Конспект урока по литературе в 5 классе "Н.А.Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Цели:
1) Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического героя стихотворения, раздумья поэта о судьбе народа;
2) Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие понятия об эпитете;
3) Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, уважения к истории родной земли.
Форма урока: беседа
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге» , мультимедийный проектор
Словарная работа: бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой, баржа – грузовое судно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_lit_nekrasov.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А. Некрасов.
«На Волге». Раздумья о судьбе народа.
Урок по литературе в 5 классе
Учитель Перцева Н.А.
МКОУ «Быковская ООШ»
Цели:
- Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического героя стихотворения, раздумья поэта о судьбе народа;
- Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие понятия об эпитете;
- Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, уважения к истории родной земли.
Форма урока: беседа
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге» , мультимедийный проектор
Словарная работа: бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой, баржа – грузовое судно.
Ход урока:
- Краткий рассказ о поэте (на слайдах)
Н.А.Некрасов родился, как и Н.В.Гоголь, на Украине, в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Детство Николая Некрасова прошло в селе Грешнево Ярославской губернии, в родовом имении отца-помещика. Здесь, на Волге, в окружении прекрасной русской природы, он с детства видел все ужасы крепостного права, подневольного труда крестьян и бурлаков, тянущих гружёные баржи на Волге. Поэт на всю жизнь сохранил в своей душе любовь к русской природе и ненависть к бесправию и угнетению. Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с замечательным образом матери. Это была образованная и добрая женщина. В 1832 году Некрасов поступил в гимназию в Ярославле, там он познакомился с поэзией Пушкина и Лермонтова, сам стал писать стихи.
В 1838 году, не закончив Ярославской гимназии, оставив в деревне под Ярославлем, где прожил семнадцать неполных лет, нежно и горячо любимую мать, которую больше никогда не увидит, взял с собой тетрадку своих стихов и 150 рублей и отправился учиться в Петербург, в университет. Поэт не подчинился отцу, желавшему, чтобы сын поступил в военное учебное заведение – Дворянский полк. За это он был лишён материальной поддержки со стороны отца. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. Н.Некрасов стал вольнослушателем Петербургского университета, а чтобы достать денег на проживание, давал уроки, писал неграмотным письма и прошения, составлял объявления и афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили, всё равно ел не каждый день, ходил зимой в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя.
Кто бы подумал, что вот этот вечно дрожащий от холода и голодный юноша через 20 лет станет состоятельным господином, известным поэтом. Но ничего не свалилось с неба. 20 с лишним лет упорного труда и, конечно талант. Талант не бывает без воли. Н.Некрасов стал большим поэтом и выдающимся журнальным редактором. Под его руководством выходил журнал «Современник», затем – «Отечественные записки». Некрасов первый открыл читателям Достоевского и Толстого, напечатав их первые художественные произведения. Некрасов писал молодому Толстому: «Вы ещё больше сделаете, когда поймёте, что в нашем отечестве роль писателя – есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных».
Героями некрасовской поэзии стали крестьянские дети и крестьянские женщины, петербургский нищий люд и волжские бурлаки, ямщики и каторжники. Многими это было принято с отвращением («фу, как можно!»), но многими с восхищением. Белинский, услышав одно из стихотворений Некрасова («В дороге»), воскликнул: «Да знаете ли Вы, что вы поэт – и поэт истинный?»
- По-разному относятся сейчас к поэзии Некрасова. Не всем понятны чувства поэта, с какими он защищал беднейших, обиженных и оскорблённых. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Некрасова (достаточно сложным). А с какими стихотворениями поэта вы уже знакомы? Давайте почитаем отрывки из этих произведений, посмотрим на ваши рисунки.
На слайде - названия некоторых произведений Некрасова:
«Крестьянские дети»
«Зелёный Шум»
«Дедушка Мазай и зайцы»
«Коробейники»
«Мороз, Красный нос»
«Размышления у парадного подъезда»
«Железная дорога»
«Русские женщины»
«На Волге»
«Кому на Руси жить хорошо» (поэма)
Дети читают наизусть известные им отрывки из стихотворений Некрасова.
- Чтение стихотворения «На Волге» учителем.
- Беседа по вопросам:
- Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? Понятно ли вам, о чём оно?
- Можно ли стихотворение разделить на части? Почему?
- Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувства восторга и восхищения русской рекой? (величава, колыбель моя, родная река)
- Прочтите ту часть, где волжский пейзаж оказался противопоставленным всем остальным. В чём выражается это противопоставление? ( Я не узнал реки родной: «с трудом ступает на песок моя нога», «прибрежных птиц знакомый крик зловещ, пронзителен и дик», «горько рыдал», «назвал рекою рабства и тоски»
Запись в тетради:
Волжский пейзаж Волжский пейзаж
до встречи с бурлаками после встречи с бурлаками
- Какие чувства испытал мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Какие слова поразили мальчика и показались непонятными? (Сравним изображённых в стихотворении бурлаков с изображёнными на картине И.Репина «Бурлаки на Волге»)
- Какие изобразительные средства использует поэт? Вспомните, что такое эпитет? Найдите эпитеты в стихотворении, описывающие Волгу, бурлаков (величава, река рабства и тоски, похоронный крик, угрюмый, изнеможённые черты, спокойно-безнадёжный взор, унылый, сумрачный бурлак).
- Что думает поэт о судьбе бурлаков и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?
- Заключительные слова учителя: Многие стихи Н.А.Некрасова стали песнями, вдохновили художников и композиторов. Ф.М.Достоевский сказал на могиле Н.Некрасова, что по своему таланту он не ниже Пушкина. Я думаю, что и среди вас, ребята, будут те, кто проникнется искренними чувствами поэта, полюбит его стихи.
Домашнее задание (по выбору):
- выучить наизусть отрывок из стихотворения;
- ответить письменно на вопрос 3 или 4 в учебнике.
Подведение уроков урока. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от...
Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов "На Волге"
http://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/125587...
Урок "Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете".
Уроки литературы по творчеству Н.А.Некрасова в 5 классе...
Урок литературы в 5 классе"Раздумья о судьбе народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге».
Урок литературы в 5 классе средней школы. Беседа и интерпретация стихотворения....
Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Н.А. Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа"
Цели:1) Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического гер...
Конспект урока по литературе «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 7 класс
Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение....
Конспект урока по литературе в 9 классе на тему «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» (Анализ повести «Тамань»)
Конспект программного урока по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Представлена групповая работа обучающихся на уроке. В процесс...