Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Шуаева Елена Викторовна

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:

1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса не только искусству языка, но и изобразительному искусству, к литературе как к учебному предмету. Данная форма урока развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность студентов. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции;

2) описание картины в форме частично-поисковой деятельности,  работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному созданию текста описания, активному поиску ответа на отдельные вопросы, помогает понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЦМК ОГСЭ ДИСЦИПЛИН

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине «Русский язык»

Подготовка к сочинению-описанию картины по теме: «Картина П.М. Гречишкина, которая произвела наибольшее впечатление"» (Посещение картинной галереи)

Разработана преподавателем

ЦМК ОГСЭ дисциплин

Шуаевой Е.В.

Одобрено на заседании ЦМК

«____» _________2021

Протокол №___

Председатель ЦМК Мирзоян Е.В.

Ставрополь 2022

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………..

3

  1. Ход занятий…………………………………………………….

5

  1. Контрольные вопросы, задания……………………………….

8

  1. Список литературы…………………………………………….

9

5.  Приложения…………………………………………………….

10

  1. Пояснительная записка

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:

1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса не только искусству языка, но и изобразительному искусству, к литературе как к учебному предмету. Данная форма урока развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность студентов. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции;

2) описание картины в форме частично-поисковой деятельности,  работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному созданию текста описания, активному поиску ответа на отдельные вопросы, помогает понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.

Цель 1.  учебная – познакомить студентов  с историей создания и экспозициями  галереи П.М. Гречишкина; сформировать представление об уникальность, которая  заключается в том, что галерея является дарственной. 167 картин - пейзажей передано художником П. М. Гречишкиным в дар г. Ставрополю, ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон активизировать лексику по теме: «Описание картины».

 воспитательная – воспитать чувство гордости за российскую художественную культуру; сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы

развивающая – развивать интерес учащихся к изобразительному искусству; развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать, сравнивать

Тип урока: 

 Интегрированный  урок

Оборудование:

-  презентация Power Point;

- раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста, разноуровневые задания).

Методы и приемы:

  • частично-поисковый;
  • словесный;
  • практический;

наглядный

Проблемный вопрос: "В чем своеобразие творчества П.М. Гречишкина"

Повторение:

Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста;  

  1. Ход занятия
  1. Вступление

А) Слово учителя. Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника П.М. Гречишкина. То есть вы будете только одну картину,   которая произвела на вас  наибольшее впечатление. Наша задача - познакомиться  с особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине.

Б) Актуализация знаний.  Почему вы выбрали именно эту картину? Что особенного в ней? Какие краски использованы на полотне?  какое настроение создает картина?  

(Слайд№1)

 В истории живописи

Павел Гречишкин, пожалуй – единственный пейзажист эпического склада на российском Юге. Его дар в избытке проявился в изучении и живописном воплощении разнообразных природных и ландшафтных форм родной земли – Ставрополья и гор Северного Кавказа. Его методом было живописное исследование природных видов; профессиональная этика состояла в отказе от соблазна фантазии и следовании правде.

Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 года в селе Татарка, что рядом со Ставрополем. Это центр Предкавказья, насчитывающий почти три тысячелетия истории: здесь есть следы присутствия скифов, сарматов, хазар и алан; археологи находят артефакты раннехристианской культуры.

Татарка располагается на склоне Южной гряды Ставропольской возвышенности. К востоку – гора Стрижамент, с которой «открывается огромная панорама просторов, начиная со снежных вершин Главного Кавказского хребта, гор-лакколитов Пятигорья и кончая обширной долиной Кубани, испещрённой лентой пойменных лесов и дорог, каналов, залитых водой рисовых полей». Над всем этим – высокий купол неба с архитектурой облаков, сияющих в перспективе солнечных лучей, а ночью – мириады светил и росчерки звездопадов.

Картины живой природы исподволь формировали миросозерцание даровитого мальчика, воспитывали возвышенное поэтическое чувство. Достоевский говорил устами кроткого Алёши Карамазова: «Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома».

(Слайд№2,3)

Работа с текстом

«Крестный отец Кручинкин подарил мне масляные краски. Я начал рисовать на белой бумаге. Отец из уха кабана вытаскивал щетинки, паял трубку и делал кисточки. Рисовал я лес, до того копировал “Ночь в Альпах”. Я стал разводить краски на керосине, ходил весь замазанный» .

В семье жил какой-то интерес к художеству, не зря же художник вспоминал о репродукциях картин у отца, которыми были завешаны стены комнаты, да и на занятия мальчика рисованием домашние смотрели благосклонно и поощряли их. Павел Моисеевич вспоминал уже на исходе своей жизни, как перед войной написал портрет бабушки.

Журналист так описал это бесценное свидетельство: «Павел Моисеевич поднимается и идет вглубь мастерской. Сняв со стены небольшую картину, он долго смотрит на неё. В его взгляде какая-то особая теплота. Он трогает рамку и гладит руками полотно.

— Вот она, моя родная. У нас в селе была копань – яма с водой, где целый год отмачивалась собранная конопля. Потом мы её трепали и мяли. Бабушка была пряха, она сделала нити из этой конопли и за зиму выткала мне полтора метра холста. Я загрунтовал его и на этом самом холсте с натуры написал свою бабушку»

Сергей Белоконь.

(Слайд№4)

1. Прочитайте текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Прочитайте текст выразительно.

3. О чем этот текст? Какова его тема?

4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?

5. Как можно озаглавить текст?

6. Какую особенность Гречишкина-живописца отмечает автор?

7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне?

8. К какому типу речи относится данный текст?

9. В каком стиле он написан? Почему?

10. Языковые средства, помогающие создать образ художника в тексте:

Определите, какая часть речи преобладает в тексте?

  1. Работа с картинами

1. Рассматривание картин.

Тематические группы (Слайд№5)

2. Индивидуальное задание студентов

- Кавказ в изображении П.М. Гречишкина, особенности. (Анализ одной из картин) (Слайд№6,7)

- Озеро Байкал в изображении П.М. Гречишкина, особенности. (Анализ одной из картин) (Слайд№ 8,9)

- Центральная часть России, Сибирь в изображении П.М. Гречишкина, особенности. (Анализ одной из картин) (Слайд№10-11)

- Заграничные поездки П.М. Гречишкина, особенности картин. (Анализ одной из картин) (Слайд№ 12-14)

3. Работа по карточкам

- Композиция картины (Слайд№15,16) Что мы видим в центре картины? В чем особенность построения картины, ее композиции?  

- Детали картины (Слайд№17,18) Опишите детали картины (небо, деревья, тени и т. д)

- Палитра художника. (Слайд№ 19,20) Какие цвета использовал Гречишкин для описания зимнего вечера?

4. Работа над общим восприятием картины 

Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

5. Обобщение.

Он, наверное, охватил бы весь мир познанием своего художества, да человеку положены пределы земного бытия. Павел Моисеевич Гречишкин ушел из жизни 26 июня 2009 года в возрасте 87 лет.

Родина возблагодарила своего героя. Павел Моисеевич – помимо воинских наград – был награжден орденами мирного времени, имел звание заслуженного художника России (1980), он – Герой Ставропольского края, Почетный житель города Ставрополя, которому подарил большую коллекцию своих произведений.

Ещё при жизни открылась галерея его имени, в которой сегодня хранится почти пятьсот произведений. Картины художника – визитная карточка края; одна из них представительствует в кабинете ставропольского губернатора, а кроме того – во многих сельских Домах культуры, в ставропольских музеях изоискусств и краеведения, галереях и частных собраниях 40 стран мира.

По словам самого художника, все его произведения, будучи выставлены в ряд, протянулись бы на 17 километров. П.М. Гречишкин – самый известный и самый любимый художник на своей родине среди «простых» ставропольцев.

Народный художник России Корюн Казанчан не раз говорил: «Ребята! Вот все мы умрем. Нас не будет, о нас забудут, а имя Павла Гречишкина останется!»  Однажды Павел Моисеевич пришел на почту и работница, раскрыв паспорт, спросила его смущению: «Вы – тот самый Гречишкин?» (Слайд№ 21-23)

Контрольные вопросы, задания

  1. Составить план, используя данные вопросы
  • С чего бы вы начали описание картины?
  • О чем бы обязательно написали?
  • Чем бы закончили сочинение?

2.  Примерный план

1. П.М. Гречишкин – художник-пейзажист.

2. Картина, которая произвела наибольшее впечатление

а) Почему я выбрал эту картину?

Б) Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

В) Палитра художника.

3.  Какие чувства и мысли вызывает пейзаж. (Слайд№24)

 

  1. Задание 

Написать сочинение-описание картины  по теме: «Картина П.М. Гречишкина, которая произвела наибольшее впечатление» (Слайд№ 25)

Список литературы

  1. Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении русскому языку// Русский язык в школе, 2020, №6.
  2. Горчак А.Н. Картина как средство развития речи – М.-Л.: Просвещение, 1965
  3. Капинос В.И. Система обучения сочинениям на уроках русского языка М.: Просвещение, 2018 г
  4. Литвинов В.В. Сочинение в старших классах средней школы – М.: Просвещение, 1965
  5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка – М.: Высшая школа, 2021г.
  6. Сергеева Н.Н. Работа по картине с точки зрения современных представлений о типах речи// Русский язык в школе, 2019. № 6
  7. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. – М.: Флинта, 2020
  8. Энциклопедия русской живописи/ Под ред. Т.В.Калашниковой. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002.

Приложение

Тезаурус

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Интерьер  внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Идея, основная мысль – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Жанр (от франц. – род, вид, тип, манера)  вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Описание  смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План  это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Пейзаж (от франц. pays страна, местность)  изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении.

Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый)  слова, тождественные или близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, стилистической окраской.

Сюжет в произведении изобразительного искусства ‒ предмет изображения. Сюжет  основа формы произведения.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение)  это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Сочинение-описание внешности человека по картине

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины "Охотники на привале", вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-описания помещения горницы старинной северной избы" разработана в 2022 г. для открытого урока...