Методическая разработка урока литературы с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Рассказ И.А.Бунина "Лапти"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Фирсова Елена Станиславовна

Работа представляет собой конспект урока литературы в 7 классе, который демонстрирует применение учителем такой образовательной технологии, как РКМЧП. В уроке используются следующие приемы: чтение с остановками, прогнозирование по названию, обращение к личному опыту. В процессе учебного занятия обучающиеся читают отдельными отрывками рассказ И.А.Бунина "Лапти" и разбираются в его идейном содержании и образах. Работа может быть интересна учителям-предметникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Тема: Рассказ И.А.Бунина «Лапти».

Цели:  путем замедленного прочтения  рассказа И.А.Бунина «Лапти» убедить учащихся в необходимости доброты, самоотверженности.

            Задачи:

  1. Познакомиться с рассказом И.А.Бунина«Лапти», используя прием «чтение с остановками».
  2. Понять авторскую позицию.
  3. Дать собственную оценку решения героя.
  4. Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умения прогнозировать события и оценивать художественное произведение и его героев, критическое мышление.
  5. Воспитывать интерес к чтению, логично излагать свою точку зрения, доброту друг к другу.

Технологии: РКМПЧ.

Используемые приемы: чтение с остановками, прогнозирование по названию, обращение к личному опыту.

Ход урока

  1. Стадия вызова.

Начинаем работу с рассказом с обсуждения его названия. Учащиеся угадывают, о чем может быть произведение «Лапти». Думают и обсуждают в группах возможное время действия, время года, предполагают, какими будут герои рассказа.( Такое начало повышает интерес к чтению и акцентирует внимание на такой важной детали, как название).

  1. Стадия осмысления.

Обучающимся предлагается текст произведения, разбитый на отдельные отрывки, каждый из которых читается, затем обсуждается с привлечением вопросов разного вида (аналитических, интерпретационных, творческих, оценочных, уточняющих).

Лапти

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что делать? Чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА.

-Удалось ли нам с Вами угадать время действия? Почему? (Дети очень удивлены, что чисто летняя обувь появляется зимой).

- Какой эпитет использует автор для описания лаптей? С чем у вас ассоциируется красный цвет? (Красный – красивы        й, высокая температура, причудливая фантазия больного ребенка).

- Как вы понимаете слова «такая страсть» из последнего предложения отрывка? Как дальше будут развиваться события? Есть ли шанс на спасение ребенка?

Перед чтением второго отрывка из рассказа уместно обратиться и к личному опыту обучающихся. Как чувствует себя человек, который серьезно болен, лежит с высокой температурой? Случалось ли кому-то из вас быть в положении больного? Что помогало перебороть болезнь?

Стукнуло в прихожей. Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

-  Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

- Лапти? Что за лапти такие?

-А господь его знает. Бредит,  весь огнем горит…

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

-Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

-Как добывать?

-В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином не хитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.        

- Нет, пойду… Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

И притворив дверь, ушел… пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

- Кто такой Нефед? Какое впечатление он производит?

- Как он говорит? В чем своеобразие его речи? (В ней нет сложных предложений, фразы остаются незаконченными. Это свидетельствует не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о чертах его характера: он человек дела).

- Почему Нефед принимает решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином? Как он это сам объясняет? Что имеет  в виду Нефед, говоря «душа желает»? (По народным представлениям, если исполнить желание больного, то он непременно выздоровеет.)

- Как описывается погода? Какими средствами выразительности Бунин передает нам всю сложность дела, за которое взялся Нефед?

-Какие проблемы ставит автор в своем рассказе?

- Что же дальше произойдет в произведении? Повышаются ли шансы у больного ребенка на спасение?

Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, на отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя ( и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

-Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА.

- Внимательно перечитайте первое предложение отрывка. Почему время от обеда до темного вечера «уместилось» писателем в одно короткое предложение  с однородными сказуемыми? (Это передает напряжение ожидания возвращения Нефеда, когда ни о чем другом не думается.)

- Как Бунин описывает ночь? Какие чувства оно вызывает у вас? (Страх, сопереживание матери, совершенно одинокой и беспомощной, у кровати умирающего ребенка, жалость к их физическим и душевным страданиям).

- Можно ли предугадать развязку? Будет ли она счастливой?

- Каким ваш хочется видеть финал рассказа?

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего на розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидели торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, это луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

За пазухой у Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

- Совпал ли финал рассказа с вашими предположениями? Почему?

- Какими словами Бунин в этом отрывке предвосхищает трагическую развязку – смерть Нефеда? («торопливый зловещий стук в дверь»).

-Была ли смерть Нефеда вознаграждена? (Да, он спасает жизнь новосельских мужиков).

- А смогли бы вы поступить так, как Нефед?

- О чем этот рассказ? (О самоотверженности, о доброте, о жизни и смерти).

- Какова идея произведения Бунина? (За смертью неудержимо идет жизнь!)

3.Рефлексия.

- Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками»? Если да, то в чем? Был ли интересен и полезен прием «читательский прогноз»?

Домашнее  задание: придумайте завершение рассказа.

Литература

  1. Бунин И.А. Темные аллеи: Повести. Рассказы. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- С.146-147.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение,2011. – 223с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"

Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня"  составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...

Фрагмент урока математики с использованием технологии критического мышления

Цель: создать условия для формирования вычислительных навыков  при умножении и делении положительных и отрицательных чисел. Задачи, направленные на достижение личностных результатов:- формир...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» (на примере применения приемов стадии вызована уроках русского языка в ...

самоанализ урока МХК с использованием развития критического мышления

самоанализ интегрированнаго урока МХК и английский...