Открытый урок в 9 классе "Золотистый,золотой. Н.Ф. Иванов".
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Паркаева Ирина Алексеевна

Конспект к уроку внеклассного чтения по произведению Н.Ф. Иванова "Золотисто,золотой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.f._ivanov.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

1.

Звучит музыка.

Учитель читает эпиграф:  

                                                     слайд (музыка)

Дедовских традиций  мудрость  не пустяк.

Нам хранить границы и Отчизны стяг.

Воина простого каждый помнит пусть.            (этими строками                          Воинством христовым  да воскреснет Русь!

                                                                                                 закончить)

 - Ваши  предположения … О  чем мы  будем говорить сегодня на уроке?

(ученики предполагают – учитель направляет).

                                                         слайд

Тема: «Нравственный подвиг человека по рассказу Николая Иванова «Золотистый,  золотой».

- Подвиги совершаются не только воином на поле брани………

- Какие цели поставим мы перед собой на данном уроке:

                                                           слайд:

Цели:

1) познакомиться с произведением новейшей литературы, новым автором;

2) продолжить работу по совершенствованию навыка разноаспектного анализа художественного
текста ( со стороны содержания, проблематики, идейной направленности);

3) воспитывать чувства нравственности, патриотизма;

4) продолжить работу по формированию компетенций грамотного читателя, коммуникативные компетенции.

Оборудование: тексты рассказа «Золотистый, золотой», задания для групп, музыка, презентация, фотоматериалы

 2.

                                                             Ход урока:

Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым именем, с человеком, чьи произведения трогают душу, способны изменить наше отношение к жизни.

               Индивидуально подготовленный ученик.

                                                      слайд.(фото писателя)

- Николай Федорович Иванов - современный писатель

21 века.

Родился в 1956 году в г. Брянске. Учился в Московском суворовском училище, служил в Воздушно-десантном училище. Кадровый офицер ВДВ. Воевал в Афганистане, награжден орденом «За службу Родине» и медалью «За отвагу». Ныне полковник налоговой полиции России. Член Союза писателей России, лауреат литературных премий «Сталинград», имени М.Булгакова, Н.Островского.

Николай Иванов - честный, правдивый, жизнелюбивый и просто замечательный человек! Полковника Иванова Николая Фёдоровича знают многие любители военно-приключенческой литературы. он автор многих увлекательных книг о войне в Афганистане, штурме спецназом дворца Амина в Кабуле, боевых операциях на Северном Кавказе, автор книг  «Черные береты», «Спецназ, который не вернется» и др. Как военный корреспондент Николай Иванов побывал во многих «горячих точках» мира. Довольно часто, Иванов сам выходил на операции вместе с героями своих репортажей и книг. Одним из самых горьких и ярких впечатлений за период военных командировок, стал плен у чеченских боевиков. О том, что ему довелось пережить, как он выжил в земляной яме, Николай Иванов написал в книге «Вход в плен свободен».

Слово учителя.

- Мы познакомимся с невыдуманной историей, описанной в рассказе «Золотистый, золотой». О Чеченской войне мы будем говорить на уроке. Какое это произведение?  ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

                                  Слайд пустой с музыкой.

--   Индивидуальное задание классу. Работа по теории литературы. Подпишите карточки, вставьте слова на месте пропусков.

- Одному ученику подготовиться к словарной работе (работа по словарю).

3.

Индивидуально подготовленный ученик.

Историческая справка о Чеченской войне.                 СЛАЙД

Слова учителя:

С первых дней боевых действий в Чечне российские солдаты проявляли  мужество и отвагу.  Боевики предлагали захваченным в плен  для спасения своей жизни снять крестик и принять Ислам.

Словарная работа:    ( Читает ученик свою работу.  )        

Ислам -  распространившаяся во многих странах Востока одна из трех мировых религий,

возникшая в Аравии в 7 веке до нашей эры на основе почитания Аллаха как единого бога.

Православие – одно из основных направлений христианства, вероисповедание, (орфоэпия) окончательно сложившееся в Византии в 11 веке как Восточная христианская церковь.

  Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

( Искупление подразумевает и процесс освящения, очищения нашей жизни. А это было бы невозможным, если бы Христос не оплатил наш долг на кресте, даровав нам тем самым прощение грехов. Другими словами, мы получаем оправдание по вере, потому что освободились от осуждения за наши грехи благодаря смерти Христовой.
Искупление говорит нам о том, что Его смерть освобождает нас от силы греха.)

            переключить слайд (словарная работа)

                      Слова учителя:

Снять крестик и принять Ислам - это был первый шаг, за этим следовало: отказ от Родины, родных. Воевать против своих, расстреливать, казнить своих же товарищей, взятых боевиками в плен.

                              Вопрос классу:

- Как вы думаете, как относились сами боевики к таким перебежчикам?

Предатели своими не становились никогда (кто легко предал раз – предаст второй…)

4.

- По христианским канонам самоубийство – грех. Если человек не предпринимает попытки к своему спасению – он совершает  грех.

- Должен ли человек пытаться любой ценой спасти свою жизнь, является ли спасением предательство?

Групповая работа с текстом(читаете текст, а затем выделяете главное)       

Работа с текстом. Отрывок № 1.

…И сказал ей бородатый главарь, увитый по лбу зеленой лентой – тебе туда. И показал стволом автомата на горный склон – за ним ты найдешь своего сына. 
Или то, что от него осталось. 
Если дойдешь, конечно.
И замерли от этого жеста боевики, а в первую очередь те, кто устанавливал на этом склоне минное поле.
Разведка федеральных сил не прошла — откатилась, вынося раненых. Попавшие под артобстрел шакалы, спасаясь от снарядов, вырывались сюда на простор и на потеху Аллаху устраивали фейерверк на растяжках. Пленные, что вздумали бежать, взлетели здесь же на небеса.
Сын? Нет, сына ее здесь нет, но они слышали о пленном русском солдате, который отказался снять православный крестик. А закопали его как раз там, за склоном. Иди, мать, а то ночь скоро – в горах быстро темнеет. Жаль только, что не дойдешь. Никто не доходил.

                                                            Беседа.

- Какие   чувства   испытываешь, когда читаешь  эти строки? (восхищение главной героиней, презрение к боевикам )

- В каком месте происходит встреча? ( на заминированном склоне)

-А  женщина испугалась  боевиков? (нет) (Для нее уже ничего не страшно, нет сына – нет смысла жизни)

5.

-Узнав о страшной судьбе сына, на что решается она? (идти дальше, не смотря ни на что) Ведь долг матери найти сына и похоронить его в родной земле, похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с отпеванием)

Работа с текстом. Отрывок № 2.                

Пошла.
Пошла по траве, выросшей на минах, и среди тоненьких проводков, соединявших гранаты-ловушки. Вдоль израненных осколками кустарников. Вдоль желтеющих косточек чьих-то сынков, не вывезенных с минного поля ни своими, ни чужими. Собрать бы их, по ходу, раз она здесь, похоронить по-людски, с молитвой, но она шла-торопилась к своей кровинушке,


А ей все смотрели и смотрели вслед те, кто захотел иметь собственное солнце, собственную личную власть, собственных рабов. Ухоженные, упитанные, насмешливые бородачи. Три месяца она, еще молодая женщина, ощущала на себе эти взгляды, терпела унижения, оскорбления, издевательства. Три месяца ее секли холодные дожди, от которых в иные времена могла укрыться лишь собственными руками. По ней стреляли свои и чужие: по одинокой незнакомой фигуре на войне стреляют всегда – на всякий случай или просто ради потехи. Она

пила росу с листьев и ела корешки трав. Она давно потеряла в болоте туфли и теперь шла по горным тропам, по лесным чащам, по невспаханным полям босиком. Невыспавшейся переходила от банды к банде, голодной от аула к аулу, закоченевшей от ущелья к ущелью. Но знала: пока не найдет живого или мертвого, не покинет этой земли. 

                                               Беседа:

-Какими словами  автор передает свое отношение к боевикам, как  он  их, называет? ( «бородатый главарь», ухоженные, упитанные бородачи». Чувствуется, что автор с презрением относится к ним. Ведь иначе и не могло быть. Они устраивали фейерверк на потеху Аллаху по погибшим ,т. е. радовались, веселились).- Во время этих испытаний думала мать о себе? (нет) Это свойственно только матери, которая  всегда  думает  прежде всего о детях. Ведь дети – самое дорогое для матери.

   6.              Работа с текстом. Отрывок № 3.

«Господи, помоги. Дай мне силы дойти и отыскать. На коленях бы стояла – да идти надо. Помоги, Господи. Потом забери все, что пожелаешь: жизнь мою забери, разум – но сейчас помоги…»    

- Сейчас, сейчас взлетит.
- Живучая. Но здесь еще никто не проходил, - ждали боевики, не спуская глаз с русской женщины и боясь пропустить момент, когда вздыбится под ее ногами земля, когда закончатся ее земные муки.

Не заканчивались. То ли небеса, оправдываясь за страшную кару, выбранную для

ее сына, отводили гранатные растяжки, то ли ангелы прилетели от него, от Женьки, и подстилали свои крыла под расстрескавшиеся, с запеченной кровью ноги, не давая им надавить сильнее обычного на минные взрыватели. один из боевиков поднял снайперскую винтовку, поймал в прицел сгобленную спину: прошла она – проведет других. Не взлетела – так упадет.…
Но что-то дрогнуло в бородаче, грубо отбил он в сторону оружие и зашагал прочь, в ущелье, в норы, в темень. Он не угадал. А тот, кто не угадывает, проигрывает…

                                                      Беседа.

           

-Чего  боевики ждали?... Дождались?  (когда она сломается, «Живучая. Но здесь еще никто не проходил» Ждали, когда под ее ногами земля вздыбится.

-Что побеждает в этой «схватке»  бандитская ненависть или материнская любовь?

Работа с текстом. Отрывок № 4.                      

…А еще через два дня к боевому охранению пехотного полка вышла седая старушка. И не понять было с первого взгляда, русская ли, чеченка? 
- Стой, кто идет? – спросил, соблюдая устав, часовой.
- Мать. 
- Здесь война, мать. Уходи.

- Мне некуда уходить. Сынок мой здесь.
Подняла руки – без ногтей, скрюченные от застывшей боли и порванных

сухожилий. Показала ими в сторону далекого горного склона – там он. В каменной яме, которую вырыла собственными руками, ногтями, оставленными там же, среди каменной крошки. Сколько перед этим

7.

пролежала без памяти, когда отыскала в волчьей яме родную рыжую головушку, из-за которой дразнили ее Женьку ласково Золотистым золотым — не знает. Сколько потом перекопала холмиков и пролежала рядом с обезглавленным телом своего мальчика — не ведает тоже.
И порадовалась вдруг страшному: не дала лежать сыночку разбросанному по разным уголкам ущелья…

                                                            Беседа:

- Как называется массовое захоронение погибших? (братская могила)

-Как мать  называет это  место? (Волчья яма) Почему? Она сравнивает боевиков с волками, которые смотрят, вынюхивают  и ждут свою добычу)

  - Что помогло распознать сына? (По крестику на шелковой нитке она смогла распознать своего сына)

Работа с текстом. Отрывок № 5.                        

…И выслушав ее тихий стон, тоже седой, задерганный противоречивыми приказами, обвиненный во всех смертных грехах политиками и правозащитниками, ни разу за войну не выспавшийся подполковник дал команду выстроить под палящим солнцем полк. Весь, до последнего солдата. С Боевым знаменем. 

И протяжно, хриплым, сорванным в боях голосом прокричал над горами, над ущельем с остатками банд, над минными полями, покрывшими склоны, - крикнул так, словно хотел, чтобы услышали все политики и генералы, аксакалы и солдатские матери, вся Чечня и вся Россия:
- По-о-олк! На коле-ено-о-о!

И первым, склонив седую голову, опустился перед маленькой, босой, со сбитыми в кровь ногами, женщиной. 
И вслед за командиром пал на гранитную пыльную крошку его поредевший до батальона, потрепанный в боях полк. 
Рядовые пали, еще мало что понимая в случившемся. 
Сержанты, беспрекословно доверяющие своему «бате». 

И следом за прапорщиками склонились повинно майоры и капитаны, хотя с курсантских погон их учили, что русский офицер только в трех случаях имеет право становиться на колени.

Сейчас Знамя по приказу молодого седого командира само склонялось перед щупленькой, простоволосой женщиной. И оказалась вдруг она вольно иль невольно, по судьбе или случаю, но выше красного шелка, увитого орденскими

   8.

лентами еще за ту, прошлую, Великую Отечественную войну. 
И лишь голубое небо неотрывно смотрело в ее некогда васильковые глаза, словно пыталось насытиться из их бездонных глубин силой и стойкостью. И продолжал стоять на коленях полк, словно отмаливал за всю Россию, за политиков, не сумевших остановить войну, муки и страдания солдатской матери. Стоял за ее Женьку, рядового золотистого воина. За православный крестик, тайно

надетый и прилюдно не снятый великим русским солдатом в этой страшной и беспощадной бойне…

                                                     Беседа:

         Переключить          слайд.               Мой вопрос классу.

 - В каких случаях русский офицер имеет право встать на колено?

--------------------------------------------------------------------------------------------------

-  ( вопрос группы )  Над чем возвышает автор женщину – мать? (мать - дает жизнь, война - отнимает).

- Почему автор возвышает ее? Кто ею восхищается?

 Автор возвышает ее, потому что все восхищаются ее силой и стойкостью, все: и полковник, и сержанты, и природа.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

                         -------        Вопросы классу:

  -Почему рассказ называется «Золотистый, золотой»?( Золотистый – у сына были рыжие волосы, а поистине золотым он стал, не предал  ни мать, ни родину, ни веру,  золотой ценой досталось  матери тело ее  сына).

- Можно ли назвать поступок женщины подвигом? Да, потому что не каждый мужчина рискнет  пойти в те места, где идет война. А тут женщина, не побоялась разговаривать с боевиками, которые убили ее сына. Над ней свистели пули, она видела погибших солдат, терпела унижения, оскорбления, издевательства. Сумела выстоять, не сломаться. Разве это не подвиг?

9.

-Как вы думаете, почему автор не наделяет свою героиню именем? (рассказывая об одной женщине, автор подразумевает тысячи солдатских

матерей)

-Разве ждать сына домой с войны ежеминутно думая о нем это не подвиг?

                       -------------------------------------

- Какие проблемы автор поднимает в этом небольшом рассказе?

  1. проблема материнского подвига
  2. проблема межнациональной розни, религиозных взглядов
  3. проблема нравственного  выбора
  4. умение выстоять, не сломаться в тяжелых жизненных обстоятельствах

Дома напишите сочинение – рассуждение, прокомментировав одну из проблем письменно.

   -------------------------------заключение-------------------------------                                  

-  Какой же силой воли должны обладать молодые, восемнадцатилетние парни, чтобы на краю могилы, под свист ледяного дыхания смерти, не уцепиться за спасительную соломинку, не выбрать жизнь, пусть даже жизнь предателя, но жизнь! Солдаты России не раз объяснялись Родине – Матери в любви, выбирая вечность.   Именно на таких простых ребятах продержалась Россия – матушка и в годы ВОВ. Именно на таких преданных Родине Женьках, Иванах, Сашках  держится до сих пор наша земля. А значит неминуемо и возрождение Святой Руси. Верим, она непобедима.

                                 (фото Евгения в военной форме)

Евгений Родионов  (о нем говориться в рассказе)  уроженец Пензенской области села Чибирлей, что в переводе «Чистая вода». 18-летний Евгений Родионов 13 февраля 1996 года  был захвачен боевиками «бригадного генерала» Руслана  Хайхороева.

10.                                              

23 мая 1996 года был православный праздник Вознесения Христова, в тот день, в день своего рождения, после 100 дней плена и жестоких пыток ещё живому Евгению Родионову отрезали голову.

 О подробностях смерти представителю ОБСЕ рассказал сам Руслан Хайхороев.

«У него был выбор, чтобы остаться в живых, — говорил главарь чеченских бандитов. — Он мог бы веру сменить и принять ислам, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать  дважды пытался...»

Как мы видим, Евгений предпринимал попытки к своему спасению.

-----------------------------------------------------------------------------------

   Евгений Родионов был награжден орденом Мужества и орденом «Слава России» посмертно.  Женя был канонизирован.

      Слайд (икона) - Канонизировать – причислить к лику святых, признать церковно узаконенным.  Красный плащ означает, что человек принял мученическую смерть.

                  СЛАЙД

             включить    ВИДЕО:   АЛЕКСАНДР МАРШАЛ

 О его подвиге известно далеко за пределами России. Тысячи верующих молятся Евгению Родионову как к утешителю и заступнику перед Господом за погибших и продолжающих выполнять свой воинский долг, просят о заступничестве и верят в то, что человек, погибший за Веру и Отечество, попадает прямо в небеса.

                           Пролушаем балладу Александра Маршала

«Памяти Евгения Родионова»                            …………….. 4 минуты

11.             слайд    (фото матери)

Мать гордится своим сыном – за то, что не оставил ей выбора между гордостью и позором.  А мы восхищаемся не только сыном этой матери, но и ей самой, мужественной  женщиной – матерью  солдата. Вскоре после захвата в плен Жени его мама, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына. Девять месяцев искала она его по всей Чечне. В конце концов, мать была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Она вернулась домой, продала квартиру. Тело Евгения она опознала по нательному крестику, позже результаты опознания подтвердила экспертиза. Похоронен Евгений Родионов                      СЛАЙД:……………….

близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. На кресте,

установленном на его могиле, написано: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».

Война искалечила  жизнь женщины, забрала единственного сына. А сколько таких женщин – матерей, которые потеряли своих сыновей  в разных войнах.  

- Давно закончилась самая страшная Великая Отечественная война. Но у нас до сих пор неспокойно. Афганистан…  Таджикистан…Чечня… Южная  Осетия, Украина, вспомним о нашем самолете, сбитом в небе Сирии, в нем тоже были чьи - то сыновья, защищавшие  наше с вами спокойное завтра,  ведь среди боевиков там много  с Северного Кавказа, а значит, когда они возвратятся домой, может повториться  и НОРД- Ост, и Беслан …….уходят сыновья на войну. Многие из них не возвращаются.  64 уроженца  Дубенского района были участниками боевых действий в Чечне, четверо из них погибли …  В память о всех  тех, кто не вернулся  -  командиры отделений, ЗАЖГИТЕ СВЕЧИ. Прошу почтить их память……. Спасибо.

Слайд:          ВОИНА ПРОСТОГО КАЖДЫЙ ПОМНИТ ПУСТЬ,
            ВОИНСТВОМ ХРИСТОВЫМ ДА ВОСКРЕСНЕТ РУСЬ!

                         ЕСЛИ   ВРЕМЯ   ОСТАНЕТСЯ________СИНКВЕЙН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по православной культуре по теме: «Иван Фёдоров – мастер дел печатных»

Цель:  познакомить детей с первопечатником Иваном Федоровым и его служением просвещению русских людей.Задачи:выяснить предпосылки книгопечатания на Русипознакомить детей с личностью Ивана Ф...

Открытый урок «Суд над Иваном Грозным».

Тема: «Суд над Иваном Грозным».Цели: Выяснить, правление Ивана Грозного – созидание или разрушение.Развивать навыки ведения дискуссии.Воспитывать самостоятельность....

Открытый урок по истории в 6 классе на тему "Московское государство при Иване III"

Цель урока:       сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана IIIЗадачи:образовательная: познакомить учащихся  с изменениями, произошед...

Урок литературы в 8 классе "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков".

Урок литературы в 8 классе  по теме "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков" соответствует требованиям структуры урока. Урок направлен на развитие представлений об И.А. Хлестакове со всеми его...

Открытый урок по музыке На тему: Опера М.И. Глинки "Иван Сусанин"

Ознакомление учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И, Глинки "Иван Сусанин" + презентация...

Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов

Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме....

Открытый урок по теме: "Иван Грозный - реформатор или тиран?

Урок по теме "Иван Грозный - реформатор или тиран"" для учащихся 7 класса. Использована технология проблемного обучения...