Урок-ситуация по повести Г. Бакланова "Навеки девятнадцатилетние"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Кузнецова Галина Ивановна

В 1982 году писатель удостоен Государственной премии за повесть "Навеки девятнадцатилетние". В ней писатель показывает каждодневные будни войны, фронтовое братство, солдатский труд. Автор рассказывает о главном герое, который возвращается из госпиталя на фронт и проходит через ряд испытаний,совершая свой выбор. Над этой проблемной ситуацией мы и размышляем с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-situatsiya_po_g._baklanovu_naveki-19.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-ситуация: Проходит ли герой через нравственные испытания? Каков его выбор? (по повести Г. Бакланова «Навеки девятнадцатилетние»).

Цель: осознать, что произведение  - скорбь по целому поколению девятнадцатилетних, погибших на войне, что это чувство вины живых перед мёртвыми; осмыслить неповторимость жизни, невосполнимость пустоты после гибели каждого человека.

  1. Слово учителя и ввод в проблему.

Произведения о войне В. Быкова, Ю. Бондарева, Б. Васильева поднимают проблемы долга и личной ответственности  за судьбу Отечества, проблемы нравственного выбора  и исторической памяти. Среди них и произведение  Г. Бакланова  «Навеки девятнадцатилетние», за которое  в 1982 году писатель был удостоен Государственной премии.  Повести предпосланы два эпиграфа. Строки Тютчева:

«Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!»

Отрывок из стихотворения С. Орлова:

«А мы прошли по этой жизни просто,

В подкованных, пудовых сапогах».

С какой целью даются эпиграфы? В чём их смысл?

  1. Работа микрогрупп в зоне поиска в течение 5 минут.

Общее обсуждение. Каждая микрогруппа высказывает свою точку зрения, другие дополняют, не повторяясь.

  1. Слово учителя и постановка проблемы.

В повести Г. Бакланов не показывает масштабных боёв, не изображает героических подвигов. Писатель рисует каждодневные будни войны, фронтовое братство, привычный солдатский труд. Главный герой повести  - лейтенант Виктор Третьяков, который возвращается из госпиталя на фронт.

Проходит ли герой через нравственные испытания? Если да, то какой делает выбор?

  1. Работа микрогрупп в зоне поиска в течение 8 минут.

Общее обсуждение, высказывание точек зрения.

  1. Предлагаются следующие проблемные ситуации, анализ которых  поможет разрешить основную проблему.

В штабе            Провозка         Бьёт               Решение         В госпитале

артилле-           орудия            струсив-         во время

рийской             через               шего              боя

бригады             мост               Суярова

  1. Вопросы, направляющие мыследеятельность учащихся на решение проблемных ситуаций и основной проблемы.
  1. Почему Третьяков отказался остаться при штабе?
  2. Как раскрывается характер Третьякова по пути следования в Ясеньку?
  3. Какой эпизод в многодневных боях был главным в жизни Третьякова?
  4. Изменилось ли отношение солдат к своему командиру?
  5. С какой целью даны сцены в госпитале?
  6. Какие художественные средства использует автор для раскрытия характера Третьякова?
  1. Слово учителя и постановка новой проблемы.

Критики отмечали новизну повести Г. Бакланова в том, что писатель создаёт двойной угол зрения на события военного времени. Г. Бакланов сам участник военных событий, поэтому в отборе деталей правдив, достоверен в описании каждодневного солдатского бытия, внимателен к душевному состоянию героя. Однако Г.  Бакланов даёт и философское осмысление войны, истории, исторической памяти.

Соотносятся ли эти размышления с нашим сегодняшним временем? Если да, то как?

Предлагаются микрогруппам для работы в зоне поиска следующие размышления – ситуации главного героя. На анализ и обсуждение в группах даётся 5-8 минут.

О смерти и не-             О причинах                 Об общем счёте

обратимости                 возникновения            войны и бесценности

прошедшего                  войны                          человеческой жизни

(гл. 5-6)                          (гл. 12)                          (гл. 21)

Как философские размышления вводятся в текст повествования? Как они характеризуют лейтенанта?

  1. Слово учителя и новая проблемная ситуация.

Повесть Г. Бакланова «Навеки  девятнадцатилетние» - книги о бессмертии поколения у Сухиничей, Ржева, Сталинграда.

Случайность или предопределённость гибели В. Третьякова?

  1. Работа в зоне поиска микрогрупп в течение 5 минут. Высказывание мнения.

Рефлексия: ваше размышление по поводу строчек С. Щипачёва:«Не потому ли я живу, что умерли они?»

Д/З. Согласны ли вы с тем, что «повесть – реквием», по словам В. Кондратьева?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Навеки девятнадцатилетний

Участник Афганской войны, выпускник школы...

Навеки девятнадцатилетний

Участник Афганской войны, выпускник школы...

Навеки девятнадцатилетний

Участник Афганской войны, выпускник школы...

"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...