Урок-ситуация по повести В. Железникова "Чучело".
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Кузнецова Галина Ивановна

Урок-ситуация вновь осмысляется в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности ("Модель саморазвития личности" доктора пед.наук, профессора К.Я.Вазиной). Считаю, что становление духовного мира ученика возможно, если создавать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, а также для реализации творческих возможностей. Уроки с проблемными ситуациями по литературе в технологии КИМ способствуют самодвижению, саморазвитию личности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznecova.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – ситуация по произведению В.К.Железникова «Чучело».

 

1.Организация целевого пространства.

1.1.Слово учителя и рассказ об авторе, ввод в проблему на основе первичного осмысления текста.

- Уважаемые ребята, вы самостоятельно прочитали повесть Владимира Карповича Железникова «Чучело». Хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о прочитанном тексте.

- Что произвело на вас сильное впечатление и почему?

- Что особенно поразило в повести?

- Какие проблемные вопросы вы предлагаете для осмысления текста?

Выслушиваются предложения учащихся, учитель корректирует их и записывает на доске.

1.Что было бы, если Лена не защитила Диму? ( Карманова Вика)

2.Кто был прав: Лена или одноклассники в отношении Димы в конце повести?  (Золотова Майя)

3.Стрижка Лены наголо - это вызов ребятам или отчаяние? ( Киекова Лиза)

Учитель предлагает проблемную ситуацию, в которую войдут и предыдущие ситуации.

Лена Бессольцева - победительница или  побежденная?

1.2.Определение целей.

- Что нам предстоит осознать?

В процессе высказывания предложений учащимися, обсуждения, коррекции целей учителем, попытаемся определить:

- цель мировоззренческую: осознать, что такое истинная доброта, милосердие.

- цели предметные: почувствовать душевное потрясение девочки от всего пережитого и выразить свое отношение к нравственным проблемам;

- осмыслить отношение одноклассников к девочке и причины их поведения;

- понять позицию автора;

- увидеть своеобразие повествования.

1.3.Проектирование результата.

Каждая микрогруппа высказывает свое мнение по проблемному вопросу. Идет первичное осмысление произведения, оно в дальнейшем будет углубляться при исследовании текста.

1.4.Выбор средств (предлагаются тексты, словари, ключевые слова, найденные ребятами, вопросы, направляющие мыследеятельность)

2.Организация поискового пространства.

1.Организация поисковой деятельности по творческим группам (зона поиска - словари, текст).

2.Определение способов деятельности:

    - работа с «Толковым словарем» С.Ожегова;

    - найти значение слов «предатель», «милосердие», «чучело»;

    - процесс построения Древа понятия к слову «милосердие»;

    - рисунки детей;

    - индивидуальные задания группам:

Как изображен дом Бессольцевых? Какие средства художественной выразительности использует автор?-1 группа.

Какова особенность композиции и сюжета?-2 группа.

Какова позиция автора? В чем проявляется?-3 группа.

Каковы средства выразительности в создании образа Лены?-4 группа.

   - работа по вопросам, направляющим мыследеятельность.

3.Обсуждение в творческих микрогруппах вопросов, приводящих к осмыслению проблемной ситуации.

4.Общее обсуждение, высказывание точек зрения.

- Кто такие Николай Николаевич и Лена Бессольцева? Почему Н.Н. так дорог дом, картины? Чем является этот дом для горожан?

- Как ребята в классе встретили новенькую? Каково ее отношение к прозвищу вначале и спустя некоторое время?

- Когда впервые Лена начала осознавать, что у ребят разные духовные ценности?

- Почему Лена не рассказала всю правду о поступке Димы Сомова, а взяла его вину на себя? Почему смолчали Шмакова и Попов?

- Что заставило шестиклассников ополчиться против Бессольцевой?

- Как вы относитесь к бойкоту и травле Лены ребятами?

- Как вы оцениваете поведение ребят в эпизоде сожжения чучела? Чем оно

было для ребят и для Лены?

- Что изменилось в ней после костра?

- Что вы можете сказать о поступке Димы Сомова? Как он ведет себя в момент разоблачения?

- Зачем Лена пришла на день рождения Димы? Права ли она в своих высказываниях?

- Как вы считаете, почему ребята оказались такими?

- В каком смысле Лена считает себя предательницей?

- Что извлекла Лена из всей этой истории?

- Почему она не ответила злом на зло?

- Что общего между подаренной классу картиной и Леной Бессольцевой?

5.Коррекция выводов учащихся, приведение к научной норме.

     В повести «Чучело» В.Железников ставит общечеловеческие проблемы: истинное человеколюбие, доброта, милосердие, взаимоотношение взрослых и детей, нравственный облик подростков.

Автор показывает конфликт между личностью Лены Бессольцевой и группой шестиклассников, которые дали ей прозвище «чучело» с первого момента появления в классе. Она стала для всех посмешищем. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей». Они смеялись над ее внешним видом, ее наивной доверчивой улыбкой, желанием помогать.

      Когда Лену обвинили в предательстве и объявили бойкот, ей пришлось перенести унижения, оскорбления, травлю, преследования одноклассников.

«Злые, колючие, чужие, все они были против меня. Страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Против нее выступили по разным причинам: одни из чувства ревности, любопытства, скуки (Шмакова, Попов); другие - из-за неосуществимой надежды встретиться с отцом (Рыжий); третьи - из-за признания только силы (Лохматый, Валька); четвертые - из-за жестоких принципов: «живешь не по правилам - расплата» (Миронова) и просто из желания травли смешного и слабого человека.

    Автор ставит проблему бездушного подчинения массы лидерству, основанному на физической силе и эгоистически подавляющей требовательности. Остальной класс – безликая масса. Одни из них забыли, что они сами гоняли тоже Ленку. Другие забыли, что жили, как будто вся эта история их не касается. Третьи, что хотели заступиться за Ленку, да не успели. Кажется, что ребята победили, ведь Ленка с дедом уехали из города навсегда, однако мы видим позднее прозрение, раскаяние, духовное очищение ребят. Железная Кнопка впервые плачет, из-под влияния вышел Толик. «Я всё буду делать по-своему, как считаю нужным». Лохматый скажет: «Хорошо бы себе морду набить». Рыжий пишет на доске: «Прости нас, Чучело!».

        Её душевная стойкость, истинная доброта, милосердие, способность сильно любить и даже «в падшем человеке заметить мгновения его величия» заставила этих ребят прозреть. Из всей компании, наверное, безнадежны только Шмакова, для которой не интересно всё то, что не касается лично её, и Дима Сомов, который из чувства страха и нравственной несостоятельности не может во всём сознаться. Не случайно Лена Бессольцева думает про него: «Тебя надо спасать. Ты же погибнешь».

3 Организация рефлексивного пространства.

1. Рефлексия учащихся.

- Что вы для себя уяснили из повести?

- Как должны относиться друг к другу?

- Чего не допускать в отношениях?

2. Выход на новую проблему.

Д/р.: написать сочинение на одну из проблемных ситуаций, предложенных ребятами (смотри выше).

3. Рефлексия преподавателя.

Соответствует ли проект ситуации реальному процессу деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ситуация по повести В.Быкова "Облава"

Урок построен в форме проблемной ситуации. В начале урока вместе с учащимися учитель формулирует проблему. Далее идёт работа по построению древа понятия. Затем учащиеся в микрогруппах работают над зад...

Урок-ситуация по повести Карамзина "Бедная Лиза"

Предлагаю ряд уроков-ситуаций в технологии КИМ (Колективно-индивидуальная мыследеятельность), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Придерживаюсь позиции, ...

Урок - ситуация по произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо".

Урок - ситуация осмыслен в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Основная функция педагога - создание р...

Урок - ситуация по повести А.С.Пушкина "Выстрел".

Урок - ситуация по произведению А.С.Пушкина "Выстрел" снова осмысляется в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной профессором К.Я.Вазиной и ее авторской школой. В ...

Создание на уроке ситуации успешности.

Очень важно, что бы у каждого ученика проявлялся интерес к художественному творчеству, К сожалению, не все дети могут и умеют рисовать. Для создания ситуации успешности каждого ученика  я ис...

Урок-ситуация по повести В. Быкова "Сотников"

В. Быков изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей. Человек в бесчеловечных условиях должен сделать выбор. Один из героев совершает подвиг, другой - предательство. Об ...

Урок-ситуация по повести Г. Бакланова "Навеки девятнадцатилетние"

В 1982 году писатель удостоен Государственной премии за повесть "Навеки девятнадцатилетние". В ней писатель показывает каждодневные будни войны, фронтовое братство, солдатский труд. Автор ра...