Урок - ситуация по произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Кузнецова Галина Ивановна

Урок - ситуация осмыслен в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Основная функция педагога - создание развивающего пространства: целевого, поискового, рефлексивного. Обучение ведется в оргдеятельностном режиме, так как главное в развитии способностей - научить деятельности: исследовательской, проектировочной, организационной, исполнительской, рефлексивной. (подробно о технологии рассказано при создании урока -  ситуации по повести Карамзина "Бедная Лиза").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galina.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока – ситуации по произведению Д.Дефо «Робинзон Крузо» в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности).

1.Организация целевого пространства.

1.1.Слово учителя и рассказ об авторе, ввод в проблему на основе первичного осмысления текста.

-Уважаемые ребята, вы самостоятельно прочитали роман Д.Дефо «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка». Хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о прочитанном тексте.

-Что особенно поразило вас в романе?

-Какие чувства вы испытывали,  читая произведение?

-Какой эпизод вам запомнился больше всего и почему?

Выслушиваются мнения, отзывы учащихся. Учитель предлагает проблемную ситуацию для работы на уроке.

Благодаря чему удалось выжить Робинзону Крузо на необитаемом острове: своему характеру или сложившимся обстоятельствам?

1.2.Определение целей.

-Что нам предстоит осознать?

В процессе высказывания предложений учащимися, обсуждения, коррекции целей учителем, попытаемся определить:

-цель мировоззренческую: осознать, что нужно верить в собственные силы, в свои неисчерпаемые возможности.

-цели предметные: осмыслить драматизм борьбы Р.Крузо за существование на необитаемом острове и драматизм духовной жизни;

определить собственное отношение к герою, ситуации, в которой он оказался;

понять позицию автора;

уяснить роль деталей, роль повествования от первого лица.

1.3.Проектирование результата.

Каждая микрогруппа высказывает свое мнение по проблемному вопросу. Идет первичное осмысление произведения, оно в дальнейшем будет углубляться при исследовании текста.

1.4.Выбор средств (предлагаются тексты, словари, ключевые слова, найденные ребятами, вопросы, направляющие мыследеятельность).

2.Организация поискового пространства.

1.Организация поисковой деятельности по творческим группам (зона поиска-словари, текст).

2.Определение способов деятельности:

*работа с «Толковым словарем» С.Ожегова;

*найти значение слов: «остров», «труд», «разум», «дикарь»;

*процесс построения Древа понятия к слову «характер»;

*рисунки детей, каждая группа рисует свой проект жилища Р.Крузо и защищает его, чей окажется точнее?

*работа по вопросам, направляющим мыследеятельность;

*индивидуальные задания группам:

Найти значимые детали, объяснить их художественный смысл- 1 группа.

Каковы роли Р.Крузо? Зачем автор изображает его в нескольких ролях?- 2 группа.

Почему повествование ведется от первого лица? Для чего включается в повествование еще и дневник Р.Крузо?- 3 группа.

Что вы можете сказать о композиции произведения?- 4 группа.

3.Обсуждение в творческих микрогруппах вопросов, приводящих к осмыслению проблемной ситуации.

1.В чем драматизм борьбы Р.Крузо за свое существование на необитаемом острове?

1.1.Кораблекрушение, поселение на неизвестном острове.

1.2.Процесс открытия и исследования нового мира.

1.3.Труд Робинзона Крузо.

1.4.Неожиданные встречи, находки, странные происшествия.

2.Почему Робинзон не одичал, не обезумел, а сохранил человеческий облик и даже многому научился?

3.Что он обретает?

4.Какие проблемы автор ставит в романе?

4.Общее обсуждение, высказывание точек зрения.

5.Коррекция выводов учащихся, приведение к научной норме.

        Роман Д.Дефо «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка» считается первым романом нового времени, в котором нашли воплощение все популярные просветительские идеи. В произведении видна установка просветителей  на проведение «художественного эксперимента». Робинзон Крузо попадает на остров Отчаяния, где проводит 27 лет

        Просветители верили, что человек от природы добр и разумен, должен сохранять связь с природой, быть «естественным человеком», подчинять страсти, чувства (отчаяние, ярость, страх) разуму.  Робинзон Крузо выдерживает помимо драматизма борьбы  за существование драматизм духовной жизни: борьбу между суеверием, страхом и здравым смыслом.

        Повествование ведется от первого лица. Этот прием также часто использовали просветители. Робинзон Крузо не только описывает свои приключения, но одновременно анализирует свое поведение, поступки, рассказывает о своих чувствах в различных ситуациях.

        Д.Дефо обращает внимание на «заданность» характера. Р.Крузо, которому изначально присущи такие черты, как разумность, целеустремленность, вера в Бога, готовность к труду. Нравственный подвиг героя в том, что он не только сохранил в себе эти качества, но и проявил на острове Отчаяния силу человеческого духа, волю к жизни, изобретательность, упорство в борьбе с невзгодами и лишениями. Эти качества и помогли одержать победу.

        Автор изображает Крузо в нескольких ролях (пассажира корабля, промышленника, раба, плантатора, труженика, губернатора и т. д.), чтобы показать трудовую деятельность героя и то, как ему удается сохранить человеческий облик.

        Для просветителей важными являются детали, через которые раскрывается характер героя в различных ситуациях. Например, найденная шкатулка с золотом для Робинзона  - «негодный мусор», от лодки, которую строил, « был в восторге…» и «огорчен до глубины души», так как не смог ее сдвинуть с места; «след босой человеческой ноги» на острове - «ожидание опасности» и т.д.

        Итак, в романе Д.Дефо ставит следующие проблемы: отречение от общества и возвращение в него; власть над самим собой и над силами природы; познание самого себя и своих скрытых возможностей и претворение их в жизнь.

3.Организация рефлексивного  пространства.

1.Рефлексия учащихся.

-Что вы для себя уяснили из романа?

-Как выходите  из жизненных ситуаций?

-С вашей точки зрения, какие главные принципы жизни?

2.Выход на новую проблему.

-Можно ли назвать произведение «романом воспитания»? Если да, то почему?

3.Рефлексия преподавателя.

-Соответствует ли проект ситуации реальному процессу деятельности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ситуация по повести В.Быкова "Облава"

Урок построен в форме проблемной ситуации. В начале урока вместе с учащимися учитель формулирует проблему. Далее идёт работа по построению древа понятия. Затем учащиеся в микрогруппах работают над зад...

Урок-ситуация по повести Карамзина "Бедная Лиза"

Предлагаю ряд уроков-ситуаций в технологии КИМ (Колективно-индивидуальная мыследеятельность), разработанной авторской школой под руководством профессора К.Я.Вазиной. Придерживаюсь позиции, ...

Урок - ситуация по повести А.С.Пушкина "Выстрел".

Урок - ситуация по произведению А.С.Пушкина "Выстрел" снова осмысляется в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности), разработанной профессором К.Я.Вазиной и ее авторской школой. В ...

Урок-ситуация по повести В. Железникова "Чучело".

Урок-ситуация вновь осмысляется в технологии коллективно-индивидуальной мыследеятельности ("Модель саморазвития личности" доктора пед.наук, профессора К.Я.Вазиной). Считаю, что становление духовного м...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...