"Путешествие по Васюткиным тропинкам" (урок-игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Белова Татьяна Юрьевна

План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (ФГОС). Урок обобщения, систематизации изученного материала, проводится в форме игры-состязания между двумя командами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

  Путешествие по Васюткиным тропинкам

Цель:    Пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; развивать творческие способности учащихся, универсальные учебные действия.

Задачи:

  1. Учить вдумчиво и внимательно читать текст, определять идею рассказа.
  2. Воспитывать любовь к родному краю, к природе и языку.
  3. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности.
  4. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • Уметь понимать тему, идею литературного произведения;
  • Уметь пересказывать фрагменты текста, отвечать на вопросы.

Метапредметные:

  • Смысловое чтение;
  • Уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
  • Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом.

Личностные:

  • Развитие интеллектуальных творческих способностей учащихся;
  • Обогащение словарного  запаса для свободного выражения чувств и мыслей в процессе речевого общения.

Оформление урока:

  1. Презентация
  2. Текст рассказа «Васюткино озеро».

Форма урока: работа в командах («Таежники», «Следопыты»): работа в парах («Литературоведы», «Биологи», «Географы», «Исследователи»).

1. Орг. момент. Мотивация к деятельности.

Слайд 2

На слайде предложения:

…от затесей далеко не отходи – сгинешь.

…идешь в лес – бери еду, бери спички.

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.

Из какого произведения эти предложения.? Каков их смысл? (это заповеди, по которым учили жить Васютку родители)

 Слайд 3

      Правильно,  ребята! Именно об этом  рассказе  известного во всем мире сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева мы будем сегодня говорить.  В.П.Астафьев имеет две государственные премии СССР и 3 государственные премии России.

Слайд 4

                                                                                                                 

   Урок-игра    по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»

   Путешествие по Васюткиным тропинкам                                                                                            

ПРИРОДА – НЕ ТОЛЬКО

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, ОНА

И  ВОСПИТАТЕЛЬ  ДУШИ.

В.П.АСТАФЬЕВ

Как эти слова связаны с рассказом «Васюткино озеро»?

Вывод:

           Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

Тайга закаляет характер героя, заставляет его переосмыслить свое отношение к родным, к людям

 Слайд 5,6

 Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы к нашему уроку. О чем вы могли бы порассуждать.

Слайд 7-9

     Русский художник Василий Иванович Суриков тоже родился в Красноярске. Он изображал сибирскую природу на своих полотнах, посвятил изображению природы многочисленные этюды, карандашные наброски и рисунки. Художник стремился воссоздать на своих картинах образ родной для него сибирской реки. «Сибирь под Енисеем – страна, полная большой и своеобразной красоты. На сотни верст девственный бор тайги с ее диким зверьем. Таинственные тропинки вьются тайгою  десятками верст и вдруг приводят куда-нибудь в болотную трясину или же в дебри скалистых гор…»

      Рассматриваем с детьми репродукции картин Сурикова «Енисей», « Енисей у Красноярска». Учитель комментирует: «Енисей – могучий , неистовый богатырь, катит свои невысокие валы вдаль, кажется, тесно ему в своих берегах».

Слайд 10

    Прочитайте описание тайги и Енисея в рассказе В.П.Астафьева. подумайте, что объединяет произведения художника и писателя?

           (Объединяющее начало-ощущение величия картины природы и в то же время неведомой опасности, притаившейся рядом).

         Ребята, мы совершим путешествие в мир, созданный воображением писателя, обобщим все, что узнали, каждый  из Вас определит, насколько он хорошо знает текст и героев рассказа.

         В  путешествие  по тропинкам Васютки  отправятся две команды:

« Таежники» и «Следопыты», оценивать ваши старания будет жюри. Капитаны, получите маршрутные листы, в них вы будете ставить баллы, полученные командой. В конце путешествия определим команду-победителя. В путь!

     Васютка обладал большим багажом знаний. Проверим, каким багажом знаний обладаете вы.

1  Блиц-турнир «Ромашка» : на лепестках вопросы ромашки вопросы, на которые надо отвечать коротко, быстро, четко и правильно.

  1.   Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
  2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?
  3. Что предвещает вечером смену погоды?
  4. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
  5. Почему у бригады рыбаков, по мнению дедушки Афанасия, рыба не ловилась?
  6. Что у Васютки было с собой, когда он заблудился?
  7. Кого испугался ночью в лесу Васютка?
  8. Как Васютка сумел заблудиться в лесу?
  9. Что сибирские охотники называли «драгоценным припасом»?
  10. Какой рацион питания был у Васютки, когда он блуждал по тайге?
  11. Кто доставил Васютку до родных мест?
  12. Какие чувства испытывает Васютка, когда  осознал, что заблудился?

Ответы:

    1.Голая сторона у ели-значит, в ту сторону север, где ветвей больше –юг

    2.Лиственный лес растет вдоль реки.

       3. Огненно-красный закат, кровянистое небо, середина озеро напоминает раскаленную сковородку ( ветер, дождь); звезды, месяц на небе: «Вызвездило- к холоду!»

4. Мешок завязать и повесить на сук.

5. Нету нам нынче фарту! Оскудел, батюшко Енисеюшко. Раньше жили, как бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время – ерши да пескари переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.

      6. Спички, краюшка хлеба, ружье.

7.Огромный пень-выворотень.

      8. Увидел глухаря, подстрелил его, побежал за раненой птицей, потеря затеси.

       9. Порох и дробь

10. Краюшка хлеба, подбитая дичь-глухарь, утки, кедровые орехи, ягода.

11. Старшина  рыбосборочного катера-бота «Игарец» дядя Коляда.

12.Сердце сжалось, на лбу выступила испарина, страх начал давить сильнее, увидел муху в паутине, оцепенение, отчаяние его охватило.

      Получают задания ", читают их, разрабатывают план действий и реализовывают его. (Задания в конвертах, дети работают в парах).

  1. Станция «Литературоведческая»

Определить, какие  художественные средства использует автор?

     Слайд 11-задания, 12-ответы.

  • 1. «Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать»
  • 2. « шум ветра в вершинах бородатых елей»
  • 3. «Тайга тянулась во все стороны, молчаливая, равнодушная»
  • 4. «Показался маленький, похожий на ноготок, месяц»
  • 5. «голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох»

  1. Станция «Биологическая»

 Слайд 13 –задание

Составьте связный текст:

1 команда: Расскажите, с какими животными, птицами и растениями встретился Васютка в тайге?

2. Команда: Какие реки и озера встретил Васютка, какая в них водится рыба?

 Слайд 14-20- животные, птицы, растения сибирской тайги, о которых рассказывали ребята.

  1. Станция « Географическая»

Ребята представляют схематично маршрут Васютки в соответствии с заданием:

Задание для 1 команды:

Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от избушки до ночевки на озере;

ОТВЕТ: Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере.

Задание для 2 команды:

 Составьте карту на листе ватмана, обозначив на ней какими-либо изображениями (рисунками) по эпизодам путешествие Васютки от пробуждения на озере до возвращения туда с отцом

Ответ:  Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес – выход к реке – дождь- ночевка под дождем - берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро.

  1. Станция «Театральная»

Слайд 21

Устное словесное рисование одного из эпизодов:

1. Охота на глухаря

2. Ночевка в лесу

3. Встреча с лесным озером

4. Наконец-то Енисей!

5. Васютка дома

Ребята, для подведения итогов путешествия сдайте маршрутные листы жюри.

Слайд 22 «Подумайте»

  1. В чем заключается главная мысль рассказа?
  2. Почему автор так назвал свой рассказ?
  3. Какие уроки дает природа герою и читателю?
  4. Чему научило вас это произведение?

На 3 вопрос отвечают исследователи.

Вывод: Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили  взрослые, назвав озеро Васюткиным. (Имя ласковое, доброе, чувствуется особое отношение автора к герою). Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым выйти из отчаяния.

    Васютка понял, что человек должен уметь ценить жизнь, родных и близких людей, быть настойчивым в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы. Автор показал, что необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край автор. Нужно изучать и знать природу, уметь ориентироваться, знать повадки животных.

        Мальчик сделал свое маленькое открытие, и писатель пишет, что на земле много еще не открытых мест, так что и у вас, ребята, есть возможность в жизни сделать важное открытие.

Слайд 23-25 – иллюстрации ребят к рассказу.

Слайд 26 - Рефлексия.

Слайд 27-домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему «Над чем заставил вас поразмышлять рассказ В.П.Астафьева?»

    Жюри объявляет итоги путешествия, определяет лучшую команду и вручает грамоту лучшему знатоку рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Приложение 1

Задание исследователям:

Какие уроки извлек Васютка из путешествия по тайге?

Уроки тайги

Подобрать цитаты

Примерные ответы:

Уроки тайги

Подобрать цитаты

Основательно готовиться к походу в  тайгу

«Таков старинный порядок :идешь в лес-бери еду,бери спички»

«Эх дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу!Что стоило горсточку в карман сыпануть»

Обозначать особыми приметами дорогу

«Наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди, собьют каблуками мох с валежин,притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка.»

Не тратить попусту порох и дробь

Трепет перед драгоценным «припасом» 9 так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков от роду»

Знать повадки зверей и птиц

Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка

Бережно относиться к тайге

Уметь развести огонь, приготовить пищу, устроиться на ночлег

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень.

Повесил его ( мешок) на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.

Не терять присутствия духа

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит», - вспомнились ему слова отца и дедушки. Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону темного предмета.

Знать таежные приметы

Почти голая сторона у ели- значит, в ту сторону север, а где ветвей больше-юг.

Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоемов.

Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах водится белая рыба, но озера эти должны быть проточными.

Если озеро проточное, из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею.

Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоеме.

Приложение 2

Станция « Биологическая»

Ответы: Такие обитатели сибирской тайги встречаются в тексте, дети должны их вставить в связный рассказ.

Птицы: 

  • кедровка-полезная птица, разносит по тайге семена кедра.
  • Глухарь
  • Утки                       На них  Васютка охотился.
  • Кулики
  • Куропатки
  • Черный дяте-желна
  • Синички

Животные:

  • Медведь-редкий житель
  • Рысь
  • Песцы
  • Дикий олень
  • белка

Растения:

  • кедр, кедровые орехи
  • мох
  • трава пучками
  • хвойные деревья: пихта, ели, кедр
  • березки, осины, черемуха, тальник (верба)
  • смородина

Как Васютка относится к обитателям леса?

Васютка наблюдает за повадками животных, знает, что кедровка-птица полезная, разносит семена кедра по тайге.

 У Васютки есть опыт охотника. Он охотится, чтобы прокормить семью, знпет, как охотиться на глухаря.

В то же время воспринимает животных как равных, сердится на кедровку, разговаривает с белкой.

Он хорошо знает жизнь лесных обитателей.

Река Енисей, батюшко, славный, хороший! У него даже дух захватило, так красива, широка, была его родная река.

Речка, вытекающая из озера

Проточное озеро,

Небольшое озеро, подернутое ряской, залив большого озера.

Ценные породы рыб:

  • омуль,
  • стерлядь,
  • осетр,
  • таймень,
  • налим

озерная рыба:

  • щука

сорога

омуль

белая рыба, речная:

пелядь,

чир,

сиг

ерши,

 пескари

Приложение 3

Маршрутный лист

Название станции

Кол-во баллов

1

Блиц-турнир «Ромашка»

2

«Литературоведческая»

3

«Биологическая»

4.

«Географическая»

5

«Театральная»   Словесное рисование.

6

«Исследовательская»

7

Дополнительные баллы:

Эмблемы команд.

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Деловая игра  состоит из отдельных  этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно...

Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"

Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера....

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")

Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро") в 5 классе...

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В РАССКАЗЕ ЯКУБА ЗАНКИЕВА «ЛЕБЯЖЬЕ ОЗЕРО»

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей изображения природы в рассказе Якуба Занкиева  «Лебяжье озеро». При анализе рассказа использовались проблемно-тематический, аналити...