Методы и приемы формирования УУД на уроках литературы в основной школе
статья по литературе на тему

Симонова Валентина Егоровна

Сегодня важно  вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Стандартах второго поколения. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронежской области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Методы и приемы формирования УУД

на уроках литературы в основной школе

Проектная работа

                                                     Выполнила: Симонова В.Е.

учитель русского языка и литературы

МКОУ Мастюгинская СОШ,

Острогожского района

Научный руководитель:Жаглина О.А.

Воронеж 2013

Содержание.

I.Введение.  ----------------------------------------------------------------стр.3                                                                                                  

II. Основная часть.

 1.Основные виды УУД -------------------------------------------------стр.4-6

 2.Алгоритм работы на уроке по формированию УУД  ---------стр.7-8

 3. Формирование УУД на уроках литературы.--------------------стр.9-15

III. Заключение. -----------------------------------------------------------стр.16

IV.Список литературы ---------------------------------------------------стр.17

V.  Приложение -----------------------------------------------------------стр.18-21

                                                    Введение

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

Актуальность исследования данной работы обусловлена тем, что в данный момент особенно актуальной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедряются Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в общеобразовательную. Поэтому определение методов и приемов формирования УУД школьников 5-9 классов для педагогов, и в частности учителей русского языка и литературы является бесспорной необходимостью уже сегодня.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников 11-15 лет.

Предмет исследования – методы и приемы формирования универсальных учебных действий школьников.

Цель – обобщить наработанный материал, показать, какиеметоды и приемыпозволяют мне формировать универсальные учебные действия школьников на уроках литературы в основной школе.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

  1.провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

  2.определить методы и приемы формирования УУД на уроках литературы;

  3.привести примеры применения УУД на уроках литературы в основной школе

Методологическую основу данной работы составляют работы таких психологов и педагогов, как Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова, Д.Б. Эльконин, В. Давыдов, B.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукерман. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой, Л.Г. Петерсон, М.А. Матюшкин и др

Основные виды универсальных учебных действий

Мы живем в обществе, где знания  постоянно обновляются и увеличиваются в объеме. Детей необходимо учить разбираться в поступающей информации, оценивать, отбирать нужное, давать не готовые знания ребенку, а научить самому их добывать.

   Сегодня важно  вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Стандартах второго поколения. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
               К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. На этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень  умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.
             Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться
. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

 В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим особую важность  приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» выделяются такие виды УУД: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

 личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

 смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

 нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действияобеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную деятельность.

К ним относятся:

 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

 планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 прогнозирование — предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

 структурирование знаний;

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

 определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие разных текстов художественного,научно-популярного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-_символические действия:

 моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную.

Логические универсальные действия:

 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

 подведение под понятие, выведение следствий;

 установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

 построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

 доказательство;

 выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

 формулирование проблемы;

 самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

                                 

                          Алгоритм работы на уроке по формированию УУД

На 1 этапе «Самоопределение к деятельности» необходимо организовать стимулирование интереса к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, которое выявит отсутствие знаний и умений для его выполнения.

Какие УУД мы здесь формируем?

Во-первых, личностные - через мотивацию. Например, детям очень нравится соревнование, поэтому на этапе самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ.

Во-вторых, познавательные общеучебные - через создание проблемной ситуации.

В-третьих, коммуникативные – через ведение проблемного диалога.

В-четвертых, регулятивные:  целеполагания и планирования – через работу с интерактивным плакатом, через  материал учебника.

На 2 этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания.

Это освоение происходит пошагово:

 1. Учащиеся  осваивают учебную информацию на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий.

Здесь учитель может формировать:

познавательные  информационные УУД - через работу с учебником, словарем, через наблюдение, через обращения: «Подумайте», «Проанализируйте», «Сделайте вывод»;

личностные самоопределения – посредством  заданий типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»;

личностные смыслообразования- через тексты и иллюстрации учебника.Данные УУД позволяют формировать тексты учебника, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношения родителей и детей.

2. Учащиеся осваивают эту же учебную  информацию на уровне «понимания».

Такой прием, как анализ объектов с целью выделения существенных      признаков, поможет формировать познавательные УУД (логические )

Вопросы  типа: «У кого был неверный ответ? Какую ошибку    допустил ученик? Понятно ли, о чем говорится? » будут формировать регулятивные контроля   процесса работы и результата  деятельности.

3.Учащиеся осваивают эту же информацию на уровне «умения».

Такие приемы, как моделирование, доказательство по аналогии , наблюдение и описание помогают формировать и познавательные УУД, и коммуникативные. Говоря о коммуникативных умениях, надо отметить такой прием, как умение доказывать свое мнение.

4. Учитель организует деятельность учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации, который покажет готовность детей решать ситуативное задание , обозначенное на первом этапе.

Здесь, используя  построение алгоритма, доказательство по аналогии можно формировать познавательные УУД и регулятивные планирования.

Используя  прием диалога, формировать коммуникативные УУД

через задания, требующие распределения работы с соседом по парте, через выполнение работы по цепочке.

Так же на этапе «Учебно- познавательной деятельности»  эффективно использовать создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

На 3 этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности»для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения, способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения данного задания.

Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявлениеварианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

При выполнении учащиеся могут пользоваться  памятками,алгоритмами, которые помогают формировать регулятивные УУД;

включение игровой ситуации, групповой работы позволяет формировать коммуникативные УУД, личностные, познавательные.

На 4 этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

По заранее определенным критериям, образцам ученики выполняют само- и взаимо-контроль, что способствует формированию регулятивных УУД.

Здесь же при необходимости организуется взаимопомощь. Данный прием развивает коммуникативные умения.

Эти же умения можно  формировать через такой прием, как инициативное сотрудничество.

Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

                             

                                  Формирование УУД на уроках литературы

Обратимся к уроку литературы. Литература как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Вместе с тем, наряду с духовным развитием, этот предмет ставит задачу формирования УУД. Овладение УУД на уроках литературы позволит школьнику научиться:

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

уметь самостоятельно организовывать общественную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

уметь работать с разными источниками информации;

составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения;

находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Одним из видов учебной деятельности на уроке литературы является чтение. Не секрет, что наши дети мало читают. С этим сталкивается каждый учитель, а учитель литературы – чаще других.

        Помочь найти ответ на этот «вечный» вопрос могут современные образовательные технологии, умелое использование которых повышает не только интерес к предмету, но и активность и заинтересованность каждого ученика.

        Одной из таких технологий, по моему мнению, является технология организации самостоятельной работы учащихся.

Это одна из наиболее эффективных технологий, сущность которой заключается в том, что добывание и усвоение знаний происходит через организацию самостоятельной работы учащихся или работы в малой группе.

На уроке, организованном по технологии организации самостоятельной работы , оценку получает каждый учащийся!

Используя данную технологию в практике своей работы, я пришла к выводу, что она чрезвычайно удобна и эффективна как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, причём не только при изучении лирики и небольших по объёму литературных произведений, но особенно при работе над крупными по форме произведениями русской классики, когда объём материала огромен, а времени на его освоение всегда не хватает.

         Применение данной технологии позволяет не только уложиться в отведённые программой сроки, но и решить проблему перегрузки обучающихся путём дозирования домашнего задания, когда каждый ученик для подготовки дома получает не всю сумму вопросов или тем, а только ту часть, которую он должен подготовить. Таким образом, объём домашнего задания уменьшается, а качество его выполнения возрастает, так как обучающийся видит реальность получения положительной оценки. На уроке же, слушая выступления других учащихся и участвуя в обсуждении темы в целом, ученик осваивает всю сумму необходимого материала.  

 Каким же образом в данном случае мы формируем регулятивные УУД? Возьмем, например, текст «Слова о полку Игореве» в 9 классе. Произведение сложное для восприятия, и поэтому для того, чтобы вникнуть в содержание, понять, что же хотел автор «Слова…» сказать читателям, необходимо чтение планировать. Чаще всего, к сожалению, это делает учитель. Когда я начинаю изучать со своими учениками «Слово…», обязательно говорю, что по этому произведению будет тестирование, анализ выразительных средств языка, обязательно – отрывок наизусть, как итог – написание домашнего сочинения. Как правило, ученики просят сказать, когда будет тот или иной вид работы. Они планируют свою деятельность: читают и обращают внимание на художественные особенности, выделяют отрывок для заучивания, пишут план к сочинению. Конечно же, не все обучающиеся обладают умением ставить учебные цели и задачи и распределить свое время так, чтобы не пришлось все делать в один день. Но большинство вовремя приносит сочинение, читает наизусть. Заучивание наизусть – это такой вид деятельности, который учит самоконтролю и оцениванию результатов (ведь никто за тебя наизусть не прочтет и списать нельзя!). Всегда оценки за выразительное чтение выставляю после того, как все прочли, привлекаю к этому учащихся. Они могут адекватно оценить и свое чтение, и чтение товарищей. Иногда ученик начинает читать наизусть и забывает: «Я плохо выучил, плохо рассказал». Делаем вывод, что фаза самоконтроля была на низком уровне, результата не достиг, естественно, недоволен собой.

На уроке учителя-словесники учат составлять план литературного произведения: простой, сложный, цитатный. Конечно же, в зависимости от возраста и уровня подготовленности дети по-разному справляются с написанием плана.

Большое внимание уделяю черновым вариантам сочинения. Советую ученикам писать через строчку, чтобы легче было редактировать свои черновики, исправлять ошибки, что-то дописывать. Также учащиеся обмениваются сочинениями для проверки (ведь чужие ошибки увидеть легче, чем свои). Обращаю внимание на то, чтобы не забывали пользоваться словарями.

Работа над ошибками обязательна после каждой письменной работы. Особое внимание на уроке литературы уделяю речевым, фактическим и логическим ошибкам. Ученики знают, что обозначают буквы «Р», «Ф», «Л», «Г» на полях и умеют классифицировать ошибки.

Регулятивные УУД учат самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

В своей работе я часто обращаюсь к своим ученикам за помощью в подготовке к каким-либо урокам и мероприятиям. Особенно, когда дело касается информации в Интернете, подготовки различных презентаций. Наши дети в этом плане более «продвинуты», чем мы. И, может быть, они раньше нас почувствовали, что не надо «зубрить» правила, а надо научиться в нужный момент извлечь необходимую информацию.

Критериями сформированности у учащихся УУД может стать способность:

выбирать средство для организации своего поведения;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

начинать и заканчивать действие в нужный момент;

тормозить ненужные реакции.

.Ученику необходимо осваивать  новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

                Соответственно, меняется  и роль учителя - теперь он  главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он создает условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

        Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.

Конечно же необходимо  учитывать возрастные особенности подростка. Поэтому особое внимание в программе развития УУД уделяется коммуникативным универсальным учебным действиям.

В подростковом возрасте ведущая деятельность - это межличностное общение. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» формообразуется  в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

Акцент делается на системно-деятельностный подход, согласно которому знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности, когда учителем создаётся проблемная ситуация, обнаруживается противоречивость или недостаточность знаний и вместе с детьми определяется цель урока.

Я использую в своей работе следующие  средства формирования универсальных учебных действий.

  1. Проектное обучение.

Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Работа в группах построена на следующих основных правилах:

1 .Полное внимание к однокласснику;  

2.  Серьезное отношение к мыслям, чувствам других:

  • - терпимость, дружелюбие:
  • никто не имеет права смеяться над ошибками  одноклассника, т. к.  каждый имеет «право на ошибку».

Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил. При этом у учащихся формировались универсальные учебные действия в таких сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных,  регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).

Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше, существенно снижена школьная тревожность, что немаловажно.

Обязательно распределение ролей в группах:организатор, секретарь, спикер и т.д.

Деятельность учителя здесь - это организация совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: он направляет обучающихся на совместное выполнение задания

Учебное сотрудничество.При формировании УУД широко использую эту технологию. Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные  УУД.

Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества;

Сюда же можно отнести и разновозрастное сотрудничество, которое  предполагает, что младшим подросткам предоставляется например, роль учителя в 1—2 классах.В моей практике это имеет место быть: вожатство (внекласс.деятельность), инсценировка басен.

Технология коммуникативноговзаимообучения.

Тесно связана с учебным сотрудничеством, где, каждый ученик может самостоятельно и коллективно усвоить новые знания, формировать умения и компетенции, что совпадает с концепцией УУД.

Это формирует адекватную мотивацию школьника, развивает произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Организация учебного процесса по данной технологии  позволяет:

а) расширить содержание образования и адаптировать его индивидуальным познавательным потребностям учащихся, не увеличивая учебную нагрузку;
б) снизить утомляемость за счет переключения на разные виды деятельности;
в) формировать у детей умения самостоятельной организации учебного труда, способности к исследовательской деятельности, развивать коммуникативные компетенции;
г) способствовать развитию интересов и склонностей ученика, которые в перспективе станут основной для самоопределения в жизни.

Дискуссия как технология формирования УУД. На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), это даст  возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания

Все мы применяем информационно-коммуникативных технологии

На своих уроках,что в полной мере  способствует развитию исследовательской деятельности.

В моей практике на данный момент отработаны формы работы со следующими типами Интернет-ресурсов:

1. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
2. Презентации, имеющиеся на образовательных сайтах .

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов -это видеофрагменты, литературоведческими справки, иллюстрации, репродукции картин, звуковые фрагменты, интерактивные задания.
Здесь предполагаются следующие варианты исследовательских заданий:
- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);

- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);

- исследовать лексико-семантическое поле слова, используя электронные этимологические, толковые и др. словари, сделать вывод о правильности употребления данного слова в современном обществе .

Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных знаний, для нахождения интересной информации.
Я предлагаю следующие варианты применения такого типа ресурсов, используя исследовательские задания:
- найди ошибки в представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы,

- на основе анализируемой презентации сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов;
- сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой.
Если говорить о логике
построения урока литературы с использованием технологии исследования, то он может быть построен по схеме:

1 этап – актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме;
2 этап - постановка ряда проблем;
3 этап –выбор проблемы, объекта и предмета изучения

Необходимо обратить внимание учащихся на «достоверность» используемых источников, их грамотного цитирования.
4 этап – собственно исследование:

5 этап – оформление работы  

6 этап – представление результата работы (может быть проведено непосредственно на данном учебном занятии или следующим за ним).
7 этап – подведение итогов. Рефлексия.

Рефлексия  может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Она включает осознание учебной задачи (что такое задача? что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?);

• понимание цели учебной деятельности (чему я научился на уроке? каких целей добился? что я узнал? чему можно было научиться ещё?);

иначе говоря, это способность рассматривать и оценивать собственные действия, «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?» При организации такой работы я использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других.

К этому этапу дети готовы заранее:  они знают, за что ставится та или иная отметка, умеют оценивать работу по обозначенным критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям они способны  оценивать и свою работу.

Алгоритм самооценки(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить её, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

К этому этапу дети готовы заранее:  они знают, за что ставится та или иная отметка, умеют оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Важно не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Необходим демократический (психосберегающий) стиль общения: учитель - ученик, учащиеся между собой, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь в идеале должны царить на таком уроке

  1. Технология продуктивного чтения.

Включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения .
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).

Фрагмент урока  в 5 классе.         

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

 Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы:

1) Доброе слово лечит, а злое калечит.

2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия?  (Добро и зло)

II этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель этапа:         понимание текста и создание его читательской интерпретации

Первичное чтение текста.

  • Чтение текста «с карандашом»
  • Определение основных понятий (без чтения всего текста)
  • Составление таблиц (выборочное чтение)
  • Составление плана текста (для пересказа)
  • Поиск пропущенных слов

Выявление первичного восприятия( например, с помощью беседы).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Выразительное чтение.

Цель анализа текста на этом этапе- создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 –6-м классах – речь идёт о собственно анализе.
В 7–8-м классах текст анализируется чаще в родо-жанровой специфике, в 9-м классе – в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса.
III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа :достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли


1.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем.. Беседа о личности писателя.рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.  Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.
4.Выполнение творческих заданий.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
В целом, технологию продуктивного чтения можно представить в такой таблице.

1.Работа с текстом до чтения

2.Работа с текстом во время чтения

3.Работа с текстом после чтения

Данная технология  резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится – наблюдателем и наставником.

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке исследовательская. а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

IV.Результаты.

В результате  работы по данным технологиям на моих уроках обучающиеся научились искать закономерности, рассуждать по аналогии, что несомненно повысило мотивацию к обучению, дети стали больше читать, научились более-менее контролировать свои результаты,  научились сотрудничать,  самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других;

Итак,  при такой работе, как мы видим, включаются практически все виды универсальных учебных действий: и личностные (самоанализ, самоконтроль, и регулятивные (формирование умений ставить цель, планировать её достижение, прогнозирование  и адекватная оценка результатов), познавательные( поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (включая электронные, цифровые), коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания.

V. Выводы. 

Такая система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность. 

Я убедилась, что использование  ИКТ  на уроках  дает хорошие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает  интерес к предмету.

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей указанных выше универсальных учебных действий. А использование информационно-коммуникационных технологий, на мой взгляд, привлекает и учащихся к исследованиям на таких уроках и делает уровень преподавания соответствующим современным требованиям образования.

                                             

                                               Заключение.

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса методов и приемов, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен комплекс методов и приемов, которые, при системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. К 2015 годув педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС и способная обеспечить преемственность при переходе школьников из начальной школы в 5 класс. Поэтому уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

Результатом моего исследования стало определение тех методов и приемов, которые позволяют формировать универсальные учебные действия.

Таким образом, можно подвести итоги исследования данной работы:

проанализирована литература по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

определены методы и приемы формирования УУД на уроках литературы в основной школе;

приведены примеры применения перечисленных приемов  формирования УУД на уроках  литературы.


                                     Список литературы

  1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
  2. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.
  3. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  6. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Высшая школа, 1998.
  7. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
  9. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.
  10. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.
  11. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1994.
  12. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.
  13. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.
  14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
  15. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
  16. Петерсон Л.Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…»/ Построение непрерывной сферы образования. – М., 2007.
  17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
  18. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  20. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос.акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы формирования компетенций на уроках литературы"

Приемы формирования компетенций на уроках литературы...

Методы и приемы формирования УУД на уроках физики.

В статье раскрываются методы и приёмы, которые можно применить на уроках физики, а также приводятся примеры их практического применения....

Тема выступления на МО: «Методы и приемы обучения сочинению на уроках литературы в средних классах.»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы,ноябрь 2015....

выступление на РМО учителей биологии " Методы и приемы формирования УУД на уроках биологии"

Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)  общего образования второго поколения являются реализация развивающего потенциала и системно - деятельнос...

Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся основной школы

Функциональная грамотность на ступени общего образования может рассматриваться как метапредметный образовательный логичный итог. Уровень образованности подразумевает использование приобретенных навыко...

Мастер-класс по теме "Формирование креативного мышления на уроках литературы в основной школе"

Новый ФГОС и инструмент оценки уровня качества образовательных достижений учащихся PISA диктуют в обязательном порядке формировать креативное мышление, как основной компонент функциональной грамо...