Заключительный урок по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сысоева Надежда Георгиевна

Урок литературы в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

Урок 51

Тема: Заключительный урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цели деятельности учителя: подвести учащихся к решению вопроса: кто из героев может назваться «кавказским пленником»; помочь понять, почему в названии рассказа говорится об одном пленнике, несмотря на то что их было двое развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.  Слайд 2

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

3 мин

                     Как ваше настроение?  Готовы к работе?

 Слайд 1

 Сегодня у нас заключительный урок по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Слайд 2

В одном из своих произведений Л.Н. Толстой писал: « ». Как вы думаете, что она означает?

Так каковы же цели нашего урока?

О чём мы сегодня будем говорить?

Подготовка класса к работе.

Рассуждение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

3. Постановка учебной задачи

3 мин

Итак Вы прочитали все произведение.

- Что же нас ждет сегодня?

- Каковы цели сегодняшнего урока?

Наметим план работы.

Формулировка темы

Формулируют цели

Составляют план работы

2. Актуализация знаний. Организация и самоорганизация учащихся

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

7 мин

  1. Работа над характеристикой главных героев.

Слайд 3

Как зовут главных героев рассказа?

О чём нам говорят их фамилии? Можно ли их назвать их «говорящими»? Давайте поработаем в парах со словарём, чтобы ответить на эти вопросы.

Обсуждение результатов.

Жила  – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий.

Костыль – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» – плетется помаленьку.

Слайд 7

2.Продолжение работы над сравнительной характеристикой героев (Слайд№7)

          Отличия (сходство) в поведении героев:

Жилин                                         Костылин

Поведение героев на свободе

проявляет волю, мужество,                   не соратник, а обуза;

находчивость, стойкость,                  страдает, проявляет  эгоизм, плохо          

активно борется                           переносит боль, усталость, бездействует

  - Проверим. А как высчитаете?

Слайд 9

А как татары называют Жилина и Костылина?  

   

Слайд 10

  • Почему же все-таки побег не удался?

Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.

В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является противоположностью герою.

Работа в парах со словарём.

Работа у доски

Проверка.

Вывод.

Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался Жилину не товарищем, а обузой в дороге.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

4. Практикум

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

8 мин

- О каком персонаже мы еще не говорили?

(читает отрывок)

 Слайд 9

Слайд 10

 Беседа о главной героине рассказа – Дине.

Слайд 11

Физминутка.

2. Чтение фрагмента  V  части рассказа.

Давайте вспомним, какие события описываются в произведении?

События происходят во время войны русских с горцами, то есть это события кавказской войны в 19 веке. Но проблемы, затронутые Л.Н.Толстым, и сегодня важны для всех людей. В наши дни на Кавказе происходят конфликты между людьми. Писатель выступает против войны, против вражды, он показывает, что люди разных национальностей и разной веры должны жить в мире и согласии.   

Прочитаем фрагмент.

(с.252  от слов «Собрались татары в кружок …», до «… и грех русских кормить, убить и кончено»

Как относились татары к Жилину?

А как относилась к нему Дина?

 (с. 253 от слов «Иван, тебя убить хотят», до «А мне тебя жалко»)

Почему отношение к Жилину у татар и Дины разное? Зависит ли отношение к человеку от веры, национальности?

А сегодня, в наше время?

Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Отношения, дружба  между людьми не зависят ни от веры, ни от национальности.

Работа в паре

Оценивание

Работа в паре

Оценивание

Составление плана

Проверка

Оценивание 

Умение работать в группе, выражение своих мыслей

4.Проверка полученных результатов. Коррекция

15 мин

     Слайд 14

 1.Работа с терминами

2.Задание: Как вы понимаете смысл пословиц?

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Друга на деньги не купишь.

3. Дружба и братство — лучше богатства.

А у вас есть друзья других национальностей? У меня тоже есть друзья другой национальности: карачаевцы, даргинцы, армяне.

Дружить могут люди разных национальностей, вероисповеданий. Дружба выше всех этих понятий.

Мини-тест.  

Слайд 17

1. События происходили осенью. (-)

2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рудлей. (-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)

8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)

3.Итог

Слайд 15

- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников было два?

  • Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», так как главное свое внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин— герои рассказа, но по- истинному героем можно именовать только Жилина.
    Основная мысль рассказа— научить людей не сдаваться даже в самых тяжелых обстоятельствах, упрямо добиваться собственной цели, уметь дружить, относиться друг к другу терпимо, независимо от национальности.

Оценивание 

Подводят итог, отвечая на вопрос

Оценивание 

Оценивание:

нет ошибок - "5";

1-2 ошибки - "4";

3-4 ошибки - "3"

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Кроссворд

1.определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет 13. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)

2. Определите значение термина: « Небольшое повествование, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». ( рассказ)

3. Русский поэт , который восхищался красотой Кавказа (Пушкин)

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (сюжет)

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука)

6.Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (антитеза)

Ключевое слово нашего кроссворда- дружба. Все творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей,жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее ее и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи свои беды.

5. Рефлексия.

Слайд 19

Перед вами лежат три смайлика.

 Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Этот смайлик означает, что урок был для вас интересным и вы узнали много нового.

Этот смайлик означает, что у вас остались еще вопросы

Этот смайлик означает, что урок вам не понравился

.

Оценивают свою работу на уроке

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УУД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Л.Н.Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На все добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».

Конспект заключительного урока по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб»....

Заключительный урок по произведению "Кавказский пленник"

Урок литературы в 5 классе по программе Коровиной...

Процесс формирования характера ( заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Урок по рассказу В.П. Астафьева является заключительным. Его можно провести как интегрированный с уроком ОБЖ....

Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...

Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс

Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс. Урок сопровождает презентация. Нужно найти фильм, снятый по рассказу. Фильм киностудии "Грузия-фильм". Режиссе...

Урок литературы на тему "Нравственные уроки в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "

При прочтении и анализе данного рассказа важно донести до учащихся проблему конфликта между народами и показать, какие человеческие качества важны в жизни  независимо от национальности....

Презентация "Диалог" непохожих" по литературе к уроку по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник",5 класс

Презентация "«Диалог» непохожих"Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»...