План- конспект урока (сценарий урока). Тема: К нам едет ревизор! (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Ярусова Татьяна Геннадьевна

План- конспект урока (сценарий урока).

Тема:  К нам едет ревизор!  (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

 Предмет: литература

Класс: 8 класс

Тема и номер урока в теме: Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор», урок № 9.

Базовый учебник: «Дом без стен» Учебник по литературе для 8 класса. Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др.- М.: Баласс, 2010.  В 2-х частях

Цель урока:

Деятельностная цель: сформировать у  учащихся умения находить общие черты в  родственных видах искусства, выявлять их художественную и жизненную связь.

Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»,  о её  жанровом разнообразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs_poslat_kakoy-nibud.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока (сценарий урока).

Тема:  К нам едет ревизор!  (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

 Предмет: литература

Класс: 8 класс

Тема и номер урока в теме: Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор», урок № 9.

Базовый учебник: «Дом без стен» Учебник по литературе для 8 класса. Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и др.- М.: Баласс, 2010.  В 2-х частях

Цель урока:

Деятельностная цель: сформировать у  учащихся умения находить общие черты в  родственных видах искусства, выявлять их художественную и жизненную связь.

Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»,  о её  жанровом разнообразии.

Задачи:

Личностные:  

 -  развивать духовно- эстетические потребности учащихся;                      

 -  обогащать  эмоционально- волевую сферу ребенка;

-развивать интерес к литературе, умение найти свою позицию в                                                             литературе;

- воспитывать литературную культуру учащихся;

Метапредметные:

- связь искусств, их близость в культурно – творческом плане;

- знакомство с метапредметными понятиями как аргумент - факты, общее- частное.

Предметные:

- учить размышлять над содержанием литературного произведения;

 -рассуждать о литературоведческих понятиях;

- видеть взаимосвязь двух искусств, их близость, взаимодействие;

-учить понимать литературный язык, литературные  термины;

-учить слушать и анализировать драматические произведения;

- познакомить с творчеством Н.В. Гоголя.

Тип урока:  урок рефлексии с элементами открытия новых знаний.

Жанр урока: интегрированный

Вид  урока: урок-обобщение

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (анализирование, рассуждение,  работа с источниками информации, с учебником).

Необходимые технические оборудования: компьютер, медиа- проектор, ЭОР.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 УДД

1

Активизация внимания.

Создание  эмоционального настроя на работу, вызов мотивации, интереса.

Стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает интерес.  

Знакомит с метапредметными понятиями аргумент- факт,  ставит перед учениками главный аргумент, мысль всего урока, организует возникновения проблемы и настрой на решение этой проблемы.

-Господа, к нам едет ревизор! Из какого произведения взяты данные слова?

-Нами прочитано данное произведение, мы посетили Русский драматический театр, проанализировали пьесу, читали её по ролям. Как вы думаете, чему мы можем посвятить заключительный урок? Ваши версии.

Эмоционально-образный настрой к уроку. Выдвигают аргумент к теме.

 

-Из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

-Рассмотрим пьесу в целом; обобщим полученную информацию; выскажем своё мнение по поводу пьесы.

Личностные действия: смыслообразование;

Регулятивные действия: целеполагание, планирование;

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение

проблемы);

Коммуникативные действия:

(планирование учебного сотрудничества, постановка

вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с

достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации)

2

Постановка проблемы.

Актуализация знаний.

Выдвигает проблему урока, включает учащихся в эту проблему, организует пути решения проблемы. Оглашает цель урока, к которой подвели ответы учащихся.

-Цель урока – обобщить изученное по пьесе и выразить собственную точку зрения на это произведение.

Размышляют, анализируют, высказывают свои умозаключения. Находят факты, разделяют общие и частные понятия, определяют дальнейший ход урока.

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение

проблемы)

 

3

Введение в тему урока

- К нам едет ревизор! Пьеса «Ревизор» - классика русской литературы, мировой литературы. Она заставляет нас задуматься над многим, над разными вопросами: социальными, нравственными, философскими.  

Учащиеся заранее разделились на группы «Историки», «Литературоведы», «Театраловеды», «Критики». Они  слушали, читали, анализировали, находили нужную информацию в учебниках, Интернете, дополнительной литературе. Сопоставляли факты исторические, художественные.

 

4

Совместное открытие нового знания через прослушивание сообщений, сделанных группами.

 Привлекает учеников к прослушиванию сообщений, организует работу в группах,  формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи, коллективное обсуждение.

Знакомит с метапредметным понятием – аргумент на примере истории  создания пьесы.

Вовлекает учеников в обсуждение  услышанного.

Работают в группах (творческих мастерских), демонстрируют презентации, раскрывают   темы «История создания пьесы» -«Историки», «Сюжет пьесы, система персонажей, миражная интрига»-«Литературоведы», «История постановок пьесы в театре»- «Театраловеды», «Пьеса в критической литературе»-«Критики». После каждого сообщения участники других групп высказывают собственное мнение по полученной информации и заполняют лист мнений (приложение 2).   Обсуждают, выдвигают гипотезы ответа на вопросы, анализируют полученную информацию.

Учащиеся приходят к выводам, что  1) история создания пьесы имеет реальную историческую основу; 2)  сюжет, построенный на миражной интриге – интересный литературный приём.  

 

Личностные действия: смыслообразование;

Регулятивные действия: целеполагание, планирование;

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение

проблемы);

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка

вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с

достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации)

5

Физминутка

Соблюдение здоровьесберегающих технологий.

Участие в  физминутке,

коллективные движения.  

 

6

Совместное открытие нового знания через прослушивание сообщений, сделанных группами.

  Создает проблемную ситуацию, проводит  слушание выступающих.

Организует  работу в группах.

 

Из дополнительных,  источников (учебник, сообщения)  получают знания об 3)истории постановок пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»; 4) критических статьях по пьесе. Слушают, анализируют, находят ответы на вопросы учителя.  Оценочную деятельность проводят в листах мнений.

Личностные действия: стремление к созидательной деятельности.

Познавательные действия: (общеучебные, логические);

Коммуникативные действия (планирование учебного сотрудничества, постановка

вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с

достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации)  

7

Мини-диспут по «немой сцене».

Организует мини- диспут по теме «Значение немой сцены в комедии».  Связывает  диспут с  проблемой урока. Выстраивает логическое построение в  драматургии урока.  Правила проведения диспута:

А) Если Вы пришли на диспут, обязательно выступите и докажите свою точку зрения.

Б) Говорите просто и ясно, логично и последовательно.

В) Говорите только то, что Вас  волнует, в чем убеждены, не утверждайте того, в чем не разобрались сами.

Г) Спорьте по-честному: не искажайте мыслей того, с чьим мнением Вы  не согласны.

Д) Не повторяйте того, что до Вас уже было сказано.

Е) Лучшее доказательство - точные факты, твердая логика.

Участвуют в коллективной деятельности – диспуте.

1) Точка зрения Н.В. Гоголя (то есть финал комедии - это мысль о наступающем возмездии);

2) Точка зрения В.Г. Белинского (ограниченность немой сцены);   
 3) Точка зрения В. Гиппиус (сцена выражает идею власти и закона)

 4)В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости».

5) Особая точка зрения у М. Храпченко: он видел в немой сцене внешнюю развязку, а подлинную развязку - в словах Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..» 
 6) Но, пожалуй, самую интересную точку зрения высказал Ю. Манн.

Каждый участник мини-диспута доказывает собственную точку зрения и все вместе приходят к выводу, что «немая сцена» – интересное явление русского театра и трактовка его субъективна.

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка

вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с

достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации)  

8

Домашняя работа

 Настраивает на выполнение творческих заданий. Сочинение «Моё мнение по поводу значения «немой сцены» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Слушают инструктаж учителя, выявляют предварительные затруднения.

Регулятивные действия:   планирование.

9

Рефлексия.

Итог совместной работы.

Организация работы закрепления знаний в игре «Вопрос- ответ». Создает атмосферу  успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.


Обобщили ли мы материал по комедии «Ревизор»?

Осуществляют самопроверку по эталону в игровой деятельности, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Формулируют основные знания. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.

Регулятивные действия: оценка результата урока.

Личностные: умение оценивать свою работу и работу других

10

Выставление оценок

Организует и направляет самооценку учащихся

Осуществляют самооценку собственной деятельности

Регулятивные действия: оценка результата урока.

Личностные: умение оценивать свою работу и работу других

Приложение 2. Лист мнений.

Группы выступающих учащихся (эксперты)

Что нового вы узнали из сообщения экспертов? Заинтересовало ли вас эта информация?

Историки

Литературоведы

Театраловеды

Критики

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")

Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ....

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»

Конспект урока  литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического» ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....

План – конспект урока по литературе «Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IV действия комедии «Ревизор»

Цели:1. Актуализировать знание о творчестве Н. В. Гоголя.2. Формировать умение формулировать основную мысль сообщения по его теме.3. Формировать умение сбора и анализа материала о героях....