Сценарий литературно-экологической композиции "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды"
материал по литературе (9 класс) на тему

Сидорова Татьяна Петровна

Сценарий, в основе которого метапредметные связи, составлен учителями биологии и литературы для учащихся разновозрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchaya_sreda._stsenariy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ   ЛИТЕРАТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

«ВСЕ МЕНЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЁ БОЛЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Авторы:  Волохова М. Л.

                  Сидорова Т. П.

В ЗАЛЕ СТЕНДЫ С ФОТОГРАФИЯМИ И ПЛАКАТАМИ ДЕТЕЙ, СТИХИ.

ВЕСЬ СЦЕНАРИЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ МУЗЫКАЛЬНЫМ ВИДЕОРЯДОМ.

На сцене постоянно присутствует ведущий.

ЧАСТЬ 1 « ЧТО ПРИРОДА ДАЛА ЧЕЛОВЕКУ»

Ведущий:

           Не то, что мните вы, природа:

           Не слепок, не бездушный лик -

           В ней есть душа, в ней есть свобода,

           В ней есть любовь, в ней есть язык…

ЗВУЧИТ НАЧАЛО 1 КОНЦЕРТА ЧАЙКОВСКОГО,

Участник читает стихотворение И. Никитина «Поле»:

Участник читает монолог собственного сочинения:

        Любите ли вы природу так, как люблю её я, как её нужно любить? До самого донца души, до трепета сердечного при виде первой маленькой зеленой травиночки после долгой зимней стужи. До перехватывающего дух волнения, когда вдруг среди городского шума пробьётся голос знакомой нам птицы. Этому голосу не помешает никакая машина, никакой строительный шум, потому что голос живой, потому что в нём ощущение счастья, потому что он дарит нам, измученным городом, радость и смысл бытия. И уже солнце светит ярче, греет теплее, небо голубеет на глазах. И уже кажется, что всё в этой жизни возможно.

        Если сильна такая птаха, то тебе стыдно быть слабым.

Звучит песня в исполнении А. Пугачевой «Этот мир»:

Участники  читают стихотворение Семена Кирсанова «Этот мир» и стихотворение Б. Пастернака «Тишина»

ВИДЕОРЯД: ПОЛЯ ОДУВАНЧИКОВ, ВАСИЛЬКОВ, РОМАШЕК И ДРУГИХ ПРОСТЫХ ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ НА ФОНЕ МУЗЫКИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО.

Участник читает стихотворение А.Прокофьева «Берёзка»

Ведущий:    

Хороша берёзка в любое время года! Она действительно  наша, русская, поэтому и даёт нам прежде всего ощущение Родины, весны, мая. Это уже бесценно и дорого.

Природа, надо сказать, даёт человеку много светлого: заряжает его жизненной энергией, творчеством, наполняет активностью, лечит душевные раны. И если продолжить разговор о деревьях, то дуб дает человеку осознание своих возможностей, стойкости, прочности, мудрости.

                           

УЧАСТНИК    ЧИТАЕТ ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА Л. Н.ТОЛСТОГО         «ВОЙНА И МИР»

         «…. На краю дороги стоял дуб. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

    Но уже через несколько дней «старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить было нельзя, что этот старик произвёл их».

 Участник читает стихотворение Н. Заболоцкого «Одинокий дуб»:

Ведущий:

А птицы дали человеку сопереживание   полёта. Раз птицы летают, то значит, летают и боги, и душа и мысль, и сам человек мог бы летать. Птицы дали нам радость жизни. Краски, пенье, движение, вдохновение. Они принесли мечту полёта, и его зримое ощущение.

Участник читает стихотворение Н. Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок»

Ведущий:

Посмотрите на эти краски, прислушайтесь к еле слышному шелесту крыльев, улыбнитесь этому чуду природы и поймите, что бабочки дали человеку желание быть лёгкими, воздушным, ярким, красивым, жизнерадостным….

Участник читает стихотворение А. Фета «Бабочка».

Ведущий:  

    Жужжат, жужжат жуки по всей планете; такие разные, такие серьезные, такие привлекательные. И как, должно быть, не станет хватать природному оркестру этих звуков, если вдруг жуки замолчат. Вы думаете: что может маленький жук дать большому человеку? А вот что: возможность почувствовать себя способным, самобытным, трудолюбивым.

Участник читает стихотворение Валентина Берестова «Жуки»

Ведущий:  

          Муравьиное братство – это о маленьких, шустрых, похожих на вечный двигатель насекомых, о тех, кто организовал союз самых трудолюбивых существ на земле.

О муравьях вспоминает Библия: «Подойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя, но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою»…

     Эти крохотные создания дали нам уроки братства, взаимопомощи, самоотверженности, когда один за всех и все за одного.

Участник читает стихотворение Татьяны Агибаловой «Муравейник»

Ведущий:    

Крутая холка, ясный полный взгляд,

сухие ноги, круглые копыта,

густые щётки, кожа как атлас,

а ноздри ветру широко открыты.

Грудь широка, а голова мала –

таким его природа создала.

Лошадь дала человеку образец гармонии, грации, достоинства, величия, выносливости.

Участник читает стихотворение Н.М. Языкова «Конь»

Ведущий:

О собаках можно рассказывать бесконечно. Они, как никто дали человеку пример преданности, мужества, верности бескорыстной и безграничной любви.

Участник читает стихотворение неизвестного автора:

Когда потреплют нас в житейской драке,

И кажется, напастям нет конца,

Зализывают раны нам собаки

И слёзы слизывают с нашего лица.

Так пусть же человек, венец творенья,

Каких бы в жизни не достиг вершин,

Склонил бы голову с любовью и почтеньем

К четвероногим врачевателям души.

Участник читает стихотворение неизвестного автора:

Полюбите собаку безродную,

Одинокую, беспородную.

Не беда, если шерсть вся в репьях –

Посмотрите на чувства в глазах…

Приглядитесь, как кожа дрожит,

Если ветер её не щадит.

Хвост опущен и спинка дугой…

Чей – то друг… Что случилось с тобой?

Сколько бед перенес и обид!

Но хозяин тобой всё ж забыт.

Так и ходит он бедный, всклокоченный,

Вечно голоден и озабоченный.

Приласкайте его, накормите,

Своё сердце ему подарите.

Не прогадаете, не ошибётесь,

Если другом своим назовёте.

Вы поймёте тогда, может быть,

Как умеют собаки любить!

ЧАСТЬ 2 КАК ЛЮДИ  «ОТБЛАГОДАРИЛИ» ПРИРОДУ

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ПЕСНИ «БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ» И КОЛОКОЛ

На фоне мелодии участник читает стихи «Реквием» собственного сочинения

Люди мира, на минуту встаньте.

Слушайте, слушайте - гудит всех сторон.

Это сотрясает всю планету

Труб завода похоронный стон.

Смог и дым плывут над всей землею,

И гудит взволнованно эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите жизнь, берегите мир.

Сотни тысяч белочек убитых,

Плач осиротевших оленят,

Миллионы птичьих гнезд разбитых

С нами говорят, в сердце к нам стучат.

Эти голоса, как звук набата,

Не услышать их совсем нельзя.

Много видов гибнет без возврата,

Их не возродит уже Земля.

 Ведущий:

 С появлением первого современного человека биосфера стала разрушаться, потому что получая из природной среды все жизненные ресурсы ( воду, воздух, пищу, энергию, строительные материалы и многое другое ), человек возвращает в биосферу бытовые и промышленные отходы, большая часть которых не в состоянии включиться в биологический круговорот. Происходит быстрое истощение природных ресурсов, вымирание многих видов живых организмов, загрязнение и отравление среды ядохимикатами, разрушение лесов, лугов, озёр, рек и болот.

По мнению биологов, мы живём в период страшного кризиса, когда вымирание живущих видов идет быстрее, чем возникновение новых.

          В настоящее время старые виды исчезают примерно в 10 тысяч раз быстрее, чем образуются новые. В общей сложности сегодня под угрозой исчезновения находятся 15 589 видов.

       За период с конца XVI века до наших дней на Земле исчезло 109 видов птиц по разным причинам: их  вытеснили с привычных мест обитания, лишили корма, истребили, а ещё огромное число млекопитающих, они тоже исчезли с лица Земли. Вы их больше не встретите.

Участники читают стихотворение Роберта Рождественского:

Участник читает отрывок из романа Чингиза Айтматова «Плаха».

Участник под гитару исполняет песню В. Клименкова «Волчонок»

Участник читает стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли»

 Хор  исполняет песню А. Пахмутовой «Раненая птица (Просьба)»

Участник читает стихотворение С. Куняева «Случай на шоссе»

Звучит песня в исполнении Е. Мартынова «Лебединая верность»

Участник читает отрывок из произведения Н. Сладкова:

    Каждую весну останавливаются на болотце для отдыха стаи уток и лебедей. Так было испокон веков, так есть и сейчас. И как бы хотелось, чтобы это осталось и в будущем.  Ведь нет больше на земле городов, где бы дикие лебеди встречались на конечной остановке трамвая. Да и на всей земле осталось лебедей не так-то уж много.

       Да и не в том только дело. Что может заменить зелёное болотце с лебедями?  Не павильон же смеха с кривым зеркалом или площадка для бега в мешках, которые тут хотят выстроить?

         На берегу – на краю земли! – можно сидеть часами.

Волны воды и ветра. То потянет теплом и водорослевой прелью, то пахнет пронзительной свежестью синей воды.  Блеклый, захламленный берег, унылая быль у ног и рядом – перед глазами! – синяя сказка с белыми льдинами и белыми птицами.

Участник читает стихотворение неизвестного автора:

Ах, лебеди, что за лебеди?!

Природы девственной каприз…

В белоснежном хрупком инее,

Взмах крыла. И неба высь.

Ах, крылья, что за крылья?!

Красоты невиданной печаль…

Облаков летящая идиллия…

Совершенств отточенная грань.

Ведущий:

Ученые подсчитали, что для современных видов птиц и млекопитающих продолжительность жизни стала в 100 – 1000 раз короче, чем для ископаемых форм. При нынешней скорости вымирания – 40 видов в день – потребуется всего около 16 тысяч лет, чтобы с лица Земли исчезло 96% всех современных видов. Задумайся!..  Их жизнь под угрозой!

Ученые полагают, что причиной нового вымирания видов является чрезмерная активность одного биологического вида – человека, который ежегодно увеличивается в численности на 100 миллионов индивидов, при этом занимая места обитания фауны и флоры.

Звучит песня группы «Крематорий» «Мусорный ветер»

Ведущий:

     У Земли, у Вселенной есть своя скорбь, своё горе. Они плачут без толку вырубленными лесами, обвалами берегов в переполненных слезами Земли водохранилищах, затопленными угодьями, лугами, переставшими лелеять на себе стада и служить человеку сенокосами, асфальтовыми дворами с вонючими баками, среди которых играют дети.

     Заволакивают Землю жёлтые «производственные» дымы, кислотные дожди, навеки скрывается все живое, занесённое в красные похоронные книги. Становится Земля жалкой «биосферой».

       Ищут нетронутые уголки Земли жалостливые живописцы. Но на смену им приходят более стойкие фотографы.

Там, где не выдерживают нервы художников, там выдерживают фотографы и их аппараты.

      Фотографы-обличители – наша совесть. И наши хирурги!

Участник читает стихи собственного сочинения:

От грязи отходов и мусора куч

Природе недолго еще протянуть.

А как же ей бедной, измученной быть,,

Ведь мусора кучу нельзя испарить.

Конечно, тут думать придется немало,

Задействовать химиков разных, бывалых,

Привлечь государство к вопросу намеренно,

Да и самим поднапрячься умеренно.

Но разве природа не стоит того?

Не заслужила она ничего?

Природе, наверное, всё же пора

Орден вручить,  как герою труда,

За долгую службу планете и нам,

Самонадеянным, глупым слепцам!

Не видим мы что ли ужасной картины?

Не слышим мы крика природы любимой?

Не чувствуем мы, хладнокровные твари,

Смертельной болезни природы на шаре.

Лечить нам придется немалое время,

Не раз мы почешем, задумавшись, темя.

А главное, сердце природы – больное,

Обижено нами и еле живое.

Нам долго придется еще умолять,

Простить нас, бездушных, и снова принять.

Все люди планеты должны понимать:

Природу нельзя оставлять погибать.

Не думайте, что это  только слова

Ведь это – призыв, и я не одна!

И если все вместе мы встанем стеной,

Природа оценит наш выигранный бой.

 Ведущий:

     Город на семи холмах, Москва была когда-то небольшим поселением на берегу реки. Местность возле русла реки была лесистой, берега – крутыми, вода – богата рыбой, да ещё какой!

     Белугой, стерлядью, осетром… в зелёных кущах водились рыси, лоси, олени, кабаны, соболь…

ЧАСТЬ  3  «О СЕТУНИ С ЛЮБОВЬЮ И ТРЕВОГОЙ»

 Ведущий:

     Всё это природное изобилие питала Москва-река, а помогала ей красавица Сетунь.  Сетунь – самый крупный правый приток Москвы-реки в черте города (длина реки – 38 км).

 Её главной отличительной особенностью является пока ещё сохранившаяся пойма, хотя она постоянно подвергается безжалостному влиянию человека, его беспощадному жестокому освоению её берегов.

Участник читает стихотворение собственного сочинения:

Взглянешь на Сетунь -  и сердце сожмется.

Ведущий:

В 1998 году постановлением правительства Москвы был образован природный заказник «Долина реки Сетунь»,  а с 2003 года он имеет статус государственного природоохранного учреждения и находится в ведении Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

Мы здесь живем и каждый день видим, что происходит на территории, которая считается особо охраняемой. Своими наблюдениями поделятся учащиеся нашей школы.

Участники читают стихи собственного сочинения:

Ведущий:

От многих рек в Москве остались только названия. Сетуни в какой-то степени повезло больше. И мы не хотим, чтобы её в будущем постигла та же судьба. Мы не должны забывать, что эти берега хранят память о древнем человеке, вятичах и кривичах, о московских князьях и митрополитах…  здесь пока можно послушать соловья и увидеть редкую лесную орхидею.

    Возвращая Сетуни её былую чистоту, живописные берега, многообразие растений и животных, мы прежде всего думаем о себе и обо всех москвичах.

Участник читает стихи собственного сочинения:

УЧАСТНИКИ КОНЦЕРТА ПОЮТ ПЕСНЮ НА МОТИВ ПЕСНИ П. КОГАНА «БРИГАНТИНА» (слова авторов сценария).

Надоело жить в помойной яме

И смотреть, как гибнет все вокруг.

Лучше встаньте тесно рядом с нами,

Те, кто знает, что природа – друг.

Те, кто верит, что в лучах рассвета

Расцветет вишневый сад весной,

Что подарит нам с тобою лето

Вкусный запах ягоды лесной.

Если любишь стрекозу в полете,

Обожаешь белку и бобра,

А еще – кленовый вертолетик,

Значит, ты желаешь им добра.

Если счастлив ты дождем умыться,

Пробежать по утренней росе.

То не раз ты сможешь удивиться,

Мир, узнав во всей его красе.

Участник читает стихи Е. Евтушенко:

Люди!

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

 Ведущий читает стихи С. Куняева:

Я прошу – прислушайся ко мне:

Участники исполняют песню Давида Тухманова  «Как прекрасен этот мир»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. «Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды». Проблемы экологии языком поэзии и живописи

Цель проекта: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, обо...

Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

АгитбригадаВсё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.Цель: Воспитание экологической культуры, способность воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько как дом....

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «ВСЕ МЕНЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЕ БОЛЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!»

Цель:формирование экологического сознания и развитие экологической культуры воспитанников.Задачи:- развивать познавательный интерес к миру природы;- формировать экологическое сознание и чувство уважен...

Внеклассное мероприятие "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!"

Цель мероприятия:-углубление экологических знаний обучающихся;-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за в...

Все меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды

Любите ли вы природу так, как люблю её я, как её нужно любить? До самого донца души, до трепета сердечного при виде первой маленькой зеленой травиночки после долгой зимней стужи. До перехватывающего д...

Сценарий Литературно - Экологического Форума СИНЯЯ ПТИЦА

Сценарий Литературного Форума для учеников начальной школы...

Лексический материал к учебному пособию К. А. Громова, С. А. Орлова, А. З. Манукова. «Тематические тренировочные задания . Английский язык. Разделы письмо и говорение . Урок 4: «Погодные условия. Природа и защита окружающей среды».

В данном разделе представлен лексический материал по теме «Погодные условия. Природа и защита окружающей среды». Ниже представлена ссылка на тренажер,где можно потренировать  данную л...