Как помочь детям написать сочинение по картине (неметодические замечания)
консультация по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Молоснова Екатерина Николаевна

В статье рассматриваются психологические аспекты общения с классом для подготовки к написанию сочинения по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  № 2 СЛУШАТЕЛЯ  КУРСА   РЯ7-1 МОЛОСНОВОЙ  ЕКАТЕРИНЫ  НИКОЛАЕВНЫ

«А я делаю так…»

Очень люблю проводить  уроки обучению сочинению по картине. Любое сочинение – это прежде всего творчество. Творчеству нельзя научить, но можно научиться. Задача такого урока – показать, что работа  над     сочинением – интересное, увлекательное  занятие, маленькая научная работа. А учитель на уроке – организатор, помощник и СОтрудник. Считаю, что надо научить ребенка не только рассматривать картину, но и видеть мельчайшие детали.

Проводя работу по сбору материала к сочинению, ставлю задачу: внимательно рассмотрите картину, станьте её частью, представьте, что вы находитесь рядом с героем картины, с предметами, которые изображены на ней, постарайтесь услышать звуки, уловить ароматы и опишите свои ощущения. Это необходимо для того чтобы сочинение по картине не стало обыкновенным перечислением того, что находится на первом плане, справа и слева. Затем рекомендую детям развернуть сюжет. Хоть незатейливый, крошечный, а он всегда найдётся, даже если это пейзаж.  Для этого задаю вопрос: что произошло до момента, изображённого на полотне, что происходит сейчас. Затем собираем материал для работы. Чтобы избежать вечных вопросов: а как начать, напоминаю, что можно использовать назывные  предложения. Работая над содержательной частью, добиваюсь того, чтобы на уроке «собрать» предложения из множества вариантов, предлагаемых детьми. Поскольку в 5-6 классах дети имеют небольшой опыт в работе над сочинением по картине, то, сосредоточившись на определённой детали полотна, для построения предложения даю начало фразы. Тут же появляется несколько вариантов её окончания. Остается записать наиболее удачные выражения и отрывки.  План записываем только по окончании сбора материала, когда станет ясно «о чём писать»; дети сами предлагают формулировку пунктов плана или тезисы (в зависимости от поставленной задачи). Так проще ещё раз «пробежаться» по всему сочинению и вспомнить наиболее удачные моменты.

К примеру, по этому шаблону проводилась работа в 5-м классе, в 6-м классе по картинам Герасимова «После дождя», Крымова «Зимний вечер», Яблонской «Утро».

И последнее: готовясь к подобным урокам, пишу сама 1-2 варианта сочинения, чтобы знать, что должно получиться в результате . На уроке, как правило, получается 3-й.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)

Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Как написать сочинение по картине (пейзаж).

Презентация создана в помощь учащимся 5 - 6 классов....

Презентация к уроку обучающего сочинения по картине "Дети" Н.П. Богданова-Бельского

Презентация к уроку обучающего сочинения по картине "Дети" Н.П. Богданова-Бельского для 5 класса...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...

Сочинение по картине Маковского "Дети, бегущие от грозы"

Сочинение по картине Маковского "Дети, бегущие от грозы"...