель  собирается  написать,   используя архивные  материалы? И что?
  • Назовите фамилии, которые автор использовал в тексте, взяв из архивных  документов.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Сообщение темы и целей урока:

-Назовите основное историческое сообщение, которое использует А.С. Пушкин в творчестве «Капитанская дочка»?

-Кто был предводитель  восстания?

-Скажите на самом ли деле в России было пугачевское восстание?

-Назовите век, год, правление какого монарха было в это время?

-Верно, восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева     была во время  правления Екатерины II в 1773 – 1774 годы. И именно оно легло в основу повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».  И поэтому тема нашего урока «Изображение народной войны и ее вождя. Образ Е.И.Пугачева». Слайд № 2

-И сейчас на нашем уроке перед нами стоят следующие цели:  (показ слайда № 3 – 1 и 2 цели)

  1. Вступительное слово учителя истории:

- А, чтобы лучше разобраться в повести А.С. Пушкина, давайте окунемся историческую эпоху правления Екатерины II.

 ( Слайд № 4 и пояснения учителя истории.)

- Давайте рассмотрим образ Е.И. Пугачева, как исторического деятеля.

(Слайд «Портрет Е.И. Пугачева» № 5)

  1. Сообщения учащихся о жизни и деятельности Е.И. Пугачева.                    
  2. Объяснение учителя истории (учащиеся тезисы записывают  в тетради):
  • Образ Пугачева как исторического деятеля;
  • Изображение пугачевского восстания и его исход.

                    (объяснение сопровождается слайдами на экране №6,7)

        - А сейчас давайте рассмотрим образ Е.И.Пугачева, изображение  восстания в повести «Капитанская дочка».

       3. Работа  над образом Е.И. Пугачева. Беседа:

  • Когда мы впервые встречаемся с образом Пугачева в повести «Капитанская дочка».
  • Верно, в главе «Вожатый». Давайте зачитаем описание внешности Пугачева в этой главе. (зачитывание с 112).
  • Давайте рассмотрим речь Е. Пугачева, чем она насыщена, какими жанрами?
  • Конечно,  он много употребляет пословиц, поговорок, фразеологизмов. О чем это говорит? С кем это его больше сближает?
  • Анализируя этот эпизод скажите, выбрав из текста, как его показывает Гринев? (вожатый, бродяга)
  • А как к нему относится Савельич? Как он его называет? Давайте зачитаем эпизод «уезда Гринева из гостиницы» (зачитываем с 114)
  • Далее, но уже заочно и уже с другим человеком мы знакомимся в главе «Пугачевщина». С чего начинается эта глава?
  • Мы рассмотрим пугачевское восстание с исторической стороны, давайте прочтем, как же это  восстание, точнее его начало, описывает А.С. Пушкин (зачитываем с 139 – 140)
  • Каким описывает его писатель?
  • Откуда мы узнаем о нападении Пугачева?
  • Каким и как нам его описывает А.С. Пушкин в письме? Как его называет  генерал, а следовательно и правительственные,  дворянские круги? (зачитываем письмо с 140 – 141)
  • Естественно, после письма обитатели Белгородской крепости высказывают свое мнение, обсуждают личность и действия Е. Пугачева.

-Ребята, найдите в тексте и скажите, как о нем отзывается:

а) комендантша – Василиса Егоровна?

 (мошенник, собачий сын, разбойник)

б) комендант – Иван Кузьмич? (злодей)

в) Швабрин? (он в самом деле силен)

-В каком из  диалогов мы еще встречаем и отзыв Ивана Кузьмича о Пугачеве? При каких обстоятельствах? Как он еще его называет? (вор, самозванец)

-Как сам себя называет Е.И. Пугачев? (государь, Петр III)

-Объединив все мнения, какой вывод мы можем сделать? (слайд № 8)

-Меняется ли их мнение, взгляды на протяжении повести? Если да, то чьи?

-Когда, при каких обстоятельствах происходит вторая встреча Гринева и Пугачева? В какой главе? ( гл «Приступ»)

-Что в ней происходит? Узнал ли Гринев  Пугачева?.

-Какое основное событие мы  наблюдаем в этой главе?

-Верно, мы знакомимся  с действиями восстания и взятия крепости (зачитываю с 152 – 153)

-Как в этой главе автор описывает Пугачева? Какие его качества показывает?

-После помилования какие отношения связывают П. Гринева и

Е Пугачева? В чем они проявлялись?

-Какие качества Пугачева мы здесь наблюдаем?

-На протяжении всей повести только  однажды мы встречаемся с откровениями Е. Пугачева. В чем оно состоит и с кем?

 (зачитывают с 183 – 184,  гл «Мятежная слобода»)

-Встречаемся ли мы еще с образом Е.И. Пугачева в повести далее?

-Опираясь на исторические сведения и описание Пугачева  в повести, давайте опишем его русский национальный характер

 (после их названия слайд № 9) – запись в тетрадь

  1. ум, сметливость;
  2. широта натуры;
  3. способность совершать благородные поступки;
  4. смелость, отвага;
  5. сила, мотив богатырства; (близость к народу)
  6. память на добро, милосердие;
  7. свободолюбие

4. Обобщение учителя:

- Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо. Несмотря на свою  реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в повести возникает  тревожная, загадочная атмосфера. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив: в нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота. Он постоянно  перевоплощается, как бы  ускользая от однозначных определений. Пугачев одновременно реален и  фантастичен, он – звено,  соединяющее Гринева с миром таинственного и загадочного: с судьбой и историей.

- Несмотря на такую разноплановость  в Пугачеве проявляются некоторые  романтические черты:

 (показ слайда № 10) запись тезисов в тетради

  1. одиночество;
  2. демонизм (романтический злодей);
  3. портретные черты: «сверкающие, ястребиные глаза», «широкий кулак» и т.д.
  4. народность образа, обращение к фольклору;
  5. милосердие (роль в эпизоде с сиротой)
  6. свободолюбие и независимость.

- Несмотря на разную характеристику Пугачева, народ  любил его,  прислушивался, доверял, шел за ним,  превозносил и посвящал ему  песни, предания; особенно после его казни:

        Нет больше народного заступника.

        Емельян, ты,  наш родной батюшка!

        На кого ты нас покинул?

        Красно солнышко закатилось …

        Как остались мы¸ сироты горемычны,

        Некому за нас заступиться,

        Крепку думушку за нас раздумать …

- В ходе сегодняшнего урока я думаю вы смогли рассмотреть образ Е.И. Пугачева с разных сторон. Поэтому вам д/з будет следующее:

 (показ слайда № 11)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

        Написать сочинение  на тему: «Кто для меня Пугачев: народный  предводитель или злостный мошенник и вор?»

V. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  УРОКА.  ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Слайд 2

ТЕМА УРОКА : « Изображение народного восстания и его вождя. Образ Е.И.Пугачева.»

Слайд 3

ЦЕЛИ УРОКА : Рассмотреть и сравнить образ Е.И.Пугачева как исторического деятеля и как одного из главных героев повести «Капитанская дочка»; Обобщить и систематизировать знания о пугачевском восстании с исторической точки зрения и на примере его изображения А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка».

Слайд 4

Екатерина II Великая Годы правления (1762-1796гг.) Урождённая Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская

Слайд 5

Емельян Иванович Пугачёв

Слайд 6

Ход восстания Май 1773г. - Яицкий городок Сентябрь 1773г.- Татищева крепость 1773г. – осада Оренбурга Ноябрь, декабрь 1773г. – распространение: Оренбургская, Пермская, Симбирская губернии, Поволжье 1774г. – начало перелома в пользу правительства Лето1774г. – отход в Поволжье, Казань Последнее сражение (10.01.1775гю) – казнь Пугачёва Значение: -крупнейшее в истории России крестьянское восстание – Отмена крепостного права в 1861г.

Слайд 7

Причины поражения Раздробленность сил Локальность Недостаточная организованность Отсутствие военной подготовки Монархические иллюзии (вера в доброго, справедливого царя)

Слайд 8

Прозвища Пугачёва героями «Капитанской дочки»: П. Гринёв – вожатый, бродяга ; Савельич – собака, разбойник, пьяница оголелый; Правящие круги – донской казак, раскольник,предводитель; Он сам и его окружение – государь, Пётр 3 ; Комендантша – мошенник, злодей, собачий сын; Комендант – вор, самозванец .

Слайд 9

Национальный характер Пугачёва: Ум, сметливость; Широта натуры; Способность совершать благородные поступки; Смелость, отвага; Сила, мотив богатырства; Память на добро, милосердие; Свободолюбие.

Слайд 10

Романтические черты Е.И.Пугачёва: Одиночество; Демонизм (романтический злодей); Портретные черты: «сверкающие ястребиные глаза», «широкий кулак»; Народность образа, обращение к фольклору; Милосердие ; Свободолюбие и независимость;

Слайд 11

Домашнее задание: Сочинение на тему: «Кто для меня Е.И. Пугачёв: народный предводитель или злостный мошенник и вор?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Мероприятие построено по типу игры "Счастливый  случай"....

Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику  "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...

Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "

Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему....

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Образ Емельяна Пугачева по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика геро...

Работа по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка": Четыре встречи Гринева и Пугачева.

Рассмотрение сюжетной линии о встречах Гринёва и Пугачёва...

Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».

Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...