М.В.Ломоносов - великий сын России
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Кузнецова Валентина Викторовна

Интеллектуальная игра - конкурс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx31.13 КБ
Файл lomonosov_prezentatsiya_-_all-biography.ru_.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра - конкурс

 «М.В.Ломоносов - великий сын России»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о М.В.Ломоносове, его научных достижениях

Задачи: способствовать формированию умений и навыков строить рассуждения на заданную тему; обосновывать собственную точку зрения, работать в группе.

Оборудование: портреты; тексты.

Участники игры - 2 команды, формируются по желанию учащихся.

Ход игры

        В 2016 году исполнится 305 лет со дня рождения великого русского учёного

М.В. Ломоносова (1711 - 1765). М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской академии наук, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук. Основатель Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова. 

        «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник»

                                                                                                                      А.С. Пушкин

        «Ломоносов был великий человек. Между тем он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»

                                                                                                                  А.С. Пушкин

 Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучал и цвет.

Он создал Университет.

Своей, рискуя головой,

Разряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Историк он, географ он.

И как сказал о нем поэт:

«Он сам был – университет!»

        «На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца»

                                                                                                                                          В. Г. Белинский

  1. Вступление к игре.

Сценка

Чтец:

Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:

Мишенька Ломоносов:

- Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.

Дед:

- А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.

Бабка Матрена:

- Вот так разошелся у нас дедушко!

Дед:

- А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны… Эва, сравнил,- дуду с воеводой.

Мишенька Ломоносов:

- А ломаный нос хорошо ли?!

Бабка Матрена:

- А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля.

Дед:

-А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.

Бабка Матрена:

- Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!

Учитель: Навсегда запомнились Михаилу Ломоносову слова деда и бабки, и куда бы судьба его не кидала, высоко нес он фамилию  - ЛОМОНОСОВ. А дорога будущего ученого была терниста и трудна, часто она требовала чудес стойкости и упорства. Когда отец Василий Дорофеевич, крестьянин, поморский рыбак, отказался отпустить его учиться, он почти пешком, с тремя рублями  отправился в Москву. Выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами.

        Ребята, сегодня мы проводим игру – конкурс «М.В.Ломоносов - великий сын России». На уроках вы уже обращались к его жизни и научным открытиям. Но сколько мы бы ни говорили об этом гениальном человеке, тайна его личности так и не раскрыта наукой до сих пор. Так, может быть, стоит пристальнее вглядеться в эту личность и попробовать отгадать его великую тайну.

Стихотворение С.И. Стромилова.

Читает ученик:

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели,
И пышным севера сияньем озарен.

Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко,
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!

  1. Интеллектуальная игра - конкурс «М.В.Ломоносов - великий сын России».

 

Конкурс I "Врата учёности"

Задание 1

Напишите в цепочку  названия тех населенных пунктов, где в разные годы жил и учился Ломоносов. (Начисляется 1 балл за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов в этом конкурсе -7).

Ответы: Холмогоры – Москва – Санкт-Петербург – Киев – Марбург – Фрейберг – Гаага – Роттердам.

Задание 2.

Отгадайте, что лежит в черном ящике?

        В академии широко применялось наказание “калькулюсом”. Смысл этой “педагогической” меры сводился к тому, что ученику, допускающему ошибку, вешался на шею некий знак ученического нерадения. Этот знак украшал грудь провинившегося до тех пор, пока ему не удавалось заметить ошибку у своего товарища и таким образом его “наградить” позорным знаком.

Ответ: бумажный свиток (“калькулюс”).

 Максимальный балл – 2

Конкурс II

"Он зрил сквозь целые столетья"

Задание  1

 Известно, что Михаил Васильевич Ломоносов совершил научные открытия в разных областях. Перечислите области и те научные открытия, которые были совершены нашим гениальным ученым.

Перечислить. Прокомментировать (какие открытия сделал, какие идеи выдвинул).

Каждый верный ответ (научные направления оценивается в 1 балл. Каждый комментарий 2 балла).

Правильные ответы:

Физика:

- учение о том, что весь мир состоит из корпускул (В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами):

- закон сохранения материи и движения (Этот закон вошёл в историю под названием "закон сохранения массы");

- изобретение "ночезрительной трубы", предшественницы современных приборов для ночных наблюдений;

Астрономия:

- открытие атмосферы на Венере (В конце XVIII века это открытие было подтверждено наблюдениями западных ученых);

- теория самосвечения комет и полярных сияний.

Химия:

- разработка принципов новой науки – "физической химии".

«к химическим опытам присовокуплять… оптические, магнитные и электрические опыты, так как… химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают».

  1738 г. – Первый научный труд Ломоносова «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости»

 1739г. – Вторая работа «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (молекул)

1743 г. - Ломоносов написал первый вариант своей известной работы «О действии химических растворителей вообще».

1745 г. - Ломоносов пишет работу  «О металлическом блеске», чуть позже  «О рождении и природе селитры».

Геология и минералогия:

- теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием "подземного огня";

- теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности.

География:

- разработка принципов новой науки – "экономической географии";

- доказательство возможности Северного морского пути в Индию.

Литература и языкознание:

- создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка;

- разработка новых стихотворных размеров;

- открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка.

Изобразительное искусство:

- создание русского мозаичного искусства.

Задание 2

Угадать, что лежит в чёрном ящике?

 Это предмет, из которого Ломоносов делал мозаику (цветные стёкла - смальты)

Задание 3

Составление мозаичных полотен.

Учитель: В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальную по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картину.

Задание. Соберите  из кусочков репродукцию одной из мозаик Ломоносова. 

(Максимальная оценка - 5 баллов)

Конкурс III "Блиц"

«Неизвестное об известном. Необычное в обычном. Невероятное в очевидном»

        Вопросы этого конкурса и шуточные, и серьёзные, но все они связаны с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова. (1 балл за правильный ответ).

1. Когда и где родился М.В. Ломоносов? 
А) 1710 г., г. Архангельск 
Б) 1712 г., г. Холмогоры Архангельской губернии 
В) 1711 г., деревня Денисовка Архангельской губернии 

2. Куда отправился пешком для получения образования юный Ломоносов в 1730 г.? 
А) Киев; 
Б) Санкт-Петербург; 
В) Москва. 

3. Какое древнее искусство возродил Ломоносов благодаря своим занятиям химией? 
А) Музыка; 
Б) Мозаика; 
В) Скульптура. 

6. Развитие какого химического производства связано с именем Ломоносова? 
А) Производство керамики; 
Б) Производство стекла; 
В) Производство цемента. 

7. Откуда взяты эти строки и кто их автор: "Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик"? (Н.А. Некрасов, стихотворение "Школьник").

8. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов? ("Размышление по поводу северного сияния", "Письмо о пользе стекла").

9. По мнению Ломоносова, "…косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без…..". Чего?  ( Грамматики).

10. В 1748 году Михаил Васильевич написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Какова была награда? (Он был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза).

11. М.В.Ломоносов  жил в бедности. Свои деньги  часто тратил на опыты, нужды академии.

Как - то раз на приеме один богатый вельможа заметил дырочку на кафтане Ломоносова  и,  решив поиздеваться над ним, спросил: «Что, сударь, я полагаю, это ученость выглядывает оттуда?»

Внимание, вопрос: Что ответил великий русский ученый? (Ломоносов ответил: «Это глупость заглядывает туда»).

12. О чем говорится в произведении Ломоносова “Утренние размышления о Божьем Величестве”.

“Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся
Борющись множество веков.

Там камни, как вода кипят
Горящи там дожди шумят”.         (О Солнце)

13. Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины. Кто он? (Петр 1).

14. Из какого произведения Ломоносова знаменитые строки: "…может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать?" ("Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года")

15.Творчество М.В.Ломоносова относится к …  (классицизму)

Конкурс IV

Турнир красноречия

 Задание  1  

Большое значение Ломоносов придавал искусству красноречия. Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие мысли и труда.

Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько результат выучки, плод систематических упражнений. Одновременно с этим он предостерегал от механического усвоения “техники” ораторского искусства. Речь красит не пустое “извитие словес”, а глубина, важность её содержания”.

Чтение с листа.

Прочитать по строфам стихотворение Ломоносова М.В. “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”. 

 (Максимальное количество баллов -  3)

ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

                                                                                                                                                 

Задание 2

Произнести “речь” на тему: “Что меня поразило в личности М.В.Ломоносова?”

Побеждает тот, кто дольше и содержательнее говорит.

(Максимальное количество баллов 5).

III. Подведение итогов:

Заключительное слово жюри.

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биография Ломоносова Михаила Васильевича (1711 — 1765)

Слайд 2

Семья Ломоносовых. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская ) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

Слайд 3

Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова . Обучение грамоте

Слайд 4

В Москву. Страсть к знаниям заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву . Он поступает в «Спасские школы» в 1731 году и учится в них 5 лет

Слайд 5

Петербург. Ломоносов был направлен для продолжения образования в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук

Слайд 6

Обучение за границей. 17 марта 1736 года Ломоносов едет в Германию г. Марбург . 14 июля 1739 года он прибыл в старейший горнозаводской центр Саксонии . Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников и шахт.

Слайд 7

Труды в Академии наук. 1741 по 1749 год М.В.Ломоносов Трудится в Академии Наук в Санкт-Петербурге.

Слайд 8

Вклад в науку. География Риторика Педагогика Физическая химия Астрономия

Слайд 9

В России фарфор был известен со второй половины XVI века. Над способом производства фарфора из отечественных материалов работал М. В. Ломоносов. Первый в России фарфоровый завод был открыт в Петербурге. РУССКИЙ ФАРФОР

Слайд 10

ВЕЛИКОЕ МОЗАИЧНОЕ ДЕЛО Граф М. И. Воронцов, приехав из Италии, привез мозаику. Именно она вдохновила Ломоносова на открытие стеклянной фабрики.

Слайд 12

ГОРОД МОСКВА. 25 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет.

Слайд 13

Центральная городская библиотека имени Ломоносова

Слайд 14

Санкт-Петербург. Памятник М.В. Ломоносову на Университетской набережной

Слайд 15

Город Ломоносов , расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт - Петербурга , широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века

Слайд 16

Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века

Слайд 17

Стекольный завод в Усть - Рудице . Располагалась основанная Ломоносовым первая в России фабрика по производству цветного стекла и бисера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ломоносов - великий сын России

Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки - огромный. Он заявил о себе как лингвист, физик. химик, естествоиспытатель, художник. Представленная статья - результат работы творческих групп в ходе...

Веб квест "Ломоносов-великий сын России"

Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...

М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра.

М.В.Ломоносов - великий сын России.Конкурс - игра....

Презентация. М.В. Ломоносов - великий сын России.

Михаил Васильевич Ломоносов- великий сын России....

Ломоносов - великий сын России

Материал содержит полную методическую разработку сценария  урока химии, посвященный М.В.Ломоносову. А также самоанализ урока....

Презентация на тему "М.В. Ломоносов - великий сын России" для классного часа

Презентация для классного часа на тему "М. В. Ломоносов - великий сын России"...

Внеклассное мероприятие «Михаил Ломоносов - Великий сын России», посвященное 300-летию со дня рождения

Цели:Образовательная:- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;Развивающая: - вырабатывать у учащихся  интерес к чтению, к поиску новой информации; мобилизовать тв...