Сценарий урока "Новелла Е. Носова "Белый гусь".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Грудинина Рада Владимировна

Урок построен с использованием стратегии "Смысловое чтение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примечание:

  1. Урок является одним из этапов долговременного проекта «Семья – утешение от всех зол».
  2. Исходя из того, что урок построен с использованием современной педагогической технологии «Продуктивное чтение»,  цель определяют учащиеся самостоятельно  после того,  как будут погружены в различные виды деятельности.
  3. Для проведения урока используется презентация, которая содержит:

- текст произведения,

- творческие задания,

- фотографии,

- творческие работы учащихся «Ассоциации».

Цели урока, запланированные учителем:

  1. Формирование приемов понимания и анализа текста.
  2. Развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
  3. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
  4. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

Ход урока:

Организационный момент: 

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация  внимания детей.

3. Общий план  действий

Основной этап урока  (работа с текстом в три этапа с использованием технологии «Продуктивное чтение»).

Теоритические комментарии:

Технология «Продуктивное чтение».

1 этап: работа с текстом до чтения (увлекательная поисковая работа).

Цель: развитие читательского умения (антиципация) – умения предполагать (прогнозировать) содержание по:

- пословицам, загадкам  и т.п.,

- портрету автора,

- иллюстрациям к произведению,

- по названию темы урока,

- по названию жанра,

- по ключевым словам.

Деятельность  учащихся: Разгадывание  загадки и эвристическая беседа.

Загадка:

Белый как снег…

Крылатый, горластый – красные ласты.

В воде купался – сух остался.

Щиплет за пятки - беги без оглядки.

Беседа:

Действительно, речь пойдет о гусе. Что знаете об этой птице? Как охарактеризовал автор загадки эту птицу? Симпатичен вам гусь? А вот Евгений Носов решил эту домашнюю птицу сделать героем новеллы «Белый гусь». Почему?

Тема «Соцветие мудростей в новелле Е. Носова «Белый гусь».

Сформулируйте для себя цель урока.

Деятельность учащихся: прогнозирование, работа с презентацией.

А сейчас мы займемся увлекательной поисковой работой: продемонстрируем умение предполагать (прогнозировать) содержание по:

- например, по портрету писателя (слайд №1),

- по жанру (новелла – это …,

- по иллюстрациям (слайд №2),

- по названию темы урока.

Прокомментируйте тему. Какое-то соцветие? У нас что ботаника? И что такое может быть мудрое в произведении о том, кто « пятки щиплет»?

Деятельность учащихся:

Эксперимент «Ключевые слова».

Я вам даю 2 минуты. Вы, пользуясь просмотровым чтением, обращаете внимание только на выделенные подчеркнутые слова (тексты в распечатанном виде лежат на столах).

Пообщались с текстом? А теперь друг с другом в парах. Предположите, как будут разворачиваться события?

Теоритические комментарии:

Весь этот этап – это мотивирование чтения. Нехватка времени на уроке для того, чтобы перейти ко второму этапу, иногда кстати. Второй этап пройдет у детей самостоятельно.

Готовы общаться с текстом?

2 этап: работа с текстом во время чтения. Диалог с текстом.

 Работа по презентации.

3 этап: Работа после текста (концептуальная беседа).

Деятельность учащихся:

  1. Беседа

Оправдан ли жанр произведения? Что с прогнозом? Личные впечатления?

  1. Работа со слайдом №16

Вернемся к теме. Что же здесь мудрого?

  1. Слайд-шоу творческой  игры  «Ассоциации».

 Узнаете? (СЛАЙДЫ №11, 12, 13  с высказываниями учащихся).

 Не захотелось ли вам еще с кем-нибудь сравнить своих маму, папу, бабушку?

СЛАЙД № 14 «Маша  и гусь».

  1. Постановка проблемного вопроса, который должен перерасти в ДИСКУССИЮ.

«Может быть, можно было поступить по-другому?

Глупая птица лишилась самого дорогого – жизни? ДИСКУССИЯ.

Подведение итогов.

Деятельность учащихся:

«Социальная реклама» (слайд № 16).

Слово учителя:

 Мы продуктивно поработали. Значит должен быть продукт нашей работы. Как надолго сохранить память об этом произведении? Любите делать подарки? А кому вам бы хотелось подарить это произведение?

РОДИТЕЛЯМ! (ответ детей).

Лучший подарок – это книга.  А если она получена вовремя, то это вдвойне хорошо.

Деятельность учителя и учеников:

Учитель напоминает  о празднике «Дне Любви, Семьи и Верности», который отмечается  8 июля (предварительно прошло внеклассное мероприятие, где  учащимся была  предложена детская исследовательская работа на тему «Праздники-близнецы»).

 Приложение 1. (исследовательская работа, презентация)

Совместно принимается решение, что такую книгу с букетом ромашек  надо подарить родителям в этот замечательный праздник».

Наброски проекта книги. Предложения по оформлению и содержанию:

  1. Социальная реклама «5 причин, по которым следует прочитать новеллу».
  2. ОБЛОЖКА книги.
  3. Иллюстрации.
  4. Текст (берутся распечатки с урока).

 Приложение 2. Е. Носов «Белый гусь» (текст)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»

Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

проект "Перепись населения в школе №3 г. Гусь-Хрустальный"

Данный проект мы выполняли с учениками 9 классов, было интересно узнать о том, какие мы разные. Также окунулись в истории переписи в России, и изучали статистические данные о переписях населения...

Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания МБОУ «СОШ№3» г. Гусь-Хрустальный

p { margin-bottom: 0.21cm; } Проект «Школьный музей как центр гражданского воспитания учащихся школы№3» ставит своей целью создание школьного музея, как модели гражданско-патриотического воспитан...

классный час «Родной город - Гусь-Хрустальный. Что мы знаем о нем?»

патриотическое воспитание учащихся, приобщение их к познанию истории родного города, воспитание духа соревнования, коллективизма....

Сценарий сказки "Золотой гусь" для учащихся 2-х классов.

Сценарий сказки "Золотой гусь" для учащихся 2-х классов, изучающих немецкиЙ язык. Может стать заключительным уроком или праздником для учащихся 2-х классов....

Методическое пособие для проведения экспедиции по изучению экологического состояния государственного природного заказника «Гусевской» в г. Гусь-Хрустальном и Гусь-Хрустальном районе Владимирской области.

В ходе экспедиции организовано практическое обучение школьников основным методам ведения гидрологических, гидробиологических и экологических исследований.1.      Изучени...