А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Галеева Марина Викторовна

Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обычным, детям было интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_tp_galeeva_marina_chistopol_soshno16.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Чистопольского муниципального района РТ

А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

6 глава.

Урок

 «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли». 

Учитель русского языка

 и литературы

Галеева М.В.

Чистополь 2017

А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

6 глава.

 «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли». 

Комбинированный урок

Цели урока

Разобраться в причинах событий, происходящих в данной главе романа (выявить повод и истинную причину состоявшейся дуэли между Онегиным и Ленским).

Показать важность эпизода в романе. (Осмыслить эпизод на более глубоком уровне. Проследить особенности личностного развития и жизненных исканий главных героев.)

Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям.( Вспомнить свод правил поведения на балу 19 века. Дать понятие «дуэльный кодекс»)

Продолжать фoрмировать умения:

- сoвершенствованиe навыков самoстоятeльной работы с инфoрмациeй из разных источников;

- воспринимать художественное произведение в соответствии с жизнью и культурой изучаемой эпохи;

- анализировать текст; работать с лексикой произведения;

- создавать устные монологические высказывания;

- обоснованно (с опорой на текст и документальные источники) высказывать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать, декламировать произведение.

Продолжать работу по воспитанию любви к классической литературе, формированию нравственных основ личности.

Оборудование: тексты романа, презентации, подготовленные учащимися, оборудование для просмотра презентаций, аудиозаписи арий из оперы «Евгений Онегин»

Эпиграф к уроку

Пистолетов пара,

Две пули – больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Гл. 5,XLV.

Ход урока

1.Слово учителя.

Эпигрaфом нашего урока будут слова, кoтoрыми заканчиваeтся 5 глава романа, но мы сначала рассмотрим эпиграф к 6-й главе. Эпиграф взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лaуры». Цитируя, Пушкин пропустил всего одну строфу, но смысл цитаты, естественно, изменился. У Петрарки: «Там, где дни тумaнны и кратки – прирожденный враг мира – рoдится нарoд, которому не бoльно умирaть».

То есть причинa отсутствия стрaха смерти – в генетической свирепости этого племени. С пропуском среднего стиха А.С.Пушкиным причину отсутствия страха смерти стало возможно увидеть в разочaрованнoсти и “преждевременнoй старости души” нового поколения.

2.Целеполагание.

Сегодня мы продолжая изучать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Как вы уже поняли из названия темы и эпиграфа: дуэль – тема урока.

Как вы думаете на какие вопросы, нам сегодня предстоит ответить в ходе урока?

Что послужило поводом для дуэли?

Почему она закончилась трагически?

Можно было бы обойтись без нее?

Кто Онегин – убийца?

Какова истинная причина дуэли?

Каковы её последствия?

Обращаю ещё раз внимание на тонкий психологизм А.С. Пушкина, мастерство автора в создании образов, выявлении истинных причин и мотивов поступков героев.

3 Актуализация прежних знаний. Беседа с классом.

О чем мы узнаем из 4 и 5 главы. С чего все началось? Причина событий 6 главы? 

Вспоминаем.

 -Какова причина появления Онегина на именинах?

(Все мысли, соображения обязательно подкрепляем выразительным чтением строф романа, чтобы текст А.С. Пушкина звучал подтверждением правильности выводов.)

Онегин скучает. После объяснения с Татьяной он не знает, чем себя занять.

XLIII

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой?

Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лед,

Того и жди, что упадет.

Сиди под кровлею пустынной,

Читай: вот Прадт, вот W. Scott.

Не хочешь? — поверяй расход,

Сердись иль пей, и вечер длинный

Кой-как пройдет, а завтра тож,

И славно зиму проведешь.

Автор с нескрываемой иронией описывает «развлечения», которые ждут зимой в деревне.

Поэтому герой искренне радуется визиту Ленского, который, будучи весь погружен в свои мечты о скорой свадьбе, приглашает Онегина на именины Татьяны к Лариным, сказав, что будут только свои. Онегин соглашается.

 - Как вы думаете: почему он хочет, чтобы Онегин поехал на именины?

Он влюблен, рассеян, счастлив и считает, что все могут быть так же счастливы, как и он.

ГЛ. 4

XLVIII

…Да вот... какой же я болван!

Ты к ним на той неделе зван.

 XLIX

«Я?» — Да, Татьяны именины

В субботу. Оленька и мать

Велели звать, и нет причины

Тебе на зов не приезжать. —

«Но куча будет там народу

И всякого такого сброду...»

— И, никого, уверен я!

Кто будет там? своя семья.

Поедем, сделай одолженье!

Ну, что ж? — «Согласен». — Как ты мил!

-Как действительно развиваются события?

На именинах Татьяны Онегин, увидев, что попал на «пир огромный»и смятение Татьяны, которая «приветствий двух друзей // Не слышит, слезы из очей// Хотят уж капать; уж готова// Бедняжка в обморок упасть», озлобился: ведь слезы влюбленной девушки могли нарушить его спокойствие. Гений Пушкина проявился в умении передать психологическое состояние героев не через слова, а через жесты, угадывание одними героями состояние других по этим невербальным сигналам и совершенного непонимания этих сигналов другими персонажами.

ГЛ.5 XXXI

Траги-нервичсских явлений,

Девичьих обмороков, слез

Давно терпеть не мог Евгений:

Довольно их он перенес.

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит. Но девы томной

Заметя трепетный порыв,

С досады взоры опустив,

Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Мы видим, что герой озабочен только своими чувствами. Перед нами эгоистичный человек. Думаю, что слова из 4 главы смело можно отнести к Онегину

LI

Но жалок тот, кто все предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит,

Чье сердце опыт остудил

И забываться запретил!

Следует вспомнить и свод правил поведения на балу, существовавший в 19 веке, что «неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд». 

XLI

…К минуте мщенья приближаясь,

Онегин, втайне усмехаясь,

Подходит к Ольге. Быстро с ней

Вертится около гостей,

Потом на стул ее сажает,

Заводит речь о том о сем;

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает;

Все в изумленье. Ленский сам

Не верит собственным глазам.

XLIV

Буянов, братец мой задорный,

К герою нашему подвел

Татьяну с Ольгою; проворно

Онегин с Ольгою пошел;

Ведет ее, скользя небрежно,

И, наклонясь, ей шепчет нежно

Какой-то пошлый мадригал,

И руку жмет — и запылал

В ее лице самолюбивом

Румянец ярче. Ленский мой

Все видел: вспыхнул, сам не свой;

В негодовании ревнивом

Поэт конца мазурки ждет

И в котильон ее зовет. (Котильон —старинный танец, которым заканчивался бал.)

XLV

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?

Да Ольга слово уж дала

Онегину. О боже, боже!

Что слышит он? Она могла...

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Не в силах Ленский снесть удара;

Проказы женские кляня,

Выходит, требует коня

И скачет. Пистолетов пара,

Две пули — больше ничего —

Вдруг разрешат судьбу его.

Онегин в нарушение правил приличия танцевал с Ольгой целый вечер, тем самым вызвав ревность Ленского, который счел себя преданным и оскорбленным.

Следует обратить внимание, что свод правил поведения на балу нарушают и Онегин и «кокетка» Ольга, которая благосклонно, не желая замечать, как уязвлен ее жених, принимает ухаживания Евгения, не танцует с Ленским.

- В IV строфе 6 главы появляется новое лицо. Кто это?

IV

Вперед, вперед, моя исторья!

Лицо нас новое зовет.

В пяти верстах от Красногорья,

Деревни Ленского, живет

И здравствует еще доныне

В философической пустыне

Зарецкий

-Найдите, какую характеристику дает ему автор – повествователь? (Чтение текста)

Обращаю внимание учащихся. что все описание персонажа проникнуто нескрываемым сарказмом. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у А.С.Пушкина нет. (…И даже честный человек: //Так исправляется наш век!)

….

Умел он весело поспорить,

Остро и тупо отвечать,

Порой расчетливо смолчать,

Порой расчетливо повздорить,

Друзей поссорить молодых

И на барьер поставить их,

VII

Иль помириться их заставить,

Дабы позавтракать втроем,

И после тайно обесславить

Веселой шуткою, враньем.

VIII

Он был не глуп; и мой Евгений,

Не уважая сердца в нем,

Любил и дух его суждений,

И здравый толк о том о сем.

Он с удовольствием, бывало,

Видался с ним, и так нимало

Поутру не был удивлен,

Когда его увидел он.

Тот после первого привета,

Прервав начатый разговор,

Онегину, осклабя взор,

Вручил записку от поэта. 

К окну Онегин подошел

И про себя ее прочел.

IX

То был приятный, благородный,

Короткий вызов, иль картель:

Учтиво, с ясностью холодной

Звал друга Ленский на дуэль.

-Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников А.С,Пушкина.

Проверка домашнего задания: сообщение учащихся о том, что представлял собой дуэльный кодекс в XIX в. «Честь дороже жизни» (Презентации) 

Дуэльная лексика:

Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя.

Картель- письмо с вызовом на дуэль. Секундант- посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, её свидетель. Бретер- человек, готовый драться на дуэли по любому поводу, скандалист и забияка. Барьер- минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

Итак, Зареций, следуя дуэльному кодексу, - секундант. (Секундант выступал в двоякой роли: он обеспечивал организацию дуэли, отстаивая при этом интересы своего подопечного, и являлся свидетелем происходящего, который своей честью гарантировал, что всё делается в соответствии с традициями.)

-Расскажите, по каким правилам проходит дуэль между Онегиным и Ленским. Нарушаются ли правила дуэли? Кто и как их нарушает?

Мы видим с первых минут, что Зарецкий нарушает правила дуэли. Так как он их знает превосходно, то значит делает это намеренно Возможно, скучая так же, как Онегин. он рад любому случаю развлечься. Имея, глубокую характеристику Зарецкого, данную через восприятие Онегина, мы можем уверенно утверждать, что каждое действие новоявленного секунданта продумано и достигает той цели, которую он сам видит перед собой. Не случайно Онегин даже для того, чтобы прочитать послание, отвернувшись от Зарецкого, отходит к окну, читает «про себя». Но мы понимаем также, что Ленский будучи очень юным и неопытным в вопросах дуэли, неверно избрал себе секунданта, ибо секундант должен быть из господ «ничем не запятнавших свою честь», а Зарецкий уже прославился как «буян, //Картежной шайки атаман,// Глава повес, трибун трактирный», «льстивый голос света// В нем злую храбрость выхвалял://Он, правда, в туз из пистолета//В пяти саженях попадал,//… Он отличился, смело в грязь// С коня калмыцкого свалясь,// Как зюзя пьяный, и французам//Достался в плен…» 

Нарушения дуэльного кодекса.

Зарецкий обязан был

- предложить примирение при передаче вызова на дуэль (оскорбление, которое было нанесено Ленскому не считалось тяжким), но не сделал этого: «Зарецкий встал без объяснений;//Остаться доле не хотел,//Имея дома много дел,//И тотчас вышел…», так же, как и перед началом поединка,

- составить письменные условия, предоставить их Онегину и строго следить за их выполнением – не сделал этого,

- мог объявить Онегина не явившимся.( По прошествии 15 мин. «явившийся первым имел право покинуть место поединка, и его секунданты должны были составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника», «при этом опоздавший считался уклонившимся от дуэли, следовательно, обесчещенным»).

Вывод: Зарецкий ведет себя не как сторонник строгих правил дуэли, а как лицо, заинтересованное в максимально скандальном и шумном (т.е. кровавом) исходе.

И мы опять видим сарказм Пушкина в подведении итога характеристики того, кому Онегин и Ленский вверяют исход дуэли:

 В дуэлях классик и педант,

Любил методу он из чувства,

И человека растянуть

Он позволял не как-нибудь,

Но в строгих правилах искусства,

По всем преданьям старины

(Что похвалить мы в нем должны).

-Чем заняты мысли Онегина после вызова?

……..но Евгений

Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой.

X

И поделом: в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной,

Так подшутил вечор небрежно.

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится: в осьмнадцать лет

Оно простительно. Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

 -А Ленский действительно ли был решительно настроен на поединок? 

Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я». Дорога ему сейчас собственная жизнь сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно. Ленский переживает, Шиллера открыл, но не может не думать об Ольге, старательно гонит от себя мысль о гибели, пытаясь занять взволнованное сердце, пишет стихи.

Онегин тоже нарушает правила дуэли, чувствуя свою вину, а  возможно,  чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой не верит:

- выбирает в качестве секунданта слугу Гильо, и этот выбор должен был оскорбить Зарецкого, т.к. секунданты должны были быть социально равны, но Зарецкий лишь “закусывает губу” и ничего не говорит;

- опаздывает на час; См. выше

- заговаривает перед дуэлью с Ленским, что запрещено кодексом.

- Так почему же Онегин не отказывается от дуэли?

Вывод Против собственного желания становится марионеткой, навязываемых ему Зарецким и “общественным мнением» норм  достойного поведения в обществе, которое сам презирал, и ритуала дуэли. Боязнь быть смешным и сделаться предметом сплетен заставляет его стать убийцей:

он мыслит — в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов...»

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир! 

-Чем заканчивается дуэль? Кто-нибудь наказан?

XXXV

В тоске сердечных угрызений,

Рукою стиснув пистолет,

Глядит на Ленского Евгений.

«Ну, что ж? убит», — решил сосед.

Убит!.. Сим страшным восклицаньем

Сражен, Онегин с содроганьем

Отходит и людей зовет.

Зарецкий бережно кладет

На сани труп оледенелый;

Домой везет он страшный клад.

Зарецкий получает то, чего добивался: «Домой везет он страшный клад

Ленский убит, похоронен вне кладбища, так, как хоронили на Руси самоубийц. Онегина не постигло наказание.

4.Итог исследования.

-Так какова истинная причина дуэли? Каковы её последствия?

В 6 главе мы видим борьбу Онегина с искусственно принятыми светскими канонами. Он «мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь», но

становится убийцей друга:

 ..Увы, любовник молодой,

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой! 

- Какой комментарий этой ситуации дает автор? «Но дико светская вражда боится ложного стыда».

Таким образом, мы видим, что автор сам тонко чувствует движения души других людей и мастерски передает это через движения, жесты, манеру говорить и молчать героев.

-С помощью каких средства выразительности речи пишет автор о смерти Ленского? С какими чувствами? 

XXXI

На грудь кладет тихонько руку

И падает. Туманный взор

Изображает смерть, не муку.

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Спадает глыба снеговая.

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его ... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

XXXII

Недвижим он лежал, и странен

Был томный мир его чела.

Под грудь он был навылет ранен;

Дымясь из раны кровь текла.

Тому назад одно мгновенье

В сем сердце билось вдохновенье,

 Вражда, надежда и любовь,

Играла жизнь, кипела кровь, —

Теперь, как в доме опустелом,

Все в нем и тихо и темно;

Замолкло навсегда оно.

Закрыты ставни, окны мелом

Забелены. Хозяйки нет.

А где, бог весть. Пропал и след.

Предметное, подробное писание смерти Ленского а втор дает используя высокую лексику, развернутые сравнения, метафоры, характерные для поэзии романтизма, так любимой юным поэтом.

Пушкин с нескрываемым сожалением пишет о гибели юноши. Для поэта-гуманиста гибель человека - настоящая трагедия.

Значительность гибели Ленского подчеркивается и композицией произведения. 6 глава является кульминацией романа. Именно после дуэли совершается глубокий драматический перелом в  судьбах героев и даже тональности произведения. Онегин  осознает, что чувство превосходства, которым он так гордился оказалось мнимым. Пораженный этим выводом он пытается убежать от себя, отправляется путешествовать.

5. Домашнее задание(на выбор)

-Проанализировать строфы XXXIX и XXXVII (возможные пути жизни Ленского). Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему? Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов):

- 7 глава. Посещение дома Онегина Татьяной. Аналитическое чтение

-  Как изображена Москва в 7 гл. Сравнить ее с грибоедовской Москвой, изображенной в «Горе от ума».

Использованная литература.

Пушкин, А.С. «Избранные произведения. А.С.Пушкин»; [предисл. Б. Томашевского] ; примеч. «Лениздат»,1968

ru.wikipedia.org Дуэль— Википедия

ru.wikisource.orgwiki/Дуэльный_кодекс_В._Дурасова

liveinternet.ruusers/batashn/post137976613    19 век. Общие правила поведения на балу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...

Конспект урока А.С.Пушкин роман "Евгений Онегин"

Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему....

Творчество А. С. Пушкина. Роман "Евгений Онегин".

Сегодня на уроке мы поговорим о создании одного из самых известных проивездений Пушкина,а точнее,об романе "Евгений Онегин". Узнаем историю создания, особенности и важные детали произведения....

Путешествие по страницам любимого романа. (Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина)

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное изучению романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин", выстроено в форме соревнования между командами учащихся и их родителей....

Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и перевод романа на якутский язык.

Конспект  интегрированного урока (литература + родная литература)Класс: 9Цели урока: 1. Обобщить знания о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».2. Познакомить о значении Пушкина в...

А.С. Пушкин. Биография. Роман "Евгений Онегин"

Презентация к уроку в 9 классе по литературе....