Конспект урока-семинара по повести В.К. Железникова «Чучело"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Конспект открытого урока-семинара в 7 классе

по повести В.К. Железникова «Чучело»

  «Люди, будьте человечны» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53

с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                      города Чебоксары

Конспект открытого урока-семинара в 7Б классе

по повести В.К. Железникова «Чучело»

                                       «Люди, будьте человечны»

                               

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Моисеева Ирина Александровна

Педагогические цели: 

Обучающие:

  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать умение создавать текст небольшого объема;
  • формировать навыки интерпретации текста.

Развивающие:

учить детей  дискуссионному  исследованию,  умению:

  • выдвигать проблему;
  • обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного  произведения;
  • проводить параллели между языком  художественного  произведения  и  кино;
  • развивать умение характеризовать героя,  сопоставлять  его  поведение,  давать  оценочные  характеристики;
  • исследовать проблему, излагая результаты работы в школьном  проекте.

Воспитывающие:  

  • приобщить семиклассников к сложным духовным и нравственным  поискам;  
  • продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности  учащихся: сострадания,  доброты,  милосердия,  умения отстаивать  свою  позицию  убеждением, а не силой;  умения  находить  выходы  в  любой  конфликтной  ситуации.

Цели развития образовательного процесса:

  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать аналитические умения при работе с первоисточниками ;
  • формировать социально-личностные мотивы на основе рассмотрения примера;
  • активизировать потребности учащихся в самоопределении и самореализации.

Цели саморазвития:

  Совершенствовать навыки владения новыми образовательными технологиями;

Тип урока: урок-семинар.

Методы: групповое обсуждение, эвристическая беседа, проблемный вопрос: “Детская жестокость”.

Материалы к уроку:  выставка произведений В. К. Железникова, кадры из кинофильма “Чучело”, плакат с родословной Бессольцевых, презентации учащихся, повесть «Чучело», Владимир Железников, «АСТ/Астрель»,

 2009 г.,с.224

Предварительное домашнее задание.

  1. Чтение произведения.
  2. Анализ художественных образов (групповые проекты).
  3. Работа со средствами художественной выразительности:
  4. Работа с толковым словарём (мировоззрение, милосердие)

                             

Ход урока

 1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

 Определение задачи урока: сбор материала для сочинения – отзыва о повести. (Задача записывается на доске)

     

2.Чтение подготовленной ученицей первой главы.

  Совместное описание художественного портрета Лены Бессольцевой

Вопросы к классу:

- Какую важную информацию содержит первая глава?

- Какие по интонации предложения преобладают здесь и почему?

- Какую композиционную особенность первой главы вы заметили?

(Писатель сознательно ломает порядок событий.  и рассказывает о них не в хронологической последовательности. Монтаж- такой способ построения литературного произведения, при котором преобладает прерывность изображения, его «разбитость» на фрагменты. Внутренние, смысловые связи между персонажами, событиями оказываются более важными, чем их пространственно-временные «сцепления»).

     3.Определение темы и конфликта повести.  (Обсуждение в группах)

Конфликт повести «Ленка и злые люди» записывается на доске

  1. Защита проекта «История городка и дома Бесольцевых»:

Анализ эпизода -  экспозиции повести.

1) Сообщение ученика об истории городка;

Акцентируется внимание на цитате «А первая империалистическая как буря унесла из городка всех мужчин и вернула их наполовину калеками – безрукими, безногими, но злыми и бесстрашными. Свобода была дороже им собственной жизни» (гл. 2, стр.7)

 

  2) Сообщение ученицы об истории дома, о значении олицетворения в повествовании;

Ключевые фразы: «Впервые дом оглох и ослеп» (гл.2, стр.7)

                        «Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал» (гл.2, стр. 12)

                          «Дом Бессольцевых снова оглох и ослеп» (гл.14 стр. 202)

   3) Сообщение ученицы об истории деревенского дома собственных предков (презентация с фотографиями дома и семьи)

Вопрос к классу:

 -Для чего надо знать и помнить историю своей родословной?  

 -Для чего писатель так подробно рассказывает   истории городка и дома Бессольцевых?

-Обсуждение в группах

- Экспертная группа выслушивает представителей других групп, и после обсуждения ответ записывается на доске.

  1. Защита проекта «Родословная Бессольцевых»
  1. Сообщение учениками о родословной. Бессольцевых:

   (используется плакат с изображением дедушки с внучкой и семейного древа Бессольцевых)

 - сообщение о докторе Бессольцеве;

 - сообщение о Николае Николаевиче Бессольцеве;  

 - сообщение о Марии Николаевне Бессольцевой (демонстрируется портрет в раме, похожий на тот, который висел в доме)

 

Ключевые фразы: «Все делали не ради славы, а для народной пользы»

(про Машу Бессольцеву (гл.10, стр.146); «Моя жизнь продолжение чьей - то другой. Или многих других…» (слова Ленки) (гл.4, стр.36)

   

Слово учителя:

  Картины, как и дом, живут своей жизнью и участвуют незримо во всех событиях. Ленка мысленно общаются со своей тетей Машей с картины, и это придает ей силы.

Ключевая фраза: «Люди с картин на самом деле живут…» (гл.2, стр.9)

Ключевая фраза: «…она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладает теми же чудными качествами, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них» (гл.7, стр.93)

Вопрос к классу:

   Среди картин художника Бессольцева в доме висел портрет генерала Н.Н.Раевского. Для чего вводится в повесть образ героя Отечественной войны 1912 года?

       2) Рассказ представителем проектной группы о генерале Раевском.

Ключевая фраза: «Честь дороже присяги; нарушив первую, человек не может существовать, тогда как без второй он может обойтись еще» (гл.12, стр.182)

Вопрос к классу:

     Какие нравственные качества передали Лене Бессольцевой ее предки?

-Обсуждение в группах;

-Экспертная группа выслушивает представителей других групп, и после обсуждения ответ записывается на доске.

  1.  Защита проекта «Одноклассники Ленки»

1) Сообщение об одноклассниках Ленки (учащиеся выступают от имени одноклассников, характеризуя их и отмечая причины озлобленности)

           2) Просмотр фрагмента   одноименного фильма (сцена встречи Ленки группой одноклассников из парикмахерской) и сравнение с сюжетом повести.

           

          8.Чтение учителем отрывка (гл.10): «Ты представляешь, — сказала Ленка, — они гнали меня по городу. На виду у всех. Бежать мне было трудно… Тебя никогда не гоняли, как зайца? Николай Николаевич промолчал, хотя его тоже гоняли и он знал, как это трудно….

А они меня гнали:

«Чу-че-ло-о-о!»

Прохожие смотрели на меня: каждому охота поглазеть на чучело».

Вопрос классу:

     Что вы думаете об этих прохожих?

-Обсуждение в группах;

-Экспертная группа выслушивает представителей других групп, и после обсуждения ответ записывается на доске.

9. Определение идеи повести через осмысление афоризма «Люди, будьте человечн» (Ж.-Ж. Руссо)

1.Мировоззрение человека зависит от его воспитанности;

2.Нельзя быть равнодушным к чужой беде;

3. Чтобы не быть отверженным, надо быть честным перед собой и перед другими.

 

Домашнее задание на выбор:

Написать отзыв о повести В.К.Железникова «Чучело» или придумать эпилог повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

Все мы белые вороны. По повести В.К. Железникова «Чучело».

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса «Все мы белые вороны.»Цель: систематизация  знаний  по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к ок...

Все мы белые вороны. По повести В.К. Железникова «Чучело».

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса «Все мы белые вороны.»...

Урок-ситуация по повести В. Железникова "Чучело".

Урок-ситуация вновь осмысляется в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности ("Модель саморазвития личности" доктора пед.наук, профессора К.Я.Вазиной). Считаю, что становление духовного м...

Урок литературы по повести В.К. Железникова "Чучело"

«Лена Бессольцева – победительница или побежденная?»(по повести В.К. Железникова «Чучело»)...

Конспект урока-исследования в 6 классе по теме «Сопоставление повести В. Железникова «Чучело» и х/ф «Чучело».

Это один из вариантов урока-исследования. его задача - помочь учащимся разобраться не только в книге, но и сравнить  её с фильмом, посмотреть на эту историю взглядом кинокритика. Но главное - заг...

Викторина по повести Владимира Карповича Железникова "Чучело".

20 вопросов по повести В. К. Железникова "Чучело"....