"Светлый образ матери" 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Саая Саида Хензиг-ооловна

Урок внеклассного чтения на примере анализа стихотворения С.Есенина "Письмо матери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin_pismo_materi.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна РТ»

«Светлый образ матери»

(Урок внеклассного чтения на примере анализа

 стихотворения С. Есенина «Письмо матери»)

Урок разработала и провела  учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ с.Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна РТ

 Саая Саида Хензиг-ооловна

                                 

                                 

                                       с. Аксы-Барлык

Цель: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; прочитать стихотворение о матери; восславить женщину-мать;

           - совершенствовать навыки устной речи, выработать навыки выразительного чтения;

           - воспитывать уважительное отношение к матери; пробудить чувство уважения, благодарности к матери.

Наглядность:  1. Презентация о творчестве С.А. Есенине и А.А. Даржае.

                           2. Фотовыставка о жизни и творчестве данных писателей.

                           3. Выставка книг.

                           4. Высказывания.

* Мать- самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное- вся состоит из жалости. (В. Шукшин).

* Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери.

(Ю. Яковлев).

                                                            Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к уроку:

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте эти слова и скажите, что объединяет их?

Живопись, поэзия, песня, мелодия, мама, музыка, литература

- Все эти слова женского рода. В основном эти слова относятся к виду искусства.  Спасибо, ребята. И мы все эти слова постараемся вместе связать. 

-А какое слово вообще не относится к видам искусства? (мама)

- А как вы думаете, почему это слово я написала? (тема)

- Мама, мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится, оберегает нас и всегда ждет. Есть особые произведения в русской литературе, в живописи, в музыке, дорогие, близкие каждому человеку. Вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть эту тему на примере стихотворения С. Есенина «Письмо матери».

III. Новый материал.

Сергей Александрович Есенин- талантливый поэт. Родился 21 сентября в 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Начал писать стихи с девяти лет. Он написал много стихов о природе, о Родине, о жизни. Не осталась и тема о матери. Он написал стихотворение «Письмо матери».

Ученица читает стихотворение на русском языке. (приложение № 2)

- Спасибо за выразительное чтение стихотворения

Анализ стихотворения.   Беседа по вопросам.

1). Это стихотворение – одно из самых любимых у С. Есенина. О чем оно? Как вы поняли его смысл? (Это стихотворение о матери, которая ждёт своего сына)
2). Как начинается это стихотворение? Докажите примерами из текста.

(Стихотворение начинается как письмо сына к матери. В нём есть приветствие, спрашивает о состоянии здоровья у матери, звучит пожелание «пусть струится над твоей избушкой … свет»); пишут мне…

3). О чём он знал? («загрустила шибко обо мне»; «часто ходишь на дорогу»; что ей видится во сне «будто кто-то …в кабацкой драке саданул по сердце финский нож»).

4). Какой у матери сын? (не такой уж пропойца, нежный)

5). От чего он пытается уйти? (Попытка уйти «от тоски мятежной», и  лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький … дом»).

6). Когда он обещает вернуться? (когда расцветёт белый сад)
7). О чём он просит свою мать? (не будить его, как 8 лет назад)

8). Что мы узнаём о жизни лирического героя? (он рассказывает о ранней утрате, об усталости, всё это он пережил в столь юном возрасте, что даже молиться не хочет)

9). Как заканчивается письмо сына? (пожеланиями о том, чтобы она забыла про тревогу, не грустила много, не ходила на дорогу и не встречала его)

10). На какие части можно разделить стихотворение? (на 3 части)

 I часть  (первая – третья строфы). Обращение к матери, воссоздание ее образа. Мать тревожится о сыне и выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне».

II часть. Рассказ о лирическом герое, о его жизни. Например: («горький пропойца»).  О жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.)
11). Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя?  

( «Над избушкой…свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни.  А в настоящем есть-  кабак, финский нож и тоска)
12). В чем трагизм положения лирического героя?  (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что …», «И  молиться не учи меня. Не надо!» Причем «Не надо!» стоит  в конце строки.  И выделен  восклицательным знаком)
13). Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет?

 (К матери. Он пишет:  «ты одна мне … помощь … отрада… свет». Стремится  к родному дому: «я вернусь…», т.е. надежду на помощь, на понимание  лирический герой сохранил)
14). О чем заставил задуматься нас С. Есенин?  ( Письмо маме – это размышление о прожитых годах, о каком-то этапе своей жизни, своего рода подведение итогов)

15). Как сын обращается к матери? («моя старушка», «ты», «тебе», «родная», «ты одна мне помощь и отрада», «ты одна мне несказанный свет»)

Учитель: Это стихотворение понравилась нашему земляку, поэту, талантливому человеку. Он перевёл эти замечательные строки. Им оказался Александр Александрович Даржай (приложение № 3). Он родился 3 ноября 1944 году в селе Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна в семье ветеринаров. Его мать Екатерина Очуровна Дензиваа (приложение № 4) родом из Белдир-Кежиг Улуг-Хемского кожууна. Своё первое стихотворение он написал в 12 лет, а в 10 классе написал первое стихотворение о матери. Об этом стихотворении автор говорил, что оно положило начало в написании сонеты «Цветы для матери».

Чтение стихотворения наизусть на тувинском языке. (перевод А. Даржай)

И заканчивая анализ стихотворения, хочу вспомнить слова замечательного писателя, актёра и режиссёра Василия  Шукшина: « Мать- это самое уважаемое, что есть в жизни, самое родное. Она вся состоит из жалости».

10) Как вы понимаете слова известного писателя, актёра и режиссёра? (что мать жалеет детей, любит и ждёт их)

Ребята, давайте составим кластер со словом «мама». Вот с какими словами можно связать это слово?

                               Красота                        Доброта

               Женственность                                  Забота

                    Вежливость          Любовь

                        Нежность

                          Понимание         Сердечность    Верность

V.  Игра. Составить из слова «женственность» как можно больше слов.

(приз тому, кто найдёт слово «нежность»)

( Во время работы звучит песня.  Музыка и слова Ю. Лоза «Мама пишет»). (приложение № 5).

  1. Проверка домашнего задания.

– Я думаю, когда мы говорили о матерях,  все вспоминали о своих мамах. Ведь у каждого из нас есть своя любимая мама. И на сегодняшний  урок  вы должны были приготовить презентацию или видеофильм  о ваших матерях и рассказать о них. Пожалуйста, вам слово.

(идёт  фильм, а ученица рассказывает)

* Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери.                 (Ю. Яковлев).

- Не забывайте о своих матерях. Любите и уважайте её. Спасибо всем за урок.

VII. Домашняя работа.

Песня, мелодия, музыка, поэзия, МАМА

Связать данные слова со словом  «живопись». Найти картины с изображением матерей с деть.

МАТЬ ПИШЕТ.
Музыка и слова Ю. Лозы.


Мать пишет,
Что цел еще наш домик на опушке,
Но опустел и одинок,
И что хранит мои игрушки…
А я читаю между строк:
Я очень жду тебя, сынок.
Мать пишет,
Что незаметно годы пролетели,
Усыпан инеем песок,
Что рано руки огрубели…
А я читаю между строк:
Ты береги себя, сынок.
Мать пишет,
Что далеко еще седая старость,
Что гонит хвори за порог,
Что не берет ее усталость…
А я читаю между строк:
Мне плохо без тебя, сынок.
Мать пишет,
Что снова за окном звенят капели,
Грачи домой вернулись в срок,
Весна ковер зеленый стелет…
А я читаю между строк:
Дождусь ли я тебя, сынок…

Сергей Есенин         ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

 Жив и я. Привет тебе, привет!

 Пусть струится над твоей избушкой

 Тот вечерний несказанный свет.

        

 Пишут мне, что ты, тая тревогу,

 Загрустила шибко обо мне,

 Что ты часто xодишь на дорогу

 В старомодном ветxом шушуне.

 И тебе в вечернем синем мраке

 Часто видится одно и то ж:

 Будто кто-то мне в кабацкой драке

 Саданул под сердце финский нож.

 Ничего, родная! Успокойся.

 Это только тягостная бредь.

 Не такой уж горький я пропойца,

 Чтоб, тебя не видя, умереть.

 я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том,

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом. 

Я вернусь, когда раскинет ветви

 По-весеннему наш белый сад.

 Только ты меня уж на рассвете

 Не буди, как восемь лет назад.

 Не буди того, что отмечалось,

 Не волнуй того, что не сбылось,-

 Слишком раннюю утрату и усталость

 Испытать мне в жизни привелось.

 И молиться не учи меня. Не надо!

 К старому возврата больше нет.

 Ты одна мне помощь и отрада,

 Ты одна мне несказанный свет.

 Так забудь же про свою тревогу,

 Не грусти так шибко обо мне.

 Не xоди так часто на дорогу

 В старомодном ветxом шушуне.

Перевод А. Даржая «Авамга чагаа».

Менди сен бе? Экии, авай!

Мен-даа база чугээр чор мен.

Казанааӊче кежээ чырыы

 Кайгамчыктыг саарлып турзун.

Оглу мени сагынгаштыӊ

 Олура албас болу берген.

Ойбак тонуӊ кедип алган

Орук кезип чоруур дээрил.

Шала кежээ имиртиӊде

Сагыжынга болган-на чок.

Бир-ле кижи оглуӊ мени

Бижектеп каан ышкаш болур.

Ажырбас оӊ дувуреве.

Анаа хей-ле сагыжыӊ-дыр.

Авам кɵрбейн ɵлур хире

Арагачы апарбаан мен.

Чалгааранчыг чуртталгадан

Чарлып алгаш ол-ла дораан.

Чана бээрин кузеп чоруур

Чангыс бодаан чувем-не бо.

Садывысты чечек бургээн

Часкаар турда чеде бээр мен.

Ынчан мени мурнунда дег

Ындыг эрте оттурбас сен.

Болган- болбаан чувелеге

Бодаламны доюлдурба.

Кара чаштан чуртталгамда

Кадыг-бергээ дужуп келдим.

Дедир келбес эрги чаӊчыл

Тейлээринге ɵɵретпес сен!

Ѳлчей кежиим, ɵмек-дɵмээм

Ѳɵрушкум чангыс сен сен.

Оожурга, дувуреве.

Оглун мен дээш мунгарава.

Ойбак тонуӊ кедип алгаш,

Орук кезип кылыштава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Светлый образ" в произведениях Маковского

Презентация по репродукциям картин Константина Егоровича Маковского для занятий по ИЗО....

Родительское собрание «Образ матери в кино», посвящённое Дню матери и Году российского кино

Родительское собрание проводится совместно с детьми в форме кино-гостиной и посвящено сплочению детей и взрослых....

Светлый образ матери

Сценарий мероприятия, посвященного Дню Матери...

Образ матери в военные годы (на основе «Баллады о матери» А. Дементьева и краеведческих материалов)

Открытый урок проводился в рамках районного смотра "Марш Победы" 8 мая 2015 года. Учащиеся 3 РВУГ в ходе урока поделились с гостями результатами своей исследовательской работы....

Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс

Тема урока: «Баллада  «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов»  6 класс...

Сценарий праздника для родителей, посвященному «Дню Матери»: «Образ Матери в музыкальном искусстве».

В настоящее время в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования. Современная музыкальная школа – это тип образовательного учреждения, назначение кот...