Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс
план-конспект урока по литературе

Дряева Дарья Александровна

Тема урока: «Баллада  «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов»  6 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_6_klass.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Баллада  «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов»  6 класс

Цели и задачи: повторить изученный материал, познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Тип урока: анализ литературного текста.

Этап урока

Пример учебной задачи

Организационное решение

Формирование УУД

Мотивация

Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? Что  вы знаете о творчестве  В.А.Жуковского?

С какими произведениями поэта  вы познакомились в пятом классе?

 

 

Фронтальная работа

Опрос класса

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера,

 осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Целеполагание

Обратимся к   вашим тетрадям-словарям и вспомним значение слов «направления в русской литературе», «стихотворные жанры», «композиция», «особенности». Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Сформулируйте задачи урока, воспользовавшись словами-помощниками:

Изучим…

Узнаем…

Научимся…

Проверим…

Индивидуальная работа на карточках

 «Заполни пробелы в определении….»

Парная работа

Обсудите в парах предполагаемые продолжения фраз.

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные.

3) Умение соотносить свои действия                с планируемыми результатами.

Актуализация знаний

Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский? (Русский романтизм)

-Назовите  жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

-Вспомним, что такое баллада? 

-Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя?

Фронтальная работа.

Возможно применение приёма «Верно – не верно» (в «слабом»  классе)

Как вариант  – заполнение   небольшого опорного конспекта или таблицы «Направление, поэт/писатель, произведение, жанр»

Индивидуальное задание: найти устаревшие слова, которые встретились в произведении и объяснить их значение.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать                  и отстаивать свое мнение.

Открытие новых знаний

Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады Бюргера «Ленора».

Видео

Сообщение учащихся

Выбирают

наиболее

эффективные

способы решения

задачи в

зависимости от

конкретных

условий. Анализируют

объект, выделяя

существенные и

несущественные признаки.

Практический этап

- Почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада?

-Какой страной  представляли Россию раньше, конечно, помимо того, что она была огромной?

-А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

- Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет, композицию.

Назовите композиционные части и действия в балладе.

- Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы. Каков символический характер пространства и времени?

 В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ

-Назовите птиц, которые присутствуют в балладе.

Ещё один символ - свет. Что можно сказать про него?

-Немаловажную символику несёт с собой цвет в тексте…

Самостоятельная парная работа. Выписать из текста средства художественной выразительности (метафоры эпитеты сравнения, олицетворения гиперболы) на дополнительную отметку.

Групповая работа

1 группа – Ворон (В народе и в балладе)

2 группа – Голубь (В народе и в балладе)

3 группа – Петух (В народе и в балладе)

4 группа – значение света в балладе и в литературе

5 группа из «сильных» учащихся «Цветовая символика в балладе»( заполнение таблицы)

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Рефлексия

- Какой же смысл в балладе В. А. Жуковского? Особенности языка и образов  баллады?

- Что же спасает Светлану, главную героиню баллады?

- Выразительное чтение отрывка заранее подготовленными учениками

Фронтальный опрос или письменный ответ на вопросы или закончи предложение…

Оценивают

достигнутый

результат

Освоение

личностного

смысла

учиться. Структурируют

знания.

Домашнее задание

Выразительное чтение отрывка или инсценировка отрывка.

Нарисовать иллюстрацию к балладе

Для « сильных» учеников  заполнение таблицы «Сравнительная характеристика баллад «Светлана»  и «Ленора»»

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.

Учащиеся в течение урока  оценивают  свою работу на каждом этапе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс

Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....

Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"

Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....

Урок систематизации знаний «Особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс

Цели. Деятельностная: научить школьников структуризации полученного знания по содержанию и проблематике романа Достоевского, развивать умение перехода от частного к общему, повторить изученный способ ...

Статья на тему "Скороговорка как инструмент овладения фонетическими особенностями языка"

В данной статье содержится информация о происхождении скороговорой, их роли в изучении английского языка, а так же как метода обучения, который может использоваться учителем на уроке....

Презентация к уроку ИЗО 2 кл. Композиция – основа языка пластических искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова

Презентация к уроку ИЗО 2 класс. По теме: " Композиция – основа языка пластических искусств.  Иллюстрация к басне И. А. Крылова"...