календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) на тему

литература 10 класс КТП по Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10b10v.docx85.38 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                          Рекомендовано:                                                                   Утверждаю:

Зам. директора по УР                                       Заседанием МО                                                             Директор школы

( Маркова О.В.)                                     протокол №                                                                   (Толбоннохов Э.Р.)

 от                       2016 г.

                                                                     Руководитель МО            

                   ( Маркова О.В.)

Календарно-тематическое планирование

по литературе

на 2016-2017 учебный год

Учитель Винокурова Т.В.

Класс 10  б, в

(102 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для 10 классов общеобразовательных учреждений и составлена на основе:

  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089).
  • Примерные программы среднего (полного) общего образования. Литература. www.ed.gov.ru
  •   Г.В. Цветкова «Рабочая программа по литературе». 10 класс, Волгоград.: «Учитель»,2015
  • Учебный план “Вечерняя( сменная) ОШ” МР “Хангаласский улус” на 2016-2017 учебный год.

   

Учебник: Литература для 10 класса, авторы Т Ф Курдюмова и др. (М.: «Просвещение», 2016 г.)  

         

Тематическое планирование рассчитано на 102 часа в год  3 часа в неделю (34 недели)

             В 10-х классах литература изучается на базовом уровне. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

В данную рабочую программу внесены некоторые корректировки и изменения. Так, в частности, из блока «Из литературы первой половины XIX века» выведены часы на изучение лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, так как данные темы изучены в 7-9-ом классах. По той же причине не предусмотрены часы на детальное изучение таких произведений, как: пьеса А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся!»; цикл И.С. Тургенева «Записки охотника» и др. Увеличено количество часов на изучение русской литературы второй половины XIX века (произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского), внесены изменения в количество и виды творческих работ учащихся. Больше внимания уделяется теории литературы. В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Курс литературы в 10-м классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели курса. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

УУД

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся универсальных учебных действий. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
  • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы учебного курса

Базовый уровень

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Из литературы первой половины XIX века

А.С. Пушкин

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).

Н.В.Гоголь

Повести «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Литература второй  половины XIX века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как опреде между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. Островский

Пьеса «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы», «Свои люди – сочтемся!».

И.А. Гончаров

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

И.С. Тургенев

Роман «Отцы, и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Н.Г. Чернышевский

Роман «Что делать?» (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря.

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Н.А. Некрасов

Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Ф.И. Тютчев

Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я » и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

А.А. Фет

Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Япришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Н.С. Лесков

Повесть «Очарованный странник ».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

А.К. Толстой

Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

А.Н. Толстой

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: "исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

А.П. Чехов

Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».

Учебно-методические средства обучения

  1. Егорова Н.В. Универсальное издание. Поурочные разработки Литература. ХХ век. 11 класс. 1-е и 2-е полугодие. – М.: «ВАКО», 2011
  2. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников:
    В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 кл.); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. Профильное обучение.
    М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  3. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература XIX века. Хрестоматия. 10 класс. В 2-х частях.М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  4. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. Учебник. 10 класс. В 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  5. Сахаров В.И. Русская литература XI-XIX вв. 9-10 классы. Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.


Календарно-тематическое планирование

Тема раздела/ урока

Всего часов

В том числе

Опорные понятия

Дата проведения

Теория  (лекции, семинары, чтение, анализ текста)

Контроль (проверочные работы: тесты, сочинения и др.)

10 В

10Б

план

факт

план

факт

Введение

2

2

Вводный урок. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX века.)

2

Историко-литературный процесс

6.09

9.09

6.09

6.09

Русская литература и русская история XIX века. (Составление периодической таблицы)

Из литературы первой половины XIX века

10

7

3

А.С. Пушкин. Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».  

2

2

Лироэпика

9.09

13.09

6.09

13.09

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения.

М.Ю. Лермонтов. Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова.  

2

2

Тематические жанры лирики. Романтическая поэма

16.09

16.09

13.09

13.09

Нравственно-философская проблематика поэмы  «Демон».

ПР/Р: Письменная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

2

2

Проблемный вопрос

20.09

23.09

20.09

20.09

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения

Н.В. Гоголь. Художественный мир Н.В.Гоголя.

4

1

«Петербургская» тема в творчестве    Гоголя    и Пушкина.  

23.09

27.09

20.09

27.09

Художник и "страшный мир" в повести «Невский проспект». Образ Петербурга

1

Проблематика и художественное своеобразие повести  Н.В. Гоголя «Нос».  

1

Ирония. Гротеск. Фантасмагория

30.09

30.09

27.09

27.09

ПР/Р: Самостоятельная работа (Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала).

1

Из литературы второй половины XIX века

82

73,5

8,5

Литература, критика и журналистика 50—80-х годов XIX века Обзор. (Составление таблицы).

1

1

Литературный процесс. Литературная
критика

4.10

7.10

4.10

4.10

Жизненный и творческий путь А.Н.Островского. История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы «Гроза»

7

1

Семейно-бытовая коллизия. Речевой жест

Мир города Калинова в драме "Гроза". Законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья. 

1

7.10

11.10

4.10

11.10

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. Групповая работа

1

Трагедия совести и её разрешение в пьесе. Протест Катерины против «темного царства».  

1

14.10

14.10

11.10

11.10

Урок-семинар. Образ Катерины в свете критики

1

Урок-обобщение. Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

1

18.10

21.10

18.10

18.10

18.10

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1

Творчество И.А. Гончарова. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв».

6

1

Особенности композиции романа. Образная типизация. Символика детали

21.10

25.10

25.10

25.10

Обломов – «коренной народный наш тип». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

1

Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами. Илья Обломов – Андрей Штольц – Ольга Ильинская.  Групповая работа

1

Диалектика характера Обломова.

28.10

28.10

25.10

15.11

«Обломов» как роман о любви. Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

1

Семинар «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). (Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины»;  значение главы «Сон Обломова»)

1

8.11

11.11

15.11

15.11

Р/Р: Сочинение по творчеству И.А. Гончарова /письменная работа по роману «Обломов»

1

 Жизнь и творчество И.С. Тургенева –  создателя русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

8

1

Отражение в романе проблематики эпохи. Социально-психологический роман. Принцип «тайной психологии»

11.11

15.11

22.11

22.11

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.

1

Любовная линия в романе «Отцы и дети» и ее место в общей проблематике произведения.

1

18.11

18.11

22.11

29.11

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Семинар

1

Философские итоги романа, смысл его названия. Р/Р: Анализ эпизода «Смерть Базарова».

1

22.11

25.11

29.11

29.11

Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

1

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.

1

25.11

29.12

6.12

6.12

Р/Р: Сочинение по творчеству И.С. Тургенева / Подготовка к домашнему сочинению

1

Обзор. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

2

2

Идеологический роман. Литературная утопия

2.12

2.12

6.12

13.12

«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

Н.А. Некрасов. Жизнь  и творчество. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика.

8

1

Народность литературного творчества

6.12

9.12

13.12

13.12

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

1

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

1

9.12

13.12

20.12

20.12

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее  психологизм и бытовая конкретизация. Р/Р: Анализ стихотворения

0,5

0,5

«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни.

1

16.12

20,12

Практикум. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

1

16.12

27.12

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

20.12

23.12

27.12

27.12

Проблема счастья и ее решение в поэме Н. А. Некрасова. ПР/Р: Тест по творчеству Некрасова.

0,5

0,5

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. «Мыслящая поэзия» Тютчева.

4

1

Интеллектуальная лирика. Лирическая миниатюра

23.12

27.12

17.01

17.01

Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)

1

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

1

13.01

13.01

17.01

24.01

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Р/Р: Анализ стихотворения

0,5

0,5

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики Фета.

4

1

Лирическая исповедальность. Мелодика стиха

17.01

20.01

24.01

24.01

«Культ мгновения» в лирике поэта. .Яркость и осязаемость пейзаж, гармоничность слияния человека и природы.

1

Любовная лирика А.А. Фета.  Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

1

20.01

24.01

31.01

31.01

Р/Р: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева и/или А.А. Фета

1

Творчество Н.С. Лескова. «Монографии» народных типов в творчестве Н. Лескова.

3

1

Литературный сказ. Жанр путешествия

27.01

27.01

31.01

7.02

Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести «Очарованный странник» («очарованность», богатырство, духовная восприимчивость, святость и греховность, наивность и душевная глубина)

1

ВН. ЧТ.: Язык и стиль лесковского сказа («Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда»). ПР/Р: Письменная работа по произведениям Н.С. Лескова

0,5

0,5

31.01

3.02

7.02

7.02

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество.

5

1

Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатирическая сказка

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

1

3.02

7.02

14.02

14.02

Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Групповая работа.

1

Внеклассное чтение. Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

1

10.02

10.02

14.02

21.02

Р/Р: Сочинение по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина /письменная работа по творчеству писателя

1

Лирика А. К. Толстого.  Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого.

2

1

Лирика позднего романтизма. Историческая песня

14.02

17.02

21.02

21.02

Жанрово-тематическое многообразие лирических мотивов в поэзии А.К. Толстого

1

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

14

1

Роман-эпопея. «Диалектика души». Историософская концепция

17.02

21.02

28.02

28.02

Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. Сообщения учащихся

1

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

1

28.02

3.03

28.02

7.03

Художественно-философское осмысление сущности войны в романе.

1

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

3.03

7.03

7.03

7.03

Этапы духовного самосовершенствования героев, сложность и противоречивость жизненного пути.  Семинар.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе. Семья Ростовых и семья Болконских; семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины).

1

10.03

10.03

14.03

14.03

Женские образы в романе «Война и мир». Черты нравственного идеала автора а образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

1

«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.

1

14.03

17.03

14.03

21.03

Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. ПР/Р: Ответ на проблемный вопрос

0,5

0,5

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона

1

17.03

21.03

21.03

21.03

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и  мир».

1

Р/Р:  Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

1

24.03

4.04

Р/Р: Анализ эпизода из романа «Война и мир».

1

24.03

4.04

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. Лекция

10

1

Полифония (многоголосие). Герой-идея. Тема «двойничества»

4.04

7.04

4.04

11.04

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского. Семинар

1

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

1

7.04

11.04

11.04

11.04

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

1

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

1

14.04

14.04

18.04

18.04

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

1

«Двойники» Раскольникова

1

18.04

21.04

18.04

25.04

ПР/Р: Письменная работа по проблематике урока.

1

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

1

21.04

25.04

25.04

25.04

Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в романе.

ПР/Р: Домашняя контрольная работа по роману.

1

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов.

8

1

Лирическая комедия.
«Бессюжетное»
действие. Подтекст.
Символическая
деталь

28.04

28.04

2.05

2.05

 Образ «футлярных» людей в чеховских рассказах. («Человек в футляре», «Крыжовник»)

1

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. ПР/Р: Письменная работа по теме урока.

0,5

0,5

2.05

5.05

2.05

16.05

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

1

Особенности драматургии А.П. Чехова. Новаторство Чехова-драматурга

1

5.05

12.05

16.05

16.05

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Лирическое и драматическое начала в пьесе.

1

Образы героев пьесы. Работа в группах.

1

12.05

16.05

23.05

23.05

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Р/Р: Ответ на проблемный вопрос.

0,5

0,5

Зачетная работа по курсу литературы.

2

2

19.05

19.05

23.05

Резервные уроки

6

23.05

26.05

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...