Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы на тему «Разоблачение нравственных пороков чиновников» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».  8класс.

Цели урока: углубить знания детей о мастерстве писателя, о жанрах драматических произведений; об особенностях комедии как жанра; помочь осмыслить произведение.

Задачи уроки: раскрыть нравственные пороки чиновников; повторить понятия композиция, сюжет; развивать речь, умение формулировать тезисы и подбирать к ним точные цитаты, делать выводы.

Ход урока.

I. Сообщение темы и задач урока.

II. Проверка домашнего задания.

-- Какую роль в жизни Н.В. Гоголя играл театр?   (Домашний театр Трощинских; сочинения отца; участие в гимназических постановках (комические роли). Театр – «кафедра…»)

-- Расскажите об отношении писателя к истории.  (Любил историю с детства; изучал историю искус-

ства, литературы, архитектуры европейских и других народов.)

-- Что лежит в основе гоголевского понимания истории?  (История сохраняется в фольклоре, в языке, народных легендах.)

-- Назовите произведения Гоголя, в которых он обращается к истории.  (Сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», повесть «Тарас Бульба»,..)

-- Какую историческую опасность видел Гоголь в России?  (Страна теряла духовные силы…)

-- О чем в связи с этим мечтал писатель?  (О комедии «со злостью и солью», чтобы смехом потрясти человеческие сердца…)

-- Кто и каким образом помог Гоголю с замыслом комедии?  (Окт. 1835г, Пушкин дал сюжет…)

--Когда и где состоялась премьера комедии?  (19 апреля 1836г., Петербург;  25 мая 1836г., Москва.)

-- Кто исполнил роль Городничего? Хлестакова?  (И. Сосницкий, Н. Дюр.)

-- Кто еще из известных актеров исполнял эти роли?  (М. Щепкин, Д. Ленский, А. Миронов.)

-- Какой отклик вызвала постановка у публики? У автора? Почему?  (Резкие разногласия. Провал.)

-- Какую «Развязку» придумал Н.В. Гоголь к «Ревизору»?  (Автор придал комедии аллегорическое толкование…)

III. Итоги работы.

IV. Анализ первого действия.

-- Каково ваше впечатления от прочитанного? Какие эпизоды комедии вызвали у вас самый сильный смех?

-- Что называется завязкой комедии?  

-- Какие слова городничего привели в действие сюжет комедии?

-- Есть ли в первом действии экспозиция?

-- В чем ее своеобразие?

-- Какое значение для развития действия имеет чтение письма городничим?

-- Каким вы увидели город?  (Применяя цитирование.)         

(«Не пограничный, хоть три года скачи, ни до какого государ-

                                              ства не доедешь…» (явл. 1);

                                        уездный лекарь—иностранец;

                                        берут взятки, дают взятки;

                                        пьянство среди мелких чиновников, полицейских (явл. 4);

                                        «на улицах кабак, нечистота» (явл. 5);

                                        произвол.

-- Дома вы «собирали материалы» для «разоблачения» чиновников. Дайте характеристику каждому из них.

                                                        (Примерный план: должность, внешний вид, речь, поступки, особенности поведения, взаимоотношения, влияние на окружающих; цели жизни, основные интересы;как повели себя после известия о приезде «ревизора».)

Примерные «материалы».

Антон Антонович Сквозник- Дмухановский. Городничий.

«Черты лица его грубы и жестки. Волоса стриженые, с проседью.

Одет в мундир с петлицами и в ботфортах со шпорами.

Говорит ни громко, ни тихо, ни много, нимало; постарел на службе…»         (из замечаний);

«…как за всяким, водятся грешки...»                                                 (из письма, явл. 1);

«…чтобы все было прилично…»                                                        (Землянике);

«Вам тоже посоветовал бы…»                                                        (судье);

«Нет человека, который бы за собою не имел каких- нибудь грехов…»        (судье);

«…каждое воскресенье бываю в церкви…»                                        (судье);

«…в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было…»                (судье);

«…Он ученая голова—это видно, и сведений нахватал тьму…»                (смотрителю);

«...Страху- то нет, а так, немножко… Купечество да гражданство                 (явл. 2)

меня смущает. Говорят, что им солоно пришелся…»                                 (почтмейстеру; просьба

                                                                                следить за перепиской;

«…сделайте милость…»

«Ничего, ничего. Другое дело, если бы вы из этого публичное что- нибудь

сделали…»                                                                        (почтмейстеру);

«…не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит

в голове…»                                                                        (судье);

«…Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена                        

 унтер- офицерская жена!..»                                                        (явл. 3);

«…авось, Бог вынесет и теперь…»                                                (судье);

«…О, лукавый народ! А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы                 (явл. 4)

из- под полы и готовят. Пусть каждый возьмет… по метле!..                         (квартальному);

не по чину берешь!..»

«…грешен, во многом грешен. Дай только, Боже, чтобы сошло с рук

поскорее,.. поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил:

 на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску.»                (явл. 5)

                Аммос Федорович Ляпкин- Тяпкин. Судья.

О внешности ничего.

Прочитал 5-6 книг. «Потому несколько вольнодумен. Охотник боль-

шой на догадки…»                                                                (из замечаний);

«…здесь тонкая и больше политическая причина…»                                (явл. 1);

«Грешки грешкам—рознь…»                                                        (городничему);

«Да ведь сам собою дошел, собственным умом»

«…достанется вам когда- нибудь за это»                                        (явл. 2, почтмейстеру);

«…шел,…чтобы попотчевать вас собачонкаю…»                                

«…травлю зайцев на землях и того и у другого»                                (городничему);

«…Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну

в докладную записку…»                                                        (явл. 3).

        Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений.

«…очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но проныра

 и плут. Очень услужлив и суетлив».                                                (Из замечаний);

«…Человек простой: если умрет, то так умрет…»                                (явл.1);

«…Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем

Коридорам несет такая капуста…»                                                (явл.3).

                        Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер.

«…простодушный до наивности…»                                                (из замечаний);

«А что думаю? Война с турками будет».

«А если так, то войны с турками не будет».                                        (явл.2);

«…Этому не учите,.. смерть, люблю узнать, что есть нового

на свете…»                                                                        (городничему).

Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ.

«Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься…»                (явл.1).

--Какова обобщенная характеристика чиновников уездного

города?

Вывод: городское хозяйство запущено; произвол полицейских чинов, фактическое отсутствие всякой медицинской помощи, самоуправство почтовых чиновников, запущенность и неразбериха

в уездном суде, взяточничество, казнокрадство, чувство безнаказанности чиновников,

бесправие жителей.

--Как и почему чиновники поверили в то, что неизвестный молодой человек и есть «ревизор»?

(Определяющим в личности «ревизора» явились         «недурная наружность»,

«партикулярное платье»,«в лице этакое рассуждение…»,а главное, «другую неделю живет…

Забирает все на счет… ни копейки не хочет платить …», «в чужие тарелки заглядывает».

--Так что же движет чиновниками?

Вывод: страх затмил разум, стал править их мыслями и поступками.

V. Итог урока.

Д/З: продолжить сбор «материалов» на чиновников, Хлестакова (по 2,3 действиям).

        

                                                                                                                                

                

                                                                

                                                                

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "разоблачение пороков чиновников" в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" 8 класс

Данный урок-спектакль проводится в 8 классе по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной. Требует подготовительной работы с обучающимися, но результат не заставит себя ждать....

Урок литературы (с использованием ИКТ) "Образ уездного города в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Тема урока – «Образ  уездного  города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»Этот урок 2-й в системе уроков, предыдущая тема «Страницы жизни Гоголя». Следовательно, это урок изучения нового мат...

Нравственность и безнравственность в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Разработка бинарного  урока по литературе и обществознанию в 7 классе по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"...

"Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Данная презентация может быть использована на заключительном уроке по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"....

Технологическая карта урока литературы на тему "Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"

Данный материал содержит конспект урока на тему :" Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя"Цель: рассмотреть образы Тараса Бульбы, казачества в изображении Н.В. ГоголяЗадачи:Ø...

Сценарий урока "Над чем смеёмся, или чьё мы дурачьё?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")

Данный  комбинированный (синтетический) урок позволяет органично объединить получение новых знаний о комедии (например, понять, на чем строится юмор Гоголя , почему его нельзя назвать рефлекторны...

План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...