"Сберёг ли честь Петр Гринев?"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Банникова Елена Александровна

Уроки нравственности Александра Сергеевича Пушкина.

(По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки нравственности Александра Сергеевича Пушкина.

"Сберёг ли честь Петр Гринев?"

(По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").

Тип урока - урок применения знаний и формирования умений и навыков учащихся.

Вид урока - практикум с использованием технологии групповой работы с элементами критического мышления и выходом на творческую работу.

Задачи урока:

Образовательная.

  • дать нравственный портрет героев повести Гринева - отца и Гринева - сына;
  • ответить на вопрос, выполнил ли Гринев – сын наказ "беречь честь смолоду";
  • углубить знания об особенностях создания литературного образа; о роли эпизода в создании образа.

Воспитательная.

На основе художественного текста А. С. Пушкина и статей Д.С. Лихачева:

  • воспитывать нравственную, способную к сопереживанию личность;
  • расширить представления о Совести, Достоинстве, Чести.

Развивающая.

  • продолжать формировать у учащихся навыки работы с источниками, дополнительной литературой;
  • отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала.

Оборудование:

  • комплект источников (тексты повести "Капитанская дочка", фрагменты статей Д. С. Лихачева "Тревоги совести", "В памяти народной");
  • выставка книг по теме урока;
  • компьютер;
  • портреты - слайды А.С. Пушкина, Д.С. Лихачева;
  • слайды - иллюстрации к повести (Художники: А. Бенуа, Е. А. Малышев, С. В. Иванов), фрагмент к/ф "Капитанская дочка" (режиссер В. Каплуновский);
  • презентация творческих работ учащихся "Мой Пушкин".

Оформление классной доски.

А) Портрет А. С. Пушкина;

Б) Схема "Нравственные дороги Петра Гринева" (заполняется в ходе размышления);

В) словарные статьи В.И. Даля;

Г) уроки Пушкина (заполняется в ходе урока).

Подготовительный этап к уроку

Оглашение опережающих заданий по теме урока:

  1. владеть текстом повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
  2. индивидуально задание – исследование "Да кто его отец?"
  3. подготовить презентацию "Мой Пушкин".

Список используемой литературы

Гиллельсон М.И., Мушина И.Г. Повесть Пушкина "Капитанская дочка" Комментарии. Ленинград, 1977 год.

Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в школьном изучении. Ленинград. 1971 год.

Дробышева Л.И. К живому пушкинскому слову. Пермь, 1999 год.

Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. Ленинград, 1987 год.

Меркин Г.С. Литература 8 класс. Москва. "Русское слово" 2005год.

Меркин Г.С., Зинин С.А. ,Чалмаев В.А. Литература. Программы. Москва. "Русское слово", 2005 год.

Эпиграф к уроку:                                      

Всей жизни нашей лучший дар – один:

Честь наша…

У. Шекспир.

Ход урока.

I.   Приветствие. Дорогие ребята! Я приглашаю вас к размышлению о самой важной проблеме современной цивилизации – воспитании человека.

     II. Первая учебная ситуация. "Честь истинная – всегда в соответствии с совестью" (Д. Лихачев).

В процессе беседы выявить, насколько у учащихся развито представление о нравственных качествах: чести, совести, достоинстве.

-С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование?

(Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить).

-Что же нужно человеку, чтобы жить правильно?

-Так как вы очень молоды, прошу вас обратиться к мудрости нашего современника, величайшего гуманиста ХХ века академика Д.С. Лихачева.

Демонстрация слайда "Портрет Д. С. Лихачева"

-Перед вами статья ученого "Тревоги совести". Прочитайте  первый абзац. Подчеркните ключевые фразы  и дайте ответ на поставленный вопрос.

Чтобы правильно жить, необходимо:

  1. не совершать никаких поступков, которые бы роняли достоинство человека;
  2. уметь жертвовать собой;
  3. ничего не делать против своей совести.

-Какой смысл вы вкладываете в слово "совесть"?

-Автор толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даль дает такое определение этому слову:

Совесть - внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.

-Какие качества являются слагаемыми совести? (Истина и добро);

-Вновь обратимся к Д. С. Лихачеву. Что сопутствует совести? (Честь);

-В чем видит выражение чести ученый? (В том, что человек держит слово, не нарушает этических норм, соблюдает достоинство и т. д.);

-Близко ли мнение Лихачева определению "чести" В.И. Даля?

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, честность, доблесть, благородство души и чистая совесть.

Вывод: Что необходимо человеку, чтобы быть Человеком? Как говорит об этом академик Д.С. Лихачев? Зачитайте.

III. Вторая учебная ситуация. "Да кто его отец?"

На основе исследования выяснить, наказ А.П. Гринева – обычное напутствие при прощании или передача семейных традиций.

Учитель: Совесть, благородство, честь – понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", написанной в 19 веке.  Какой эпизод запечатлел на рисунке художник Бенуа? (Герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Андрей Петрович Гринев, провожая семнадцатилетнего сына на службу, наказывает ему "беречь честь смолоду").

Демонстрация слайда "Наказ отца".

-Случайно ли это напутствие? Сделаем вывод на основании выступления архивариуса.

Выступление архивариуса.

(См. Приложение).

Вывод: Прощальные слова, обращенные к сыну, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это – напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.

IY. Третья учебная ситуация. Нравственные дороги Петра Гринева.

Составить художественный календарь событий с указанием нравственных качеств, проявленных Петром Гриневым в различных ситуациях.

-А.П. Гринев - человек воинского долга, дворянской чести. Сумел ли он воспитать эти же качества в своем сыне? Пройдем нравственными дорогами юного героя и  выясним это.

Схема "Нравственные дороги Петра Гринева. (см. Приложение).

-Первый день своей самостоятельной жизни Петр Гринев называет поведением мальчишки, вырвавшегося на волю. Какому событию из жизни Петруши Гринева посвящен день и почему сам герой так его характеризует?

(По глупости и неопытности Гринев проиграл ротмистру Зурину сто рублей).

На доске и в тетрадях делается запись, соответствующая схеме. (см. Приложение).

  • Осуждаем мы Петрушу? Аргументируя ответ, используйте статью Д.С. Лихачева "Тревоги совести".
  • Как долго идет к осознанию и исправлению ошибки наш герой?

Вывод:

Первый раз Петруша поступил по чести, вернув карточный долг.

Он посчитал этот долг долгом чести, и она была сохранена.

-Какой урок дал нам Александр Сергеевич в этой ситуации? (Урок долга).

Учитель: Центральная сюжетная линия повести - история взаимоотношений Гринева и Пугачева. Вспомним первую встречу героев. (На схеме данный пункт отражен заранее).

Демонстрация слайда "Встреча в степи".

Незнакомец вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Вот замерзший Петр входит в избу.

Размышления над одной строкой.

Прочитайте диалог, завязавшийся между   дворянином Гриневым и предводитем народного восстания Пугачевым.

Учащиеся зачитывают. Учебник "Литература" Г.С. Меркина (стр. 221).

«-  Где же вожатый?» - спросил я у Савельича.

«Здесь, ваше благородие», - отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза. «Что, брат, прозяб?».

-Поразмыслим над прочитанной строкой. Какое слово находит Гринев, обращаясь к незнакомцу? (Брат).

-Влияет ли такое обращение на отношения людей? (Люди, пережившие только что довольно неприятное, опасное приключение, чувствуют особую общность, вдруг объединившую их).

-Услышано ли слово? Как отвечает Пугачев на приглашение к братству? Аргументируйте ответ цитатами из текста.

(«Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался, не велик»).

- Что слышится в таком признании?

(Пугачев признается, почти исповедуется  в своем грехе).

-Какой вывод из сказанного можно сделать?

Вывод о важности слов в нашем обращении.

-Обрывается ли на этом ниточка сочувствия, уважения, благодарности?

(Гринев предлагает Пугачеву чай и стакан вина, приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп).

-Как вы думаете, что чувствует Пугачев, принимая подарок? Подтвердите свой ответ текстом. (Пушкин пишет: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком»).

-В тулупе ли дело? (Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное: уважение к человеку, к его достоинству, сострадание, желание оказать помощь ближнему). Одновременно делается запись на доске.

-Какие качества стремится воспитать в читателе писатель? (Урок доброты)

-Каково место данного эпизода в сюжете повести?

Доказательства строятся на анализировании фрагментов текста:

Вторая встреча с Пугачевым.

На схеме появляется запись: "Осада крепости".

-Почему Петр был помилован самозванцем? (Пугачев говорит: «...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов»).

-Только ли за благодетель Петр был помилован? Посмотрим на Гринева глазами Пугачева.

Просмотр эпизода х/ф "Капитанская дочка"

-В чем единодушны и автор повести А.С. Пушкин, и режиссер фильма В. Каплуновский?

(Мне кажется, что автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести).

-Можно ли поучиться мужеству у Петра Гринева? А ещё какие уроки вы возьмете для себя?

 (Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью.)

-Чем ещё можно доказать, что Пугачев видит в молодом Гриневе человека чести?

 (Это подтвердит эпизод, в котором Пугачев приглашает Гринева присоединиться к восставшим, а Гринев, следуя совести своей и чести, отказывается. «Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь»).

Демонстрация слайда "Дорога в Белогорскую крепость".

 (Это наблюдается и в третьей встрече: во время откровенного и рискованного диалога, который ведет с Пугачевым Гринев.

«- О чем, ваше благородие, изволил задуматься?

- Как не задуматься, - отвечал я ему. - Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

- Что же? - спросил Пугачев. - Страшно тебе?

Я отвечал, что, был однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

- И ты прав, ей-богу, прав! - сказал самозванец»).

- Какой урок отца вспомнил Гринев - младший? (Верность присяге, честность, мужество.)

-Что выделяет в этом диалоге Петра Гринева? (Честность, прямолинейность).

-Как этот диалог идейно связан офицерской честью Гринева, с одной стороны, и его личной жизнью, с другой стороны?

-Удалось ли А. П. Гриневу воспитать сына по законам чести?

(Андрей Петрович сумел дать сыну прекрасное воспитание. Он воспитал в сыне воинскую доблесть, преданность Родине, верность присяге; храбрость, достоинство).

-Только ли воинскую доблесть проявил Петр Гринев во время службы в Белогорской крепости?

(Защищая доброе имя Маши от нападок Швабрина, Гринев участвует в дуэли. Спасение Маши. Поведение на суде).

-Что воспитывает Пушкин в читателе данным примером? (Урок верности)

(Гринева арестовывают по доносу за связь с мятежным атаманом. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, то его бы наверняка оправдали. Гринев до конца остался человеком чести.)

Вывод: Размышляя о чести человека, великий английский классик 17 века Уильям Шекспир сказал:

Всей жизни нашей лучший дар – один:

Честь наша; …

Честь – жизнь моя: они срослись в одно,

И честь утратить – для меня равно

Утрате жизни.

-Петр Гринев прожил долгую жизнь. Выполнил ли он при этом наказ отца - беречь честь смолоду?

(Петр Гринев не только сохранил честь, по завету отца, но и расширил её границы. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. Честь для Петра Гринева не только сохранение офицерского и дворянского достоинства, но и доброе отношение к людям, верность слову и любви.

Гринев - младший заслужил право называться «сыном Андрея Петровича Гринева».

И в свои 20 лет он достоин имени Петра Андреевича Гринева, а не просто Петруши.)

Вывод:  За что же держаться человеку, чтобы сохранить честь в глазах людей?

(Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра.)

Демонстрация слайда "Пушкин – это наше всё!"

Y. Четвертая учебная ситуация.  "Пушкин – это наше все!"

Выяснить, в чем современность Пушкина.

  • Почему повесть А. С. Пушкина близка нам, живущим в 21 веке?
  • Чем стало творчество А. С. Пушкина для русского человека?

Презентация творческих работ учащихся "Мой Пушкин".

  • Как пишет о гениальном поэте Д.С. Лихачев в статье "В памяти народной".

Вывод: Пушкин – это наше все!

YI. Заключительное слово учителя.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу…

-Любите Пушкина, читайте его прекрасные творения, потому что, читая их, можно великолепным образом воспитать в себе человека.

YII. Представление книжной выставки.

YIII. Домашнее задание. Сегодня вы, ребята, получили уроки жизни не просто у великого поэта, а у величайшего преобразователя человеческих чувств, гения возвышения. Предлагаю поразмыслить дома над темами сочинений "Всё в мире движимо любовью" или  "Примиряющая сила – понимание или борьба?". Схема, которую мы составили на уроке, обязательно поможет  в вашей работе.

Приложение к уроку

Исследовательская работа

Да кто его отец?

Тема исследования:  нравственный портрет А. П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").

Проблема: выяснить, кем и каким человеком был Гринев – старший.

Гипотеза: А. П. Гринев был достойным гражданином России, сумевшим воспитать в сыне воинскую доблесть, преданность Родине, верность присяге, храбрость, достоинство и уважение к женщине.

   Из всех критиков, к чьим работам я обращался, практически никто не исследовал образ А.П. Гринева.

    Я обращался к  книгам таких литературоведов, как Г.П. Макогоненко,

А.С. Дегожская, Д.Д. Благой. И эти авторы, в основном, брали образ Гринева-младшего, они пытались рассказать о создании повести, о ее истоках. В работе, единственного  из мною перечисленных авторов,

  Д.Д. Благого я нашел небольшие размышления на эту тему.

   Как мы видим из главы 1 и последующих глав, Андрей Петрович Гринев был человеком мужественным, отличным офицером; суровый, он не изменял своего решения и не повторял своих слов дважды. И к тому же имел высокий чин, чин премьер - майора, до которого дослужился еще при графе Минихе.

    Я выяснил, что «премьер-майор» - это штаб-офицерский чин в русской армии, заместитель командира полка. Введен в 1711 году Петром 1. Позднее упразднен.

      В повести говорится, что Гринев-отец служил при графе Минихе.

Граф Миних Бурхард Христофор (1683-1767г.) - фельдмаршал   в   русской   армии   середины   XVIII   века.

Умело руководил во время военных действий против Турции. В ходе этой войны были подчинены или сравнены с землей такие города, как Перекоп, Козлов, Очаков, Бахчисарай и другие. В самом конце войны была подчинена Молдавия. Настоящее возвышение Миниха пришлось на царствование Анны Иоановны. В это время он был президентом военной коллегии, главнокомандующим русской армии, подполковник гвардии Преображенского полка. При Елизавете Петровне сослан в ссылку.

Значит, Гринев мог служить при графе Минихе во время военных действий против Турции. Его знала даже государыня императрица и помнила его заслуги перед отечеством!

   Гринев не был великим человеком, но он, видимо, отличился и прославился во время военных действий 1735-1739 гг.

Андрей Петрович очень удивлялся новым назначениям двора, но не просто удивлялся, а еще и негодовал. Из этого следует, что Гринев-старший был очень гордым и честолюбивым человеком. Я считаю, что он не прощал измены и обмана. Хорошим примером этому послужит случай с французом Бопре, гувернером Гриневых. Лишь только Андрей Петрович получил на него жалобу, француз оказался на улице.

  Он был хорошим семьянином, хотя и строгим. Андрей Петрович хотел дать сыну хорошее образование и военную закалку, поэтому-то он и посылает Петрушу не в Петербург, где все спокойно, а в Оренбургскую губернию, которая находится в местности, населенной малыми народами, с которыми постоянно происходили военные столкновения.

Андрей Петрович послужил царю и отечеству, дослужился до высокого чина, был весьма уважаемым человеком. Он никогда не нарушал заповедей Господних, оставаясь истинным христианином и милосердным человеком.

Д. С. Лихачев.

В памяти народной.

— Пушкин — это   лучшее,   что   есть в  каждом   из  людей.   Это  доброта   и талант,     смелость    и    простота,    верность    в    дружбе    и   бескрайность   в любви, уважение  к труду и  к людям труда... И еще мы любим и постоянно  оплакиваем   Пушкина  потому,  что он погиб за честь свою и честь своей поэзии,     за   любовь.    Погиб    в    бою, с   оружием   в   руках,    хотя,    уверен, убить человека ему было не суждено. Он не был бы для нас Пушкиным.  

     Говоря про честь,  я в первую очередь имею  в  виду бой  за честь поэта, ибо не может ни уважать себя, ни  жить,   ни   быть  уважаемым    и    любимым    читателями   поэт   с   замаранной  честью.   Этот   закон   в    полной    мере действует   и   сегодня.    Не    будут    ни уважать, ни любить  поэта, как бы хорошо   он    ни   писал,   если   он   марает себя   корыстолюбием,    низкопоклонством   или   бесчестными   поступками.

    Я    думаю   о   Бородине,   о   героях 1812   года.    Современники    Пушкина, многие  из  них — его  близкие друзья. И   в   то   же   время   никому   из   нас   не придет   на   ум   считать   Багратиона   и Кутузова,  Раевского  и  Ермолова, Дениса    Давыдова    и   Надежду  Дурову своими   современниками.    Они    наша славная,  величавая,  героическая, прекрасная история,

    А Пушкин — сегодняшний, современный. Это не столько можно объяснить, сколько понять душой, всем существом своим.

   Любое из человеческих чувств — любовь, печаль, гнев, грусть, чувство приближающейся смерти — он поднимал в своей поэзии до высочайшей точки. Его поэзия облагораживает  нашу жизнь.

   Думаю, что тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждое  мгновение  жизни,   в   каждой  ее  песчинке     видел,     ощущал,     переживал  огромный, вечный, вселенский смысл. И потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь  была для  него  величайшим  таинством,  величайшим действом. И потому он был велик во всем:  и  в своих  надеждах, и   в   своих    заблуждениях,   и  в   своих победах,   и  в  своей любви  к людям, к природе, s  любви  к Родине,   к   ее истории,  ее будущему.

    Даже самые закоренелые циники, самые отъявленные мещане и обыватели, самые легкомысленные вертопрахи ближе или глубже в душе своей сознают — или всегда, или со временем — свою   ничтожность.

   А все простые, хорошие люди на планете или знают, или догадываются, или смутно ощущают, что жизнь вокруг нас и в каждом из нас есть величайшая тайна, требующая серьезного, глубокого отношения, полной отдачи, и что жизнь за это дарит нам ощущение счастья, гармонии, полноты существования. В конечном счете это и есть идеал каждого из нас. И в Пушкине этот идеал был воплощен в полной мере. Потому он и есть наш идеал, вечно живой, вечно с нами. Но идеал этот не напыщенный, не громогласный и не чванливый, а как бы равный со всеми нами, свободный и простой. Слова Николая Васильевича Гоголя, поклонника, ученика, друга Пушкина, с которых началась наша беседа, пожалуй, самые точные, самые проницательные для определения  всевременного значения  для   нас  Пушкина.

   Это философская сторона вопроса. А бытовое ее воплощение оказывает на людей второй половины восьмидесятых годов XX века не меньшее, если не большее воздействие.

   Мы уважаем труд, знаем цену труду, ценим людей по их труду. Пушкин был первым профессиональным литератором России, он жил своим трудом, боролся против произвола издателей, добивался достойной оплаты за труд поэтов, писателей, драматургов.

   Он  был верным другом  и добрым товарищем.

   Он не боялся царей и презирал карьеристов-вельмож.

   Он был другом декабристов, их учеником   и   их   учителем.

   Он был внимательным мужем, заботился о чести и покое жены до последней минуты  жизни.

    Наконец, он был просто здоровым, веселым,   смелым   и   сильным   человеком.

    И все эти  обычные,  земные, общечеловеческие  превосходные  качества  никогда не будут забыты, всегда будут залогом его бессмертия в наших сердцах.

   Много пишут о Пушкине — величайшем  поэте,  гении.  Но   народ   любит  гениев, простых в своем величии и великих в своей простоте. И потому я говорю именно о простых, общечеловеческих чертах в образе Пушкина,

   Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним. А сделал ли бы и я так? А поступил бы так же?   А   что   я   думаю   об   этом?

   Это   очень   полезные   размышления и   очень   важные.   Они    способствуют пробуждению в наших душах и умах  самых   лучших,   самых   высоконравственных мыслей и  устремлений.

    В конечном счете это и есть самовоспитание добром и красотой человеческой души.

Д. С. Лихачёв.

Тревоги совести

(Фрагменты).

     Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего — не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. А ведь в жизни могут быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора —  быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных.  Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. Человек должен уметь жертвовать собой. Конечно, такая жертва - это героический  поступок.  Но  на  него нужно идти.

 Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне,  в нравственной пустыне человеческой (вернее -  «чиновничьей») души. И мираж вредный, созидающий ложные цели, ведущий к расточительству, а иногда и к гибели подлинных ценностей.

    Поэтому честь должна быть в гармонии с  совестью.

     В чем выражается внутренняя честь? В том, что человек держит слово. И как официальное лицо, и просто как человек. Ведет себя порядочно — не нарушает этических  норм, соблюдает достоинство, не пресмыкается   перед  начальством, перед любым  "благодающим", не  подлаживается к чужому мнению, не упрямится, чтобы доказать свою правоту,    не сводит личные счеты, не расплачивается с нужными людьми за счет  государства   различными  поблажками, устройством на работу нужных людей и так далее.

           Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека, который оступился, подстерегает серьезнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. Наступает разочарование, а разочарование,    потеря    веры в людей, и порядочность — это самое страшное.

   Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих  качеств и человек — не человек.

   Да,    говорят:  «Береги   честь смолоду".  Но если даже не удалось сберечь честь, ее нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе  смелость  и мужество признать ошибки.

   Путь   к   раскаянию   может  быть  долгим и трудным.     Но     как  же  украшает  мужество  признать свою  вину — украшает  и  человека, и общество.

   Тревоги совести... Они подсказывают, учат: они   помогают  не  нарушать  этических   норм, сохранять  достоинство — достоинство нравственно     живущего человека.  

 Запись Н. Тюльпиноса,  1987 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Он честь высокую имел, не просто фразу: "Честь имею"

Литературно - музыкальная композиция....

Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сформировать  понятия  чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести....

Классный час "Была бы честь, была бы честь"

На классном часе неоднократно повторяются слова ЧЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ. Поэтому учащиеся более осознанно и  прочувственно присоединятся к этим духовно-нравственным категориям. Классный час  соста...

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва....

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...