Конспект урока по литературе в 5 классе по теме "Н.А. Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Трофимова Галина Викторовна

Цели:

1)    Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты  лирического героя стихотворения, раздумья поэта о судьбе народа;

2)    Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие понятия об эпитете;

3)    Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, уважения к истории родной земли.

 

Форма урока: беседа

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге» (проектор)

Словарная работа: бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой  кормой, баржа – грузовое судно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_lit_nekrasov.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературе в 5 «А» классе

Тема: « Н.А.Некрасов «На Волге». Раздумья о судьбе народа ».

Цели:

  1. Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты  лирического героя стихотворения, раздумья поэта о судьбе народа;
  2. Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие понятия об эпитете;
  3. Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, уважения к истории родной земли.

Форма урока: беседа

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге» (проектор)

Словарная работа: бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой  кормой, баржа – грузовое судно.

Ход урока:

  1. Краткий рассказ о поэте.

     Н.А.Некрасов родился, как и Н.В.Гоголь, на Украине, в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Детство Николая Некрасова прошло в селе Грешнево Ярославской губернии, в родовом имении отца-помещика. Здесь, на Волге, в окружении прекрасной русской природы, он с детства видел все ужасы крепостного права, подневольного труда крестьян и бурлаков, тянущих гружёные баржи на Волге.  Поэт на всю жизнь сохранил в своей душе любовь к русской природе и ненависть к бесправию и угнетению. Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с замечательным образом матери. Это была образованная и добрая женщина. В 1832 году Некрасов поступил в гимназию в Ярославле, там он познакомился с поэзией Пушкина и Лермонтова, сам стал писать стихи.

     В 1838 году, не закончив Ярославской гимназии, оставив в деревне под Ярославлем, где прожил семнадцать неполных лет, нежно и горячо любимую мать, которую больше никогда не увидит, взял с собой тетрадку своих стихов и 150 рублей и отправился учиться в Петербург, в университет. Поэт не подчинился отцу, желавшему, чтобы сын поступил в военное учебное заведение – Дворянский полк. За это он был лишён материальной поддержки со стороны отца. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. Н.Некрасов стал вольнослушателем Петербургского университета, а чтобы достать денег на проживание, давал уроки, писал неграмотным письма и прошения, составлял объявления и афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили, всё равно ел не каждый день, ходил зимой в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя.

    Кто бы подумал, что вот этот вечно дрожащий от холода и голодный юноша через 20 лет станет состоятельным господином, известным поэтом. Но ничего не свалилось с неба. 20 с лишним лет упорного труда и, конечно талант. Талант не бывает без воли. Н.Некрасов стал большим поэтом и выдающимся журнальным редактором. Под его руководством выходил журнал «Современник», затем – «Отечественные записки». Некрасов первый открыл читателям Достоевского и Толстого, напечатав их первые художественные произведения. Некрасов писал молодому Толстому: «Вы ещё больше сделаете, когда поймёте, что в нашем отечестве роль писателя – есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных».

   Героями некрасовской поэзии стали крестьянские дети и крестьянские женщины, петербургский нищий люд и волжские бурлаки, ямщики и каторжники. Многими это было принято с отвращением («фу, как можно!»), но многими с восхищением. Белинский, услышав одно из стихотворений Некрасова («В дороге»), воскликнул: «Да знаете ли Вы, что вы поэт – и поэт истинный?»

  1. По-разному относятся сейчас к поэзии Некрасова. Не всем понятны чувства поэта, с какими он защищал беднейших, обиженных и оскорблённых. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Некрасова (достаточно сложным). А с какими стихотворениями поэта вы уже знакомы? Давайте почитаем отрывки из этих произведений, посмотрим на ваши рисунки.

   На доске записаны названия некоторых произведений Некрасова:

    «Крестьянские дети»

    «Зелёный Шум»

    «Дедушка Мазай и зайцы»

    «Коробейники»

    «Мороз, Красный нос»

    «Размышления у парадного подъезда»

    «Железная дорога»

    «Русские женщины»

    «На Волге»

    «Кому на Руси жить хорошо» (поэма)

  Дети читают наизусть известные им отрывки из стихотворений Некрасова.

  1. Чтение стихотворения «На Волге»  учителем.
  2. Беседа по вопросам:

- Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? Понятно ли вам, о чём  оно?

- Можно ли стихотворение разделить на части? Почему?

- Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувства восторга и восхищения русской рекой? (величава, колыбель моя, родная река)

 - Прочтите ту часть, где волжский пейзаж оказался противопоставленным всем остальным. В чём выражается это противопоставление? ( Я не узнал реки родной: «с трудом ступает на песок моя нога», «прибрежных птиц знакомый крик зловещ, пронзителен и дик», «горько рыдал», «назвал рекою рабства и тоски»

  Запись в тетради:

Волжский пейзаж                                Волжский пейзаж

до встречи с бурлаками                      после встречи с бурлаками  

- Какие чувства испытал мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Какие слова поразили мальчика и показались непонятными? (Сравним изображённых в стихотворении бурлаков с изображёнными на картине И.Репина «Бурлаки на Волге»)

- Какие изобразительные средства использует поэт? Вспомните, что такое эпитет? Найдите эпитеты в стихотворении, описывающие Волгу, бурлаков (величава, река рабства и тоски, похоронный крик, угрюмый, изнеможённые черты, спокойно-безнадёжный взор, унылый, сумрачный бурлак).

- Что думает поэт о судьбе бурлаков и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?

  1. Заключительные слова учителя: Многие стихи Н.А.Некрасова стали песнями, вдохновили художников и композиторов. Ф.М.Достоевский сказал на могиле Н.Некрасова, что по своему таланту он не ниже Пушкина.  Я думаю, что и среди вас, ребята, будут те, кто проникнется искренними чувствами поэта, полюбит его стихи.

Домашнее задание (по выбору):

 - выучить наизусть отрывок из стихотворения;

 - ответить письменно на вопрос 3 или 4 в учебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество

Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...

Конспект урока по литературе в 5 классе "Н.А.Некрасов. "На Волге". Раздумья о судьбе народа".

Цели:1)    Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты  лирического героя стихотвор...

Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"

Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...

Конспект урока по литературе 9 класс М.А.Шолохов "Судьба человека"

Конспект урока по литературе 9 класс М.А.Шолохов "Судьба человека"...