Материалы для курса "Формирование квалифицированного читателя"
проект по литературе (5 класс) на тему

Даны рекомендации для организации курса "Воспитание квалифицированного читателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitnaya_kartochka_proekta.doc.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

 «Визитная  карточка» проекта

Авторы проекта

Фамилия, имя, отчество

Шорина Елена Николаевна, Фроленко Татьяна Сергеевна

Город, область

Аксайский район, п. Рассвет

Номер, название школы

МБОУ Рассветовская СОШ

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Растим  читателя

Краткое содержание проекта

В качестве основы проекта «Формирование квалифицированного читателя» использованы этапы: подготовка к анализу произведения, обучение анализу, с учетом особенностей авторского повествования и поэтики, обучение разным видам речевых высказываний (диалогических, монологических, устных и письменных), формирование самостоятельной творческой деятельности.

Предмет (ы)

Литература

Класс

5 - 9

Приблизительная продолжительность проекта

16 часов

Основа проекта

Образовательные стандарты

Стандарт среднего общего образования по литературе

Планируемые результаты обучения

«После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

-личностные:

1. знание отличительных особенностей стилей в рамках программы проекта;

2. умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному:

3. владение различными типами создания творческих работ.

4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, потребности в самостоятельном чтении.

-метапредметные:

  1. умение составлять связное устное высказывание;
  2. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
  3. умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
  4. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
  5. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и творческих работах;
  6. умение выражать свое мнение и аргументировать его;
  7. умение анализировать текст;
  8. умение вести дискуссию.

       9.   умение извлекать информацию из различных текстов;

      10.  умение составлять план прочитанного;

      11.  умение отбирать материал по заданной теме;

      12.  умение выделять тезисы, находить ключевые слова;

-предметные:

1. восприятие художественных произведений как части историко- литературного процесса.

2. представление о литературном процессе в рамках проекта;

3. овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения во всех аспектах(жанр, сюжет, композиция, герои и все особенности художественного мира, характеризующего предмет)

4. овладение умениями творческого чтения, анализа художественных произведений, выявление в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

-частные предметные:

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Я читатель…А умею ли читать?

Проблемные вопросы учебной темы

Что остается в душе, когда книга прочитана? О чем говорил со мной автор? Как он выражал свои мысли? Легко ли мне было понять его замысел?

Учебные вопросы

Какие теоретические знания необходимы для понимания произведения? Важно ли соблюдать правило: путь к художнику идет через познание его личности?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Изучен круг чтения;

Проанализированы устные и письменные навыки учащихся;

Обсуждены темы предстоящих занятий;

Учтены интересы детей.

Выделяют ключевые слова и позицию автора;

Выявляют авторскую концепцию, замысел, идею;

Определяют  стиль, направление;

Преобразуют сюжетные линии в схемы;

Анализируя,  использует различные методы: исследовательские, эвристические, поисковые.

Создают устные и письменные работы;

Пишут продолжение текста, опираясь на авторскую концепцию и стиль:

Анализирую работы друг друга, исправляя речевые и грамматические  ошибки;

участвуют в дискуссиях и полемике.

анализируют тексты различных стилей;

создает тексты различных жанров: отзыв, рецензию, эссе…

демонстрирует умение выделять тезисы, аргументы;

делает обобщения после анализа, задает проблемные вопросы к прочитанному;

оценивает текст, речь, исходя из манеры изложения, формы подачи;

оценивает форму и содержание в единстве.

Рефлексия!!!!!!!!!!!!!!!!!

Описание методов оценивания

Мозговой штурм: отвечают на неожиданные вопросы, учатся видеть главное.

Оценивание представленных работ: создание работ (буклет, презентация, эссе, отзыв, статья) по окончании исследования позволит комплексно представить результаты ученических исследований для всей аудитории, сделать выступление более показательным и выразительным.

Итоговая конференция: ученические конференции, на которых ученики берут на себя ответственность за организацию и обсуждают свои темы, рассматривая задачи, работы и бланки самооценки.  

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Смысловое чтение, умение кратко пересказать прочитанное,

Навык работы с различными источниками информации, навыки работы на ПК, навык работы с цифровой камерой.

Учебные мероприятия

1 урок:   

1

 Актуальность темы. РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ЛИТЕРАТУРА

2

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов школьников  на  уроках литературы.

3

Овладение литературно-теоретическими знаниями и
методами анализа художественного текста;

4

Овладение литературно-теоретическими знаниями и
методами анализа художественного текста;

5

Ключевые слова как разгадка авторского замысла.

6

Рассказ от имени героя (речевое развитие)

7

Театрализация.

8

Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого

9

Роль личности творца для понимания авторской концепции.

10

Уроки внеклассного чтения как средство формирования самостоятельной читательской деятельности учащихся.

11

Сотрудничество учителя и библиотекаря в воспитании квалифицированного читателя.

12

Роль семейного воспитания в  развитии у детей интереса к книге, чтению.

13

Формирование    читательских интересов учащихся  в рамках проведения

 внеклассных мероприятий по литературе

14

Проведение внеклассного мероприятия по литературе

15

 Основная задача литературы – поиски решения жизненных проблем.

16

Итоговый урок. Я хочу поделиться прочитанным.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Одаренный ученик

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование

Технологии — программное обеспечение

Материалы на печатной основе

Другие принадлежности

---

Интернет-ресурсы

Другие ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: практикум по ПМ "Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале", для подготовки квалифицированных рабочих по профессии НПО 262019.01 Художник по костюму на базе среднего (полного) общего образования

Практикум по ПМ "Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале",для подготовки квалифицированных рабочих по профессии начального профессионального образования262019.01  Художник п...

«Приёмы и формы воспитания квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения и сформированным эстетическим вкусом».

Выступление перед учителями русского языка и литературы Курской области, слушателями курсов института непрерывного повышения образования (ПК и ПП) г. Курска (2012 год) по теме:«Приёмы и формы во...

Контрольно-измерительные материалы для входного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)

Контрольно-измерительные материалы для входного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащ...

Контрольно-измерительные материалы по теме "Словосочетание" по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)

Контрольно-измерительные материалы по теме "Словосочетание" по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (...

Контрольно-измерительные материалы для рубежного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих (1 курс)

Контрольно-измерительные материалы для рубежного контроля знаний по общеобразовательной дисциплине Русский язык по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабоч...

«Развитие творческих способностей учащихся – один из путей воспитания квалифицированного читателя»

Замечательные программа и учебник по редакцией А.Г.Кутузова "В мире литературы" дают учителю возможность работать на высоком профессиональном уровне, творчески и с удовольствием. (из опыта р...

Контрольно-измерительные материалы ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО

Комплект контрольно-измерительных материалов  разработан на основе:Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образовани...