Методические рекомендации к изучению поздних рассказов Л. Н. Толстого в 10 классе (на примере рассказа «Корней Васильев»).
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Щукина Галина Федоровна

В течение многих лет  в средней школе глубоко и подробно  изучались романы  Толстого « Война и мир»,  «Воскресение», реже «Анна  Каренина». Из  рассказов в 7 классе учащиеся знакомились с одним – «После бала». Народные же рассказы затрагивались в обзорных лекциях, да и то рассматривались  как отступление великого писателя от своих художественных принципов: глубины психологического анализа, портретных и речевых характеристик  героев, пейзажа, как средства психоанализа. Подвергался сомнению и новый стиль Толстого, использование им разговорного  языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к изучению поздних рассказов  Л. Н. Толстого в 10 классе

(на примере рассказа «Корней Васильев»).

Учитель русского языка и литературы  МБОУ СШ № 52 Щукина Г.Ф.

В течение многих лет  в средней школе глубоко и подробно  изучались романы  Толстого « Война и мир»,  «Воскресение», реже «Анна  Каренина». Из  рассказов в 7 классе учащиеся знакомились с одним – «После бала». Народные же рассказы затрагивались в обзорных лекциях, да и то рассматривались  как отступление великого писателя от своих художественных принципов: глубины психологического анализа, портретных и речевых характеристик  героев, пейзажа, как средства психоанализа. Подвергался сомнению и новый стиль Толстого, использование им разговорного  языка.

Не определилось и заметной грани между народными и поздними рассказами Толстого. Между тем поздние рассказы 900х годов являются новой, более высокой ступенью в его творчестве, так как Толстой соединил  художественные приемы большой прозы с простой точностью и выразительностью народной речи, в большинстве рассказов отказался от явного морализирования, использования аллегорий и притч из Евангелия. В то же время  именно поздние рассказы  отражали  мировоззрение  Толстого последних лет его жизни, резко  отрицательное отношение к насилию и злу, неприятие революционных  и  террористических методов  борьбы. Именно  эти рассказы охватывают все слои русского общества: крестьян, городское мещанство, светское общество, армию и являются общедоступными для понимания.

Цель и основные методы изучения.

Целью изучения поздних  рассказов Толстого в школе является сопоставление их с романами писателя и его народными рассказами, что дает возможность привести учащихся к выводу о том, что в 900е годы творчество писателя не пришло  к упадку, что Толстой-художник  не стал только публицистом, что он обогатил свое творческое наследие новыми формами, новым стилем, новыми сюжетами.

Основными методами изучения должны быть следующие:

  1. Самостоятельное чтение рассказов учащимися.
  2. Самостоятельный домашний анализ идейного замысла и художественных  особенностей рассказов с опорой на вопросы, предваряющих изучение этих произведений.
  3. Отбор учащимися для чтения  в классе эпизодов, иллюстрирующих тезисы.
  4. Сообщения учащихся по данным учителем вопросам или планам.
  5. Коллективный целостный анализ в классе рассказов, прочитанных  дома.
  6. Классный письменный анализ одного из рассказов в качестве самостоятельной  работы на оценку.
  7. Сопоставление новых форм  со старыми.

В связи с тем, что вся работа над  текстом рассказов будет опираться на знание художественных  особенностей романов Толстого и его народных  рассказов, следует познакомить учащихся  хотя бы  с некоторыми народными рассказами. Наиболее яркими образцами этого жанра являются  «Чем люди живы»,  «Сколько человеку земли нужно». Поэтому следует выделить урок на знакомство с одним из них и определить в коллективной работе класса их художественные особенности, идейную направленность, новую форму.

Таким образом, разбивка на часы может быть следующей:

  1. Знакомство с народными рассказами.
  2. Народная тематика в поздних рассказах Толстого («Алеша Горшок»,   «Корней  Васильев»).
  3. Городская тематика в поздних  рассказах («Фальшивый купон», «Божеское и человеческое»).
  4. Самостоятельный письменный анализ рассказа  «Ягоды» по данному учителем плану.
  5. Урок- диспут по поздним рассказам Толстого.

1 урок.

Тема. Народные рассказы Толстого. Их идейный замысел и художественные особенности.

Цель: определить то новое, что вносит в творчество Толстого народная тематика, сопоставить с большой прозой.

При анализе текста обратить внимание на:

  • Отражение его нового мировоззрения (воскресение  души, самоусовершенствование).
  • морализирование.
  • использование евангельских притч  и  аллегорий.
  • единство фантастического и реалистического планов.
  • особенности языка.
  • методы психологического анализа.
  • место пейзажа, портрета, речевых характеристик в раскрытии образа.
  • особенности  сюжета  и композиции.

Рекомендуется перед  домашним  чтением  рассказов  предложить учащимся следующие вопросы  и задания:

1. Подготовить краткие сообщения , опирающиеся на изученные  романы Толстого  «Война и мир» или «Воскресение», на статьи учебника.

а) Критическое отношение Толстого к великосветскому обществу , его внимание к жизни народа, как носителя истинной морали.

б) Основные художественные принципы и методы психологического анализа: прослеживание  «диалектики души» героя, использование портретной  характеристики,  речевая  характеристика, пейзаж  как средство характеристики, детализация в обрисовке внешнего облика, сложный синтаксис, периодизация в стиле Толстого, рисующие сложные душевные  переживания; роль жеста, взгляда.

в) Новое мировоззрение Толстого  в 80-е г.г. Переход на позиции патриархального  крестьянства, следование христианским идеалам добра, всепрощения и непротивления злу .

Произведения, отражающие зарождение этих взглядов  и герои, их носители:  К. Левин, Нехлюдов.

Примерные  вопросы  на дом к рассказу «Чем люди  живы».

  1. Cтатично  или в развитии даны образы Марфы  и Семена?
  2. Как можно назвать путь их  духовного  развития? (воскресение души)
  3. Какими они показаны до встречи  с Ангелом? (прочитать примеры  их нравственной черствости,  равнодушия).
  4. С чего начинается  их нравственное  возрождение? Какой это нравственный прием? (роль  взгляда).
  5. Каким показан купец-заказчик? Какими художественными средствами? (портретная характеристика).
  6. Почему отсутствует пейзажная характеристика? Выбрать отрывок–описание быта.
  7. Какие принципы толстовской христианской морали отражены в рассказе?
  8. Роль запертой  часовенки. Что говорит этот образ о самом авторе?
  9. С какой евангельской притчей связано заглавие?
  10. Каков синтаксис и язык рассказа?( примеры).
  11.  Определить  мораль рассказа.

Ход  1  урока.

  1. Сообщение учащихся о взглядах и художественных принципах Толстого 80-х г.г. (3 ученика).
  2. Рассказ учителя о работе Толстого над языком, об источниках  народных рассказов.
  3. Коллективная беседа и работа с текстом  по рассказу « Чем люди живы».
  4. Обобщение по  коллективному анализу может сделать один из учащихся, в начале урока назначенный учителем. Учитель дополнит  и сделает вывод об отличии стиля, языка, идеи народного рассказа от романов Толстого, уточнит смысл заглавия ( см. пункты в начале рекомендации).

Домашнее задание: Чтение и анализ рассказа « Корней Васильев».

2 урок.

Народная  тематика в поздних рассказах Толстого.

Цель урока: Проследить, как в рассказе «Корней Васильев» отразилась в творчестве 900-х г.г. новая духовная позиция автора; нашел ли Толстой своего положительного героя; определить художественное своеобразие рассказа и его место в творчестве Толстого.

На предыдущем уроке учащиеся познакомились  с одним из народных рассказов и имеют представление об их тематике, источниках сюжетов и  художественных особенностях. Поэтому анализ рассказа «Корней Васильев» мы  можем строить, опираясь на эти сведения.

Работе над текстом следует предпослать опорные вопросы, на которые  учащиеся попытаются ответить  дома.  Рассказ «Корней Васильев» является  понятным по идейному замыслу, в рассказе четко прослеживается «диалектика души» героя.

Вопросы  на дом:

  1. Выборочно прочитать  портрет  Корнея в начале рассказа. Соответствует ли он состоянию души героя?
  2.  Какое чувство ведет Корнея через  17 лет?
  3. В каком эпизоде мы впервые видим, как это чувство надломилось?
  4. Что испытывает Корней при встрече с женой?
  5. О чем свидетельствует портрет Корнея  в  финале рассказа?
  6. Какое ключевое слово одинаково выражает и физические и духовные качества  Корнея  в финале?
  7. Как можно назвать нравственный путь Корнея,  « диалектику  его души»?
  8. В каком из романов Толстого  мы уже  встречали подобный  нравственный путь?
  9. Кто из героев рассказа вызывает у читателей симпатию и почему?
  10. Нашел ли Толстой положительного героя?

Ход урока.

Можно начать беседу по рассказам с общего вопроса, который  определит отношение учащихся к ним  в целом:

 1. Какой из рассказов показался учащимся  более понятным, близким, может  быть, более современным?

Скорее всего, учащиеся назовут «Корнея Васильева», герой  которого обладает  общечеловеческими чертами, свойственными  многим людям  в любом  обществе.

Отвечая на 1 вопрос, учащиеся  отметят во внешности  Корнея « широкий и крепкий  загривок»,  «гладкое, румяное лицо»,  «сильное тело», обложившееся жиром, выпяченное брюхо, «уселся широко», «могучие руки», сжатые  в кулаки.

В этой портретной  характеристике преобладает животное начало, тупая, нерассуждающая  сила. Эта внешность соответствует и внутреннему содержанию: «…уж  я дознаюсь» - думает  Корней о возможной  измене жены. Сидит « насупившись», «ждет», «погоди же ты». Дальше злоба и ревность  излились в безобразной  сцене  избиения жены и дочки.

2.  17 лет не был Корней дома. Как он прожил эти годы и зачем идет домой?

Его подавляет злоба на жену, не идут дела. Он спился, разозлился и идет домой с той же злобой на « мерзавку» жену, высказать ей хотя бы все, что накопилось. Эта злоба и ведет его, и поддерживает его надломленные  физические  силы.

3. В каком эпизоде это чувство неожиданно надломилось?

В пути Корней встретил  Агашу, неродную свою дочку, с которой жестоко обошелся когда-то. Его поразило то, что Агаша не держит зла  на него: «Разве он чужой – отец ведь». Корней заплакал, и руки его задрожали. Его злоба дала первую трещину. Этот эпизод  и был началом его духовного возрождения. Как  и в других рассказах, здесь отразилась толстовская идея непротивления злу. Зло не разрушается, пока ему сопротивляются и отвечают злом  же.

Итак, мы увидели первый росток добра в очерствевшей душе Корнея.

4. Что он испытывает при встрече с «злодейкой» женой?

Учащиеся отвечают кратко или читают отрывок из гл. 5.

Главными здесь, вероятно, они  укажут фразы: «Он ненавидел ее и хотел укорить, и вдруг вместо нее перед  ним была какая-то старуха… Корней …пристально смотрел на нее и с удивлением  чувствовал, что у него не было в душе …злобы на нее». А было «восторженное чувство смирения, унижения перед людьми, перед нею…и чувство это радостно и больно раздирало его душу».

Учитель к этому добавит, что здесь мы видим уже знакомый нам художественный прием Толстого, когда взгляд двух людей глаза в глаза вдруг пробуждал в них  забытые уже человеческие чувства, сначала удивление, затем смирение, доброту. И это вдруг объясняет необоснованные, на первый взгляд, поступки. Вспомним Пьера в плену и тот взгляд, которым он успел обменяться с жестоким Даву.  Этот взгляд спас Пьеру жизнь.

5. О чем свидетельствует портрет Корнея в финале рассказа?

Лицо, сморщенное от усилия, «худая волосатая рука, «торжественное выражение» лица, «обмытое, бранное, прикрытое полотном мертвое тело», «строгое, прекрасное старое лицо».

Таким мы видим Корнея в момент смерти. Что же убило его?

Ведь в душе его наступил мир: «Слава богу, развязались все грехи». Убило его зло, жившее в его душе все эти 17 лет. Оно сожгло его тело, но добро воскресило его душу. Об этом же тоскует душа Марфы, оттолкнувшей раскаявшегося мужа: «…возьмем (его) домой, грех развяжем». Но она опоздала «попрощаться», т.е. прощения испросить. Корней умер и «ни простить, ни просить прощенья уже нельзя было».

6. Какое ключевое слово в финале рассказа одинаково отражает и физический, и духовный облик Корнея в момент смерти?

«Прекрасное» лицо – это относится и к душе, и к лицу. (Вспомним его портрет в начале рассказа). И в этом слове выражено отношение автора к герою. Жизнь в добре и правде, в умении прощать и не отвечать злом на зло – так отразилась в рассказе идея христианских заповедей.

7. Как назвать нравственный путь Корнея одним словом? Возрождение. Воскресение души. Мы видим, что Толстой продолжает тему, начатую в романе «Воскресение».

8. Интересно было бы на уроке отразить композиционные вехи рассказа:

Экспозиция – Корней – деловой человек.

Завязка – донос извозчика.

Развитие действия, ведущее к падению души.

Кульминация – возвращение домой и встреча с Марфой.

Развязка – возрождение и смерть.

9. Последним вопросом по данному рассказу может быть смысл заглавия: почему оно содержит только имя героя? Не «Измена», не «Отомстил», не какое-либо другое?

Рассказ содержит в себе идею автора: человек сам избирает себе образ жизни и взаимоотношений с людьми. Зная христианские заповеди, поняв завет братской любви, человек становится хозяином своей судьбы и идет либо по пути зла – и гибнет духовно и физически, либо по пути добра – и спасает душу для жизни вечной. Он сам вершит свою судьбу, именно его личность в центре. Он хозяин своей судьбы. Отсюда – имя в названии.

Выводы.

Поздние рассказы – это свидетельство того, что Толстой-художник сохранил всю силу своего художественного мастерства, обогатив ее глубиной и выразительностью, яркостью и краткостью народной речи.

Толстой в этот период творчества почти совсем отказывается от таких источников, как религиозная легенда, аллегория. Обычный сюжет основывается на жизненном факте, и героем рассказа становится реально существующее лицо.

Отличает народные рассказы и отсутствие открытого морализирования, дидактической направленности. Читателю предлагается чистый жизненный факт, вполне реалистическая обстановка, с тем, чтобы он сам сопоставлял, обдумывал, делал выводы и мог сознательно избирать определенную линию поведения, строить свою жизнь по «разумению, а не по злому умыслу».  Такая задача очень актуальна в настоящее время.

Этой задаче подчиняет Толстой всю силу художественного таланта. И развитие сюжета, и глубокая обоснованность и значительность заглавия, и портретные и языковые характеристики героев, и отточенный синтаксис фраз – всё служит одной цели – вызвать в душе читателя стремление остановить слепую злобу опустошенного человека не злом, не полицейскими мерами, не пассивным равнодушием, а пониманием, сочувствием, своевременным предостережением, добротой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Для  реализации ФГОС в массовой  педагогической ...

Методические рекомендации по изучению раздела русского языка «Словообразование» в 5 классе по УМК Львовой С. И

Разработанные рекомендации оценены дипломом 1 степени в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Инновационные образовательные технологии в современном уроке (занятии) – 201...

Методические рекомендации по изучению темы «Решение квадратных неравенств в 9-ом классе» по учебнику Ю.Н. Макарычева.

Разобраны методы решения квадратных уравнений. Приведены различные случаи их решения....

Апробация и методические рекомендации по изучению уравнений в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО

Изучение уравнений и методов их решения занимает главное место в системе математического образования школьников. Эта тема тесно переплетается с понятием моделирования, которое широко используется при ...

Апробация и методические рекомендации по изучению уравнений в 8 классе с учетом требований ФГОС ООО

МО математиков нашей школы-интернат провело исследование, направленное на изучение методики преподавания математики в 8 классе в свете внедрения ФГОС ООО, на примере темы «Уравнения»,...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...