Конспект урока "Осмеяние душевных пороков в рассказе "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Данный урок направлен на выявление указанных в рассказе А.П.Чехова пороков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы в 7 классе

на тему:

«Осмеяние душевных пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Подготовила и провела:

Храпцова Ю.Н.

учитель русского языка и литературы

п. Преображенский, 2016 г.

Цели урока:

  • обучающие: углубить представление учеников о комическом (сатира, юмор) в литературе; познакомить с комическими средствами создания характера; формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
  • воспитывающие: воспитание духовности, нравственности учащихся;
  • развивающие: формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию; формировать умение работать с текстом; развитие устной речи учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке. На прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П.Чехова. А сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческий мир писателя и выявить его мастерство.

Надеюсь, что наш урок пройдет с пользой для вас. Желаю всем хорошего настроения.

II. Актуализация знаний.

  1. Литературная разминка (Слайд 1).

Кроссворд «Угадайте фамилии чеховских героев»).

Что объединяет все эти фамилии? (Это герои рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».)

2. Слово учителя.

      Вы знаете, что Антон Павлович был профессиональным писателем и профессиональным врачом. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов – писатель лечил людей смехом. Сам Антон Павлович говорил, что «только тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Формулировка темы урока.

 - Ребята, с произведениями А.П.Чехова вы знакомы давно. Какие это произведения?

- А чему они посвящены?

Сформулируйте и предложите свой вариант темы сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.)

Тема урока. (Слайд 2)

III. Целеполагание.

А теперь, исходя из темы урока, подумайте, какие цели вы ставите для себя.

Цель урока: провести небольшое исследование рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»  и в ходе анализа рассказа выяснить, какие человеческие пороки  высмеивает автор, какие средства создания комического использует.  

Проверка домашнего задания.

Работа в парах

Для того, чтобы работать с рассказом «Хамелеон», нам нужно вспомнить теорию литературы.

Выполнение задания на знание литературоведческих терминов «Терминологическое лото»

Прием “Кластер”. Ребята, а какие виды смеха знаете вы? (Ответы учащихся.)

(Слайд 3.)

Анализ рассказа. Коллективная работа.

- Кто является героями нашего произведения? Как вы думаете, почему у них такие фамилии? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?

Следовательно, Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.

(Слайд 4)

- Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль. Обратимся к началу рассказа.

- Вот через базарную площадь……

- Что несут эти служители закона?

/узелок, решето — явно свидетельствуют об их деятельности/

- Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?

/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.

- Посмотрим на Очумелова.

От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/

Работа в группах

Карточка№1

Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?  Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано?

 Карточка№2

Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь? Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?

Карточка № 3.

Проследите за тем, как ведет себя толпа.   Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?   Что ими движет? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? Какими словами Чехов называет собравшихся людей?

- Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?

  - Что ими движет? (Любопытство) Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом — “сборище”?

Вывод: Мы видим перед собой случайно собравшихся людей, которые скуки ради вышли поглазеть на происшествие. Они не пытаются разобраться в происходящем, не имеют собственного мнения и согласны с любым решением сильных мира сего. Это усиливает создавшуюся в рассказе атмосферу рабской покорности, угодничества и самоуправства.

- В рассказе не встречается слово «хамелеон». Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? Несет ли в себе название рассказа идейный смысл?

Дайте определение. Кто такой хамелеон? Что обозначает явление, называемое «хамелеонством»?

Хамелеон – это:  (Слайд 5)

1) разновидность ящериц, способных менять свой цвет в зависимости от окружающей среды

2) переносное значение: Человек, легко меняющий свои взгляды, убеждения, симпатии в зависимости от обстановки.

Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание, приспособленчество. 

- Кого мы можем назвать хамелеоном? Только ли Очумелова, который меняет своё мнение?  Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Варианты ответов:

  1. Хамелеон - Очумелов.
  2. Хамелеоны - Очумелов и Хрюкин. ( То он требует равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)
  3. Хамелеоны - Очумелов, Хрюкин и толпа. (Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце - смеётся и злорадствует.)

Хамелеонство – это моментальное изменение своих взглядов на прямо противоположные в угоду обстоятельств. Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом — повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию к рассказу. Так ли вы представляли себе героев этого произведения? (Слайд 6)

- Ребята, а какие пороки скрываются за понятием «хамелеонство»?

Вывод:  Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Такой смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времен писателя. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

- Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П. Чехов его снял. Почему?

(Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер)

- А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? Встречались ли вам такие?

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеет никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Подведение итога урока. Прием «Решето»

- Искоренять черты хамелеона в себе должен каждый в отдельности, постоянно работая над собой. А это порой бывает очень непросто, но, поверьте, очень важно! Хамелеонство – это лицемерие, угодничество, чинопочитание,  приспособленчество.

- Вместо крыжовника мы с вами конфискуем те пороки, которые есть у героев рассказа «Хамелеон» и не должно быть у нас с вами! Выберите карточки и отложите их. (В одну сторону – карточки с плохими качествами, а в другую – с хорошими). Объясните свой выбор.

(остались карточки со словами «добро», «милосердие», «честность» и т.д.)

  • Лицемерие - несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям.
  • Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.
  • Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.
  • Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.

Хамелеонство — не просто личное свойство. Это черта социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, разряды, на «высших» и «низших», на «толстых» и «тонких».

 Рефлексия. (Слайд 7)

Подведение итогов учебного занятия.

- Оцените себя. Продолжите предложение (выберите один из вариантов):

- Сегодня я узнал…

- Я понял, что…

- Сегодня было интересно…

- Мне захотелось…

- Урок дал мне для жизни…

Заключительное слово учителя.

Ребята, хамелеонство исключает справедливость. Умейте распознать это многоликое зло и будьте нетерпимее к нему.

- Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность Отчизне,

Имя гражданина и борца.

Домашнее задание: Прочитать рассказ «Злоумышленник»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Добродетельи порок". Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.

Конспект урока "Добродетель и порок". Основы религиозных культур и светской этики.4 класс....

Конспект урока литературы "И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали"

Урок представляет собой 2 театрализованных представления с последующим анализом басен "Ворона и Лисица", "Волк на псарне"...

Конспект урока "С людьми живи в мире, а пороками - сражайся" (Тема коррупции в русской литературе)

Цели урока:·                    образовательная: формирование умения  анализировать прочитанное худо...

Конспект урока. И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок».

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с указанием формирования УУД на каждом этапе урока И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличие человеческих поро...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)

Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....