урок "Ребята, надо верить в чудеса..."
план-конспект урока по литературе на тему

Интересный замысел одноименного произведения А.Грина, традиционный корабль-мечта в Санкт-Петербурге и другое дали отличную идею подачи известного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_grin.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему

«Ребята, надо верить в чудеса»

(по повести-феерии А.Грина

«Ребята, надо верить  в чудеса»)

Насонова Л.И., учитель русского языка и литературы МБОУ Мешковская СОШ Верхнедонского района

  1. Предтекстовый этап

-Слайд1 (Песня «Ребята, надо верить в чудеса»)

Ребята, перед уроком прозвучала песня, а какая ее основная мысль?

-О героях какого литературного произведения поется  в этой песне?

-Главная мысль песни созвучна с темой урока, сформулируйте тему.

(«Ребята, надо верить в чудеса»)

Итак, тема нашего урока «Ребята, надо верить в чудеса» (По повести-

феерии А.Грина «Алые паруса)

Слайд 2 (тема урока)

-Что бы вы хотели узнать  на уроке?

(Познакомиться с биографией писателя, узнать больше о героях ,

что такое «феерия?

Итак, цели нашего урока

Слайд 3 (цели урока)

-Слово учителя.

   Одно из самых ярких и интересных имён в русской литературе имя Александра Грина. С ним связаны удивительные страны и города, никогда не существовавшие на земле и в то же время поразительно живые и знакомые. А имена его героев!

   Ассоль, Грей, Лонгрен – каждое соединяет в себе музыку, сказку, жизнь и фантазию.

   Кто же он, автор этих удивительных стран и прекрасных героев. Ребята, а какие ассоциации у вас возникают вокруг такой необычной фамилии Грин?

    Вашему воображению помогут несколько фраз, написанных на доске. Из каждой цитаты выберите слово, деталь характера, которые стали впечатлением от портрета, личности.

(ученик читает высказывания на экране)

Слайд 4 (высказывания о Грине)

- «Александра Грина отмечали «дар могучего воображения», чистота чувств и застенчивая улыбка».

                                                    (К. Паустовский «Жизнь Александра Грина».)

- «Мир идёт под уклон. Человечество катится в пропасть. Как чистый пират заявляю, что я никогда не перестану сражения за своё право дышать свежими морскими ветрами» (А. Грин).

- «Всю жизнь Грин будет протестовать против всего, что хоть в незначительной степени ущемляет человеческое достоинство. Об этом в сущности, все его книги.»  (В. Сандлер).

-  Итак, ваши собственные ассоциации, связанные с данными высказываниями и с фамилией Грин.

 Игры со словом Грин:

Ответы учащихся (горы, море, ветер, гром, гитара, мечта, гордость.)

-Так кто же он, автор этих удивительных стран и прекрасных героев?

 - Взгляните на его портрет работы В.А. Кашина (портрет А. Грина)

Слайд 5(портрет А.Грина)

 - Каким вам кажется этот человек?

 - Какой у него характер?

 - Почему вы так думаете?

( Ребятам писатель кажется замкнутым, задуманным, погруженным в свои мечты и фантазии. Мыслями он где-то далеко, может быть, за теми фантастическими скалами на берегу, где среди камней, обдаваемых волнами, растут бледные, но удивительно живые цветы, вдыхающие запах ветра и моря…

   Учащиеся видят Грина молчаливым, стеснительным, но в то же время вольным человеком, который ,несмотря на превратности судьбы, остаётся романтиком, верящим в чудо и  ожидающим его.)

2.Биографическая справка.

-А что  вы узнали о жизни и творчестве А.Грина?

(Подготовленные сообщения учеников о жизни Александра Грина)

  1. Жил на свете одинокий и гордый человек. Грин любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный, таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес. В 18 лет мечта о дальних странах привела его в Одессу.
  2. Александр Гринеский родился в городе Вятке. Он был застенчивым и мечтательным, рассеянным и нетерпеливым,учился плохо, но много читал : Майна Рида и Фенимора Купера,  Жюля Верна и Джонатана Свифта. Чтение уносило мальчика в увлекательное путешествие в придуманный волшебный мир, и не могли этому помешать ни побои пьяного отца, ни издевательства измученной смертельной болезнью матери.
  3. Почти всю свою жизнь Грин провёл в ночлежных домах, в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчикам, нищим, банщикам, золотоискателем. Он жил случайным, копеечным трудом: забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес… Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на смертоносных песчаных пляжах Каспийского моря. Но годы унижений и голода не смогли убить живую душу писателя, его стремление уйти в мир мечты. Настоящее признание пришло к нему, когда он уже был создателем целой воображаемой страны со своими городами, полями, лесами, реками, морями, деревушками, населённой удивительными людьми: сильными, мужественными, умеющими любить и мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Именно в этой удивительной Гринландии (стране Грина) писатель поселил Ассоль и Грея, Фрези Грант и Биче Сениэль.

4. Творческий путь А. Грина продолжался с 1906 г. по 1932 г. За это время им было создано около 500 произведений (новеллы, повести, романы, стихи) поэт В. Саянов писал:

                          Он жил средь нас, этот сказочник странный,

                          Создавший страну, где на берег туманный

                          С прослаленных брегов бегут на заре

                          Высокие люди с улыбкой обманной…

-В этом стихотворении говорится о какой-то стране, созданной Грином. Она называется Гринландия (страна Грина). Сейчас мы узнаем об этой стране.

(Выступление уч-ся о стране Грина у карты  страны)

Слайд 6 (карта  страны Грина)

Настоящее признание пришло к нему, когда Грин уже был создателем этой целой воображённой страны со своими городами, полями, лесами, реками, морями, кораблями, населённой удивительными людьми: сильными, мужественными, умеющими любить и мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Именно в этой стране писатель поселил своих героев.

-При каких обстоятельствах и когда  поя вился замысел произведения «Алые паруса»?

(Слово уч-ся  об историко-литературной справке  о создании и публикации произведения).

Замысел «Алых парусов» у писателя  появился в 1916 г. И в начале будущее произведения имело название «Красные паруса». Но, сделав первый набросок, Грин отложил рукопись. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым белым парусом. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование.»        

К рукописи Грин вернулся четыре года спустя и закончил произведение в 1920 г. Отдельной книгой вышла в 1923 г.

-А сейчас приступим к анализу  произведения.

Ролевая игра.

- Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

(В Каперне не рассказывают сказок, не поют песен. Жизнь этой деревни серая, грубая, безрадостная. Люди алчные, жестокие, завистливые).

- Почему Вы, Лонгрен, вынуждены покинуть службу на родном бреге?

(Жена Мери умерла от воспаления лёгких, нужно растить восьмилетнюю дочь, оставшуюся без материнской заботы).

Слайд 7(Лонгрен)

- А каким ремеслом занялись Вы, чтобы прокормить семью?

(В городских магазинах появились мои игрушки – искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, парусников, крейсеров, пароходов – словом, того, что я близко знал, что в силу характера работы отчасти заменяло мне грохот портовой жизни и живописный труд плаваний).

- Какой Ваш поступок окончательно испортил отношения с жителями деревни?

(Однажды я вышел полюбоваться на штормовое море. Лодка лавочника Миннерса билась под мостками о сваи, ломая борта. На моих глазах Миннерс спустился в плещущее море, отвязал лодку и стал пробираться по сваям к берегу. Но сильный удар ветра швырнул лодку в сторону океана, и Миннерса увлекло в море, где глубина и ярость валов обещали верную смерть. Он стал кричать и звать на помощь, но я не сдвинулся с места, а только напомнил ему, как он оставил без помощи мою жену, погибшую по его вине. На шестой день привезли пропавшего в море, умирающего и злобного, посылающие проклятия мне, человеку, который не протянул ему руку спасения. Все окончательно отвернулись от меня и моей дочери).

- Какая ваша игрушка вызвала особый восторг у Ассоль?

(Это была миниатюрная гоночная яхта: белое судёнышко несло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка, употреблявшегося для оклейки пароходных кают – игрушек богатого покупателя. Сделав яхту, я не нашёл подходящего материала на паруса, употребив что было – лоскутки алого шёлка. Ассоль пришла в восхищение. Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь).

 Узнай героя: «Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестном загаре, какой присущ здоровой белизне кожи.

Узнай героя: «Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блузка, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанные серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы, вяло-прозрачным, если бы не глаза, серые как песок и блестящие как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным».

(Эгль)

Слайд 9 (Эгль)

  1. Чем вы занимаетесь?

(Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок

Ребята, а как относятся к Ассоль ее сверстники?

(Растет без подруг, о Лонгрене говорили как о преступнике и убийце.

Дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, бросали в нее камни.

За поступок отца приходится расплачиваться маленькой Ассоль. Дети обижают ее, бросая в нее грязь, дразнят. Что ответил отец Ассоль, когда та спросила его, почему нас не любят?

(«…надо уметь любить, а этого-то они не могут»)

- Почему в литературе душевного волнения ты отправлялась в лес?

(Здесь я чувствовала себя, как дома; здоровалась с деревьями, как с людьми, пожимая их широкие листья. Все деревья были «братцами», они величественно гладили меня листьями и родственно скрипели в ответ. Здесь я чувствовала себя в окружении друзей, добрых и понимающих).

-Какое событие изменило жизнь маленькой Ассоль?

(Встреча с Эглем)

-Чтение отрывка встречи этих героев по ролям.

Слайд 10 (Видеофрагмент мюзикла «Алые паруса»

-Ассоль пришла домой, рассказала отцу о встрече с Эглем

-Ты как думаешь, придет волшебниковый корабль за мной или нет?- спрашивает девочка отца.

-Придет. -Асам подумал:

-Вырастет, забудет. Много ведь придется в    в будущем   увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали- нарядных и белых, вблизи -рваных и наглых.

-Каквы поняли смысл этих раздумий отца?

-Как называется изобразительное средство языка, которое используется в этом тексте?

-Какой отрывок из текста  особенно подчеркивает любовь отца к Ассоль?

-Чтение отрывка  уч-ся:(Лонгрен держит спящую Ассоль )

-Для кого героиня была? (Работа с интерактивной доской, уч-ся стрелками находит соответствия.)

Слайд 10 (Таблица-схема)

  -   Вопросы для обсуждения  
-   За поступок отца приходится расплачиваться и маленькой Ассоль. Дети обижают ее, бросая в нее грязь, дразнят. Что ответил отец Ассоль, когда та спросила его, почему нас не любят?

(«…надо уметь любить, а этого-то они не могут»)

-   Что вы можете рассказать об Ассоль, что это была за девочка?

(Несмотря на то, что она росла без мамы,  это не сделало ее черствой и бессердечной. Имя ей было дано неслучайно, это накладывало отпечаток на ее характер. Оно ассоциируется с латинским словом sol – солнце;
«оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины». «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанные в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившего игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов»

Ее описание – встреча с Эглем:
«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».

-    Какая событие изменило жизнь маленькой Ассоль?

(Эгль рассказал Ассоль о том, что, когда она вырастет, к ней приплывет принц на красивом корабле с алыми парусами и заберет ее с собой.
Однажды сияющая громада алых парусов белого корабля двинется прямо к Ассоль. Храбрый красивый принц будет стоять на этом корабле и протягивать к ней руки, он увезёт её с собой в розовую глубокую долину, в блистательную страну, где много света и счастья.)


-    История, рассказанная Эглем, больше походит на сказку, почему Ассоль поверила в нее?

(она была очень мечтательной, романтичной девочкой и она была готова услышать нечто подобно:
«Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением…Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы»)

-А сейчас поговорим о Грэе.

Узнай героя: «…юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки… понемногу он потерял всё, кроме главного – своей странной летящей души… став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил тёмным загаром, изысканную беспечность отдал за умеренную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь…

(Грэй )

-Почему характер Ассоль и Грея мы называем романтическим?

(Во-первых, потому, что они не похожи на всех окружающих и потому часто непонятны для них. В Каперне Ассоль называют «полоумной» и «тронутой»; матрос Летика отзывается о Грэе так: «Капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан». Непонятность обрекает героев на одиночество: даже самым близким они не могут открыться до конца. Родители не понимают Грэя, Грин говорит об «одиночестве вдвоём» Ассоль и Лонгрена. Поэтому Ассоль и Грэй живут в своём мире – мире грёз, фантазии, мечты, далёком от грубого реального мира. Грэй стал капитаном, но он возит в трюме своего корабля только изящные товары: кофе, чай, фарфор, шелка, ценные породы дерева. «Никто не мог уговорить его везти мыло, гвозди, части машин и другое, что мрачно молчит в трюмах, вызывает безжизненное представление скучной необходимости».

 Ассоль занимается повседневной работой, продает игрушки, шьёт, но мысли ее далеко, мечта ведет её за собой: «Меж тем как её голова мурлыкала песенку жизни, маленькие руки работали прилежно и ловко; откусывая нитку, она смотрела далеко перед собой, но это не мешало ей ровно подвёртывать рубец и класть петельный шов с отчётливостью швейной машины». Мечтательность,  богатый внутренний мир, стремление вырваться из грубой действительности и прикоснуться к чуду, оторванность от реальности – вот что делает Ассоль и Грэя романтическими героями.)

    «Грустный вопрос» в глазах Ассоль подсказал Эглю, что живётся ей нелегко, и ему захотелось подарить девочке сказку, которая может быть, хоть на несколько мгновений утешит её. Он не знал, что подарит ей мечту…

    Как восприняла Ассоль предсказания Эгля? Почему его сказка так глубоко запала ей в душу?

(Ассоль восприняла предсказание Эгля как чистую правду. Воспитанная на чудесных историях Лонгрена, она ни минуты не сомневалась в том, что слова «волшебника» сбудутся. Тем более это предсказание было так созвучно мечтам Ассоль, тому миру фантазии, в котором она жила. Оно стало частью её жизни, потому что с того памятного дня Ассоль начала терпеливо ждать исполнения мечты. Её вера и надежда сделались её болью, потому что множество издевательств, насмешек пришлось вынести девочке за свою фантазию. Но эта же вера наполнила её жизнь смыслом и радостным ожиданием: ведь Ассоль твёрдо была уверена, что «это будет»...)

-Что общего у героев и чем они отличаются?

Слайд 12 (Сравнительная  характеристика героев)

-Ребята, мы сравнили характеры героев , а давайте поговорим об их именах.

На доске 2 уч.-ся записывают

-Ассоль – в переводе с латинского - солнце.

-Грэй - в переводе с немецкого-серый.

-Что этим хотел показать автор?

-(Если бы не стремились к цели, к переменам, то героев ждала бы серая повседневная жизнь.)

-Какую сцену в повести вы бы назвали кульминационной и почему?  

Конечно, это встреча Ассоль и Грэя на борту корабля с алыми парусами.

Ребята, посмотрите,пожалуйста,отрывок из художественного фильма и про

анализируйте его

Слайд 13.

( Просмотр отрывка из художестенного фильма  « Алые паруса» и его

обсуждение)

 Это кульминационная сцена произведения, так как она самая напряжённая и волнующая сцена феерии: накал чувств, мыслей, полёт фантазии здесь самый высокий. Ассоль дождалась своей мечты, мечта восторжествовала над серой действительностью. Этот эпизод заставляет поверить читателей в возможность чуда и приводит к главной мысли книги о возможности творить «чудеса своими руками».)

Какое чувство оставляет эта сцена у читателей и почему? А какое впечатление производит происходящее на толпу на берегу?

(Эта сцена оставляет у читателей ощущение счастливой гармонии, радости, сбывшейся мечты, очарования любви, потому что все страдания непонимания, одиночество остались позади и впереди у героев «блистательная страна» счастья. У толпы же капернцев эта сцена вызывает шок, «нервную и угрюмую тревогу», «злобный испуг». Они посрамлены: «тронутой» оказалась не Ассоль, упорно верившая в своё счастье и сберёгшая эту веру, несмотря на оскорбления и насмешки, а они, потому что были неспособны ни к тонким высоким чувствам, ни даже к простому уважению друг к другу. Поэтому теперь они могут только угрюмо молчать или злобно шипеть, глядя на счастливую Ассоль.)

-Какую роль вообще в произведении играет толпа?

(Толпа своей грубостью, приземлённостью, стремлением отторгнуть и осмеять всех, кто не похож на неё, оттеняет возвышенные и глубокие чувства героев, их богатый внутренний мир, которому внятны и голос природы, и зов другой человеческой души.)

4.Каков же смысл произведения Грина?

(Перечитаем ещё раз слова Грэя о чудесах: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». В этих словах заключена главная мысль произведения Грина: мысль о необходимости «делать так называемые чудеса своими руками», о необходимости верить в них. Ведь без веры в чудо жизнь становиться серой, приземлённой, обыденной, она лишается одухотворённости, полёта, мечты. Только вера в чудо и стремление к нему делают жизнь осмыслённой и яркой. Неважно, большим или маленьким будет это чудо – важно подарить его человеку, который его ждёт, и тогда «новая душа будет у него и новая у тебя».)

-Что олицетворяют в книге алые паруса?

(Алые паруса – символ чуда, мечты, веры в невозможное. Именно они наполнили жизнь одинокой девочки содержанием и смыслом, не дали отчаяться от однообразия и угрюмости реальной жизни, подарили надежду на счастье. И вера её в алые паруса была настолько сильна, что невозможное стало возможным: сказка стала явью.)

Слайд 14

(Работа над теоретическими понятиями)

Почему Грин дал повести подзаголовок – феерия?

(Феерия – 1. Представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. 2. Волшебное сказочное действие.

 А. Грин дал своему произведению подзаголовок «феерия» не случайно. Ведь феерия – это жанр драматического произведения, в котором борются волшебные силы, и , как в сказках, добро оказывается сильнее.)

   Книга Грина в чём-то сродни сказке. Сказка приходит в жизнь Ассоль неожиданно, заставляет её поверить в чудо с грубой действительностью, насмешками окружающих, которые как бы воплощают в себе злое начало. Она одинока, но сильна своею верой и надеждой. «Живое стихотворение» (так называет автор Ассоль) встретились с «летящей душой» Грэя, и сказка стала действительностью: мечта восторжествовала.

Так ли уж сказочная книга?

(Наверное,  нет. Ситуации, написанные в ней, очень знакомы. Только сбывшееся чудо и кажется сказкой. Но ведь и оно сотворено человеком…)

Символ – условный знак какого-нибудь понятия

-Ребята, чему нас научила эта книга?

(Она научила нас мечтать)

Мечта, надежда помогают человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека.
Мне хотелось бы завершить урок словами
К. Паустовского: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».

-Мечтайте! Любите! Будьте счастливы!

«Алые паруса» - вечная книга

«Алые паруса» - это название выпускного вечера в Санкт-Петербурге

Слайд 15 (Видеофильм  «Парусник. Салют»)

«Алые паруса» - современный мюзикл композитора Дунаевского

Слайд 16 (Афиша мюзикла)

«Алые паруса» - сайт творческой молодежи

Слайд17 (Страница сайта)

Слайд18 (Флэшмоб на воде, выпускной, песня «Зурбаган».

Подведение итогов.

-Домашнее задание.

На дом учащиеся получают задание написать сочинение (жанр произвольный) «О чем мечтаю я?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здесь вера творит чудеса..." (Былинная культура Руси и фрагмент из романа Н.С.Лескова "Соборяне").

Урок по теме «Здесь вера творит чудеса…» (Былинная культура Руси и фрагмент из романа Н.С.Лескова «Соборяне») дается по программе "Русская литература XI - XX вв." Н.Н.Костанян и ориентирован на ...

Сценарий последнего звонка: "Ребята,давайте верить в чудеса..."

Сценарий последнего звонка: "Ребята,давайте верить в чудеса..."...

Голубой Огонёк "Учительское сердце - надейся, верь, люби"

Удивительный этот дом - школа. Школа живёт своей, особенной жизнью, и люди, однажды пришедшие сюда, никогда не покинут этот кишащий страстями дом....

Учительское сердце - надейся, верь, люби!

Удивительный этот дом - ШКОЛА! Школа живёт своей особой жизнью, и люди, пришедшие однажды сюда по зову сердца, НИКОГДА не покинут этот кишащий страстями ДОМ - ШКОЛУ....

Социальный проект "Время верить в чудеса"

Цель проекта: создание единой социально-развивающей среды посёлка, где школа является  социокультурным центром.Задачи:·        создание благоприятного ми...

Сценарий Новогоднего праздника для 5-6 классов "Кто верит в чудеса"

Новогоднее праздничное путешествие для учащихся среднего звена (5-6 классы) с элементами театрализации....

Сценарий выпускного вечера "Ребята надо верить в чудеса"

Представляю вашему вниманию сценарий выпускного в 11 классе. В нем участвуют выпускники и их родители, есть поздравления для учителей, есть шутки и все, что нужно для праздника....