Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Деловая игра  состоит из отдельных  этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.

Класс предварительно делится на две группы, каждая команда получает задание:
-подготовить презентацию по творчеству писателя,
-инсценировку эпизода из рассказа,
- составить цитатный пересказ текста.
-«познакомиться» с обитателями тайги и таежных рек

 За  каждый ответ выставляются баллы в оценочные листы. Игру проводит учитель. ( Материал  рассчитан на 2 урока).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_rasskazu.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе

                                           учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ №11»

                                                                                   Зотова Елена Анатольевна

 ( Деловая игра  состоит из отдельных  этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.)

    Класс предварительно делится на две группы, каждая команда получает задание:

-подготовить презентацию по творчеству писателя,

-инсценировку эпизода из рассказа,

- составить цитатный пересказ текста.

-«познакомиться» с обитателями тайги и таежных рек

 В жюри приглашаются учащиеся и учителя.   За  каждый ответ выставляются баллы в оценочные листы. Игру проводит учитель. ( Материал  рассчитан на 2 урока).

Тема:

Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» - энциклопедия жизни в тайге.

Черты характера главного героя. Автобиографическая основа рассказа.

Цель:

 развитие навыков самостоятельной работы с текстом;

усвоение содержания произведения путем выполнения предварительных заданий;

обучение анализу произведения;

народные традиции – ориентиры в жизни.

Оборудование:  портрет писателя, презентации учащихся, конверты с заданиями (картинки с изображением птиц, рыб, зверей), предметы (рюкзак, сумка, мешок, фотоаппарат, телефон, коробка спичек, зажигалка, свеча, фонарь, нож, вилка, лопата, куртка, шляпа, сапоги, зонтик, веревка, соль, хлеб, ружье, топор  и  т.д.)

Задания командам (даются предварительно):

- подготовить презентации  «Жизнь и творчество В.П. Астафьева»

-прочитать произведение

-составить композиционный план рассказа

-иллюстрации к рассказу

Эпиграф:

                                                                            С памятью – к памяти.

1.Тур 1. Презентации учащихся  «Жизнь и творчество В.П. Астафьева»

2.Работа с классом.  «Васюткино озеро» – автобиографическое произведение. История создания рассказа.

-Какое произведение называется автобиографическим?

- Чем отличается автобиографическое  произведение от других?

- Как создавался рассказ?

3.Тур 2. Краткий пересказ содержания произведения (по одному участнику из команды)

4.Тур 3. Портрет главного героя

( Работа с текстом: выбрать из текста предложения,  словосочетания для составления портрета и характеристики героя.  Сделайте выводы.  Работу могут выполнять команда или 2-3 учащихся из команды ).

  1. Бранился Васютка для  солидности.
  2. Похожий на коренастого, маленького мужичка.
  3. Сдвинул густые брови.
  4. -А ну подходи, не то садану картечью!
  5. От радости Васютка очумел.
  6. Маленьким – маленьким почувствовал себя Васютка
  7. И он стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников.
  8. Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таежника,  появилась и у Васютки.
  9. Осталось две спички, кончались и Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться…
  10. Мальчик брел, почти падая от усталости…
  11. Вцепившись в кепку зубами, навзрыд расплакался
  12. -Тьфу, нечистая сила. Привязалась как банный лист. А, к лешакам все! (и т. д.)

5.Беседа:

- Что помогло Васютке спастись?  (Знания о жизни тайги, умение рассуждать и искать выход из положения)

- Какими знаниями владел Васютка?  (Умел определить стороны света, найти в лесу реку, выбрать направление выхода из леса)

- Откуда берет он эти знания?  (Из рассказов взрослых, учителей, из книг,  из своего опыта)

6.Тур 4. Место действия  - тайга.

( задание для всей команды)

Создайте текст, используя  предложения, в который дается описание тайги.

Тайга…Тайга … Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая,  равнодушная. С высоты она кажется огромным темным море. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко – далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса... Лес в тайге  стоит неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где  виднеются хилые березки с редкими желтыми листьями…  Лесные тропинки узенькие, иные зарастают со временем…тропинки …

7. Тур 5. Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей.

- О каких законах тайги вы узнали из рассказа?

  1. Идешь в лес – бери еду и спички!
  2. Сделает человек зарубку на одном  дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За этим человеком пойдут другие люди.
  3. Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!
  4. …всякая таёжная дорога начинается с затесей.
  5. Ты от затесей  далеко не отходи — сгинешь.
  6. …чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка.
  7. кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
  8. Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг.
  9. Перво-наперво надо развести огонь.
  10. Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей.
  11. … лиственный лec обычно тянется по берегам реки
  12. Болота чаще всего бывают у берегов озёр.
  13. … трава растет обычно вблизи больших водоёмов
  14. …пока хватит терпения, не трогать хлеб, а питаться орехами, мясом, чем придётся.
  15. С огоньком всегда веселее, а в одиночестве — тем более.
  16. …поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:
  17. - Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?
  18. "Погасла звёздочка — значит, жизнь чья-то оборвалась"
  19. …если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею.
  20. Вызвездило — к холоду!
  21. Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!
  22. Мальчик знал эти фокусы тайги: гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

8.Тур 6. Животный и растительный мир тайги 

Командам предлагается список  животных, птиц, рыб, растений (или картинки с изображением животных, птиц, рыб, растений).

-Какие животные, птицы водятся в тайге?

-Какие рыбы водятся в таежных реках и озерах?

-Какие растения характерны для тайги?

животные

птицы

рыбы

растения

медведь

рысь

волк

лиса

заяц

лев

тигр

зубр

олень

косуля

сайгак

жираф

обезьяна

слон

пантера

леопард

лось

соболь

куница

белка

песцы

ворона

кедровка

воробей

утка

гусь

сорока

попугай

синица

ястреб

коршун

сойка

орел

тетерев

глухарь

куропатка

ласточка

чайка

гагара

лебедь

фламинго

цапля

аист

снегирь

кулик

желна

гагара

пичужка

акула

кит

карась

окунь

сиг

сельдь

карп

жерех

семга

омуль

вобла

плотва

ерш

лещ

кита

налим

щука

пескарь

стерлядь

осетр

таймень

пелядь

чир

сорога

ель

пихта

кедр

сосна

береза

липа

дуб

ольха

рябина

калина

черемуха

тополь

тальник

смородина

тутовник

яблоня

вишня

вяз

камыш

ракита

хлебное дерево

пальма

фикус

ива

осина

крапива

лиственница

9.Тур 7. Таежная кухня.

Рецепт приготовления птицы в тайге.

-Расскажите, чем питался мальчик в тайге.

- Какие рецепты вы можете предложить?

10.Тур 8. Отправляемся в тайгу

Командам предлагается набор предметов:

рюкзак, сумка, мешок, фотоаппарат, телефон, коробка спичек, зажигалка, свеча, фонарь, нож, вилка, лопата, куртка, шляпа, сапоги, зонтик, веревка, соль, хлеб, ружье, топор  и  т.д.

- Вы отправляетесь в лес. Что вы возьмете с собой и почему? Обоснуйте свой выбор.

(Участие принимает вся команда, один участник из команды обосновывает выбор предметов).

11.Выводы:

-Можно ли назвать произведение «Васюткино озеро» энциклопедией таежной жизни и почему?

-Что понравилось вам в Васютке? Чему бы вы хотели у него научиться?

12. Тур 9.Композиция рассказа

Экспозиция:

1.Рассуждения об озерах и их названиях.

2.Неудачные дни бригады Шадрина.

Завязка.

Поход Васютки в тайгу.

Развитие действий.

1.Потеря затесей.

2.Страх и отчаяние героя.

3.Действия по спасению.

4. Выход к реке.

Кульминация.

Появление бота и возвращение домой.

Развязка.

1. Васютка дома.

2. Путь к озеру и его освоение.

Эпилог.

Пятнышко на карте – «Васюткино оз.»

13. Тур 10 «Защита» иллюстраций  к рассказу.

Итоги

-

Приложение

Оценочный лист

1 команда

2 команда

Тур 1. Презентации учащихся  «Жизнь и творчество В.П. Астафьева»

Тур 1. Презентации учащихся  «Жизнь и творчество В.П. Астафьева»

оценка

Тур 2. Краткий пересказ содержания произведения (по одному участнику из команды)

Тур 2. Краткий пересказ содержания произведения (по одному участнику из команды)

оценка

оценка

Тур 3. Портрет главного героя

Тур 3. Портрет главного героя

оценка

оценка

Тур 4. Место действия  - тайга.

Тур 4. Место действия  - тайга.

оценка

оценка

Тур 5. Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей.

Тур 5. Законы тайги. Приметы, советы бывалых людей.

оценка

оценка

Тур 6. Животный и растительный мир тайги

Тур 6. Животный и растительный мир тайги

оценка

оценка

Тур 7. Таежная кухня.

Тур 7. Таежная кухня.

оценка

оценка

Тур 8. Отправляемся в тайгу

Тур 8. Отправляемся в тайгу

оценка

оценка

Тур 9.Композиция рассказа

Тур 9. Композиция рассказа

оценка

оценка

Тур 10. «Защита» иллюстраций  к рассказу.

Тур 10. «Защита» иллюстраций  к рассказу.

оценка

оценка

итоги

итоги

Мнение жюри

Мнение жюри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра " Озеро жизни" . ( проводится перед изучением темы " Гидросфера"

Подготовка к игре. В классе формируется 5 групп: 1) бизнесмены ; 2) представители жителей побережий озер; 3) активисты международных экологических организаций ; 4) журналисты ; 5) ученые - эксперты...

Деловые игры. Конспект урока:"Жизнь на Унылом озере".

Данная разработка относится к урокам, деловым играм. В ней помещены краткая аннотация уроков деловых игр, самоанализ таких уроков. Данный урок имеет экологическую направленность, относится к урокам пр...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".  На уроке предполагается  учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...

Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"

Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера....

"Путешествие по Васюткиным тропинкам" (урок-игра по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро" (ФГОС). Урок обобщения, систематизации изученного материала, проводится в форме игры-состязания между двумя команд...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...