Мастер-класс по теме "Формирование креативного мышления на уроках литературы в основной школе"
учебно-методический материал по литературе

Смирнова Ксения Владимировна

Новый ФГОС и инструмент оценки уровня качества образовательных достижений учащихся PISA диктуют в обязательном порядке формировать креативное мышление, как основной компонент функциональной грамотности и ведущий компонент нового поколения. В своём мастер-классе продемонстрирую некоторые приемы, с помощью которых мы реализуем образовательный процесс, с целью повышения уровня сформированности креативного мышления учащихся на уроках литературы в основном звене.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование креативного мышления на уроках литературы в основной школе

1 слайд – здравствуйте, уважаемые слушатели. Я учитель русского языка и литературы МКОУ Верхнекойской школы №17 Смирнова К.В. Представляю мастер-класс по теме «Формирование креативного мышления на уроках литературы в основной школе»

2 слайд –на просторах интернета есть много разных смешных ответов на домашнее задание, различные тесты и тд. Вот один из самых распространенных вариантов. Смешно, но оценим данную работу с точки зрения образовательного результата. Что развито у человека, который отвечал на эти вопросы? Конечно же креативное мышление.

3 слайд  - новый ФГОС и инструмент оценки уровня качества образовательных достижений учащихся PISA диктуют в обязательном порядке формировать креативное мышление, как основной компонент функциональной грамотности и ведущий компонент нового поколения. Все вышеперечисленное доказывает  актуальность представляемой темы, над которой ведется работа.

4 слайд  - с целью достижения положительного результата, нами была проведена  диагностика уровня сформированности креативного мышления учащихся 5-9 классов. В основу диагностики вошли задания из сборника PISA. Работы  для 5-7 классов были скорректированы с учетом возрастного развития учащихся.

5 слайд  - результаты диагностики наших учащихся получились следующими: повышенного и высокого нет, средний достигли всего 4 из общего количества учащихся. В основном преобладает низкий и недостаточный уровни сформированности креативного мышления.

В своём мастер-классе продемонстрируем некоторые приемы, с помощью которых мы реализуем образовательный процесс, с целью повышения уровня сформированности креативного мышления учащихся на уроках литературы в основном звене.

6 слайд  - урок в  5 классе. Тема:  А.С.Пушкин «Сказка  о мертвой царевне и о семи богатырях». Прием  (используется как фронтально, так парно или по группам) : составь две разных истории, используя изображения.  

7 слайд  - критерии оценивания задания.

8 слайд  - посмотрим варианты ответов наших пятиклассников. 

9 слайд  усложним задачу. Добавим к предыдущему материалу еще несколько изображений. Задание остается тоже.  Знакомлю с критериями оценивания.

10  слайд  -  критерии оценивания задания.

11 слайд  - посмотрим варианты ответов наших пятиклассников.

Другой вариант приема: карточки со словами или изображениями дети вытаскивают наугад, после придумывают истории.

12 слайд  - данное задание является подготовительным к заданиям из сборника PISA по оцениваю креативного мышления, может использоваться на различных этапах урока закрепления или контроля и оценки знаний, в разных формах. Так же отрабатываются все группы УУД и предметные знания.

13 слайд  - урок в 6 классе. Тема: Н.А.Некрасов «Железная дорога». Прием «Поезд будущего». Задание: попытайтесь представить себе «поезд будущего». Придумайте три оригинальных изменения, с помощью которых можно улучшить стандартный поезд. Идеи должны настолько отличаться друг от друга, на сколько это возможно».

14 слайд  - критерии оценивания задания.

15 слайд  - посмотрим варианты ответов наших шестиклассников.

16 слайд - данное задание является подготовительным к заданиям из сборника PISA по оцениваю креативного мышления, может использоваться на различных этапах урока закрепления или контроля и оценки знаний, в разных формах. Так же отрабатываются все группы УУД.

17 слайд - урок в 7 классе. Тема: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Задание: представьте, что купец Калашников участвует в ярмарке «Русское раздолье». Создайте два разных логотипа для ярмарки. Они должны отличаться друг от друга, насколько это возможно.

18 слайд - критерии оценивания задания.

19 слайд - посмотрим варианты ответов наших семиклассников.

20 слайд - данное задание является подготовительным к заданиям из сборника PISA по оцениваю креативного мышления, может использоваться на различных этапах урока закрепления или контроля и оценки знаний, в разных формах. Так же отрабатываются все группы УУД.

21 слайд  - урок в  8-9 классе. Тема:  «Поэзия серебряного века». Задание (используется парно или по группам): вы разработали  мобильное приложение, в котором содержатся тексты стихотворений, иллюстрации, видео, аудио материалы о поэтах серебряного века. Вам необходимо придумать, как прорекламировать приложение (способ), чтобы люди скачивали его. Придумайте оригинальную идею рекламы вашего приложения.

22 слайд  - критерии оценивания задания.

23 слайд  - посмотрим варианты ответов наших девятиклассников.

24 слайд - данное задание является подготовительным к заданиям из сборника PISA по оцениваю креативного мышления, может использоваться на различных этапах урока закрепления или контроля и оценки знаний, в разных формах. Так же отрабатываются все группы УУД и предметные знания.

25 слайд  - реализуя образовательный процесс, применяя приемы формирования креативного мышления с сентября по декабрь, мы провели в конце декабря диагностику, позволяющую выявить уровень сформированности  креативного мышления учащихся 5-9 классов и сравнили полученные данные с результатами сентября этого же года. Результаты диагностики наших учащихся получились следующими: повышенного и высокого нет, учащихся среднего уровня стало больше. Недостаточный уровень снизился. В основном преобладает низкий уровень сформированности креативного мышления. Полученные результаты демонстрируют положительную динамику формирования креативного мышлению, следовательно, продуктивную работу по теме нашего мастер-класса.

26 слайд – проанализировав проведенную методическую работу в нашей школе, мы с коллегами отметили возможные трудности, с которыми может столкнуться учитель во время организации образовательного процесса с целью формирования креативного мышления на уроках литературы в основной школе:

1.Стандартное мышление (учителя и учащихся). Сложно найти оригинальные идеи, так как большинство мыслит стандартным способом решения задач, не выходит подойти к проблеме с другой стороны. Поэтому начиная с 5 класса необходимо подбирать простые задания, в дальнейшем их усложнять.

2. Не рациональный расчет времени. По методическим рекомендациям на выполнение заданий из работы PISA выделяется не более 5 минут. Когда педагог начинает работу в данном направлении, учащиеся долго выполняют поставленную задачу, так как мыслят стандартно и большинство не понимаю требований и смысла заданий. На оценочный этап уходит еще больше времени, так как учащиеся задают огромное количество вопросов, выражают свое отношение к проделанной работе. Основываясь на всем вышесказанном, учителю необходимо (особенно на начальном этапе внедрения задания по формированию креативного мышления) выделять на выполнение таких заданий от 15 минут с учетом организации оценочной деятельности.

3.Не понимание заданий. Часто учащиеся не воспринимаю поставленную перед ними учебную задачу. Для преодоления этой трудности учителю необходимо эмоциональной подготовить учеников (например, задать вопрос или озвучить какой либо интересный факт – привлечь внимание и эмоционально настроить учащихся на особенное, интересное, необычное задание, которое предстоит выполнить), кратко и четко давать инструкцию к заданию и критерии оценивания. Они должны быть перед глазами учащихся все время.

27 слайд - анализируя опыт работы, мы пришли к выводу, что необходимо систематически включать в образовательный процесс задания, направленные на формирование креативного мышления. Подобные задания – это подготовка обучающихся к современным условиям жизни - умение сосредоточиться и ориентироваться в различных жизненных  ситуациях. Следовательно, человек, у которого на высоком уровне сформировано креативное мышление, востребован на рынке труда и способен идти в ногу с развитием социума. Что является одним из требований государства к образованию.

Свое выступление завершаю высказыванием известного ученого, яркой личности своего времени – Альберта Эйнштейна «Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний». Будем творческими и активными личностями, чтобы наши ученики как можно чаще получали радость от полученных знаний, которые им пригодятся для саморазвития и самосовершенствования.

28 слайд - спасибо за внимание! 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

Цель: обмен опытом в  освоении и применении технологии развития  критического мышления. Задачи:1.Познакомить педагогическую аудиторию с одним из методов технологии развития критического...

Методы и приемы формирования УУД на уроках литературы в основной школе

Сегодня важно  вооружить ребёнка такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Ст...

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе

Технология критического мышления на уроке литературы в вечерней школе...

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

Презентация "Технология развития критического мышления на уроках английского языка основной школы"

Презентация "Технология развития критического мышления на уроках английского языка основной школы"...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...