Пояснительная записка к элективному курсу "Русская литература ХIХ века"
элективный курс по литературе (10 класс) по теме

Рассказова Татьяна Анатольевна

В пояснительной записке к элективному курсу "Русская литература ХIХ века" представлены цели и задачи курса, основные методики изучения курса, рекомендуемый объем знаний, формы подведения итогов и способы оценивания достижения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_elektivnomu_kursu.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО

русского языка и литературы

_______________

Протокол №______

от «____» _________20___г.

«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР

МБОУ «Лицей №159»

_________________

от «____» _________20___г.

«УТВЕРЖДЕНО» Руководитель МБОУ

«Лицей №159»

Загидуллина С.Х.

Приказ №______

от «____» _________20___г.

ПРОГРАММА

элективного курса

по литературе в 10 классе

Рассказовой Татьяны Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  № _______  от

«_____» _________20___ г.


Пояснительная записка

Элективный курс «Русская культура  ХIХ века» предназначен для преподавания в 10 классах общеобразовательной школы и охватывает художественную культуру России ХIХ века. Он формирует личность старшеклассника, его духовный мир, развивает чувство прекрасного,

Обращение к  ХIХ  веку не случайно. ХIХ век – век перелома, сложен как явление, противоречив. Он вместил в себя золотой век русской культуры, и в то же время он подготовил почву трагическим событиям ХХ века, имевшим влияние на всю мировую историю. ХIХ век  –  век  наивысшего расцвета дворянских усадеб, которые являлись средоточием самой культуры, и век их разорения и упадка; время дуэлей, когда дрались из-за пустяка, потому что это угрожало чести, и время, когда  дуэль специально вводилась властями, чтобы поднять этот самый дух чести; время великих творений, предназначенных для души и  духа, и столь же великих творений для комфорта человеческого тела. Культура и прогресс – два понятия, отметившие ХIХ век. И чтобы понять характер этого века, надо говорить о нем в двух направлениях. Поэтому, начиная курс лекций о культуре ХIХ века, с традиционных моментов объяснения целей и задач курса, мы на первом занятии останавливаемся на таких понятиях, как культура и цивилизация, их сущности, неразрывности, плавном перетекании одного в другое, отмечаем сходство и различие, опасность для культуры, заложенную в цивилизации.

Конечно, знакомство с русской культурой ХIХ века невозможно уложить в рамки 17 часов. Обширный материал требует намного больше времени. Поэтому мы останавливаемся на самых основных областях, сферах, понятиях, на основе которых и складывается представление о культуре ХIХ века.

Невозможно обойти вниманием такой уникальный феномен русской культуры ХIХ века, как дуэль - символ золотого века благородства и чести. Современному школьнику ничего или мало что говорит словосочетание «чувство чести» (point d honneur), описать или объяснить им, что честь дворянина ценилась выше самой жизни, довольно сложно –  слишком далеко от них отстоят эти времена, совсем иным ценностям подчинена их жизнь. Но сделать это необходимо, и даже не столько  для того, чтобы были понятнее страницы произведений классической литературы, сколько с целью восстановления связи времен, понимания духа русского человека, его истории. Поэтому при изучении данной темы на занятиях уместно обратиться и к художественной, и к мемуарной литературе, что позволит увидеть дуэль изнутри.

Вообще, изучая явления культуры  ХIХ века, эффективнее обратиться к имитационному моделированию, методу проектов, то есть к интерактивным методам работы: вжиться в роль, «примерить на себя».

Функция данного элективного курса: дополнить и углубить базовый предмет – русскую литературу. Элективный курс отвечает интересам учащихся, поступающих на факультеты гуманитарного профиля.

Цели курса:

  • Сформировать в сознании учащихся целостную художественную картину ХIХ века, рассмотрев все области культуры в их взаимосвязи: музыку, живопись, архитектуру, литературу, театр.
  • Развивать целостное, системное мышление, способное к диалектическому пониманию искусства и жизни, к восприятию мира во взаимосвязях, в единстве, в движении.

Задачи курса:

  • удовлетворить интересы учащихся в гуманитарной области знаний и подготовить к поступлению в высшие учебные заведения  гуманитарного профиля;
  • научить свободно владеть теоретическими понятиями, фактами из области культуры;
  • формировать умения и навыки комплексного осмысления знаний;
  • научить видеть проявления одного и того же явления в разных областях культурной жизни, сопоставлять, сравнивать;
  • приобщая к культурному наследию прошлого, вырабатывать чувство меры и вкуса, понимание истинных ценностей человеческой жизни и  деятельности;
  • давать оценку произведениям искусства  с точки зрения вечных ценностей;
  • совершенствовать речь учащихся.

Для успешной реализации педагогической задачи – повышения  уровня эмоциональной отзывчивости и творческой активности учащихся – предлагаются следующие типы уроков: урок-экскурсия, урок-исследование», урок-вернисаж, урок-представление, музыкальная гостиная, урок-панорама.

Основные приоритеты методики изучения элективного курса:

  • междисциплинарная интеграция: литература – музыка – архитектура – театр – живопись;
  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • применение интерактивных методов работы (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, метод проектов);
  • личностно-деятельностный подход и субъект-субъектный подход (большое внимание к личности учащегося, равноправное взаимодействие учителя и ученика).

Ведущее место в обучении отводится коллективным методам работы: творческая мастерская, драматизация, коллективная творческая работа, а также методам исследовательского и поискового характера.

Элективный курс « Русская культура ХIХ века» включает в себя следующие разделы:

  • введение;
  • быт русского дворянства;
  • образование в России ХIХ века;
  • театр ХIХ века;
  • живопись и архитектура  ХIХ века;
  • музыкальная жизнь ХIХ века.

Ожидаемый результат курса «Русская культура ХIХ века»

Учащиеся должны:

  • верно понимать значение курса в своем дальнейшем интеллектуальном развитии: знать основные термины, уметь применять их в своей речи, свободно владеть информацией, полученной на занятиях курса;
  • иметь глубокие и системные  знания о русской культуре ХIХ века, сведения о которой изначально учащиеся получали на таких предметах, как литература, история, музыка;
  • уметь оценивать явления культуры с точки зрения непреходящих ценностей.

Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся:

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может быть проведено в форме зачета по контрольным вопросам или творческой работы: реферат по заданной теме, мини-исследование, мультимедийная презентация.

С учетом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, можно использовать портфолио достижений учащегося.

Темы зачетных работ по программе элективного курса «Русская культура ХIХ века»:

Сценарии на темы

  1. «Дуэльный ритуал ХIХ века» (на основе художественных произведений)
  2. Музыкальный вечер в дворянской семье (с указанием периода ХIХ века)
  3. Вечер русского романса (по художественным и музыкальным произведениям ХIХ века)
  4. Вечер в Дворянском собрании (бальный ритуал ХIХ века).

Творческие работы на темы:

  1. Образ дома в русской живописи второй половины XIX века.
  2. особенности садово-паркового искусства ХIХ века.
  3. Русский романс в произведениях русских писателей ХIХ века
  4. Изображение охоты в произведениях русских писателей ХIХ века
  5. Быт русского купечества в картинах П. Федотова.
  6. Репертуарное своеобразие русской театральной жизни второй половины XIX века.
  7. Роль детали, вещи в портретах-картинах И. Крамского.
  8. Личность современника в портретном наследии И. Репина.

Работы прикладного характера:

  1. Создание моделей костюмов по одному из произведений русской классики (рисунки, одежда для кукол из картона).
  2. Эскизы декораций к драматическим произведениям М.Ю.Лермонтова, А.Н.Островского, А.П.Чехова.
  3. Куклы в костюме светской дамы или денди ХIХ века.
  4. Куклы в народном костюме ХIХ века.
  5. Веер светской дамы ХIХ века.
  6. Рисунки мебели ХIХ века с учетом сословных различий.
  7. Эскиз комнаты Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (герой художественного произведения на выбор учащегося).
  8. Эскизы женских украшений героинь художественных произведений ХIХ века (на выбор, с опорой на текст).
  9. Практическое пособие для дам в рисунках «Как использовать язык мушки».
  10. Девичий или женский альбом ХIХ века (бумажный вариант с записями, стихами, записочками и рисунками).

Рекомендуемый объём знаний

по элективному курсу «Русская культура ХIХ века»

Тема        Понятие о культуре. Культура и цивилизация. «Золотой век» русской культуры

Понятия: культура, цивилизация, диалог культур, духовность-комфорт, система жизненных ценностей

Произведения:

Ф.И.Тютчев «Наш век»;

Ф. М. Достоевский «Подросток»;

И. С. Тургенев «Гамлет и Дон-Кихот»;

Тема        Костюм нового времени

Понятия: одежда ампира, боливар, бидермайер, стиль рококо, кринолин, корсет, буржуазный и купеческий стили, «реформаторский мешок», визитка, смокинг

Произведения:

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»;

Л. Н. Толстой «Война и мир»;

И. С. Тургенев «Отцы и дети»;

А. П. Чехов Рассказы

Тема        Быт русской усадьбы ХIХ века

Понятия: садово-парковое искусство, усадьба, портик, флигель; бал, дуэль

Произведения:

романы И. С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»

Л. Н. Толстой «Война и мир», «После бала»

А. Бестужев-Марлинский Рассказы

Тема        Театральное искусство ХIХ века

Понятия: Большой театр, Малый театр, Александрийский театр и др. театры;  национальный театр, репертуар, премьера, бенефис, амплуа

Произведения:

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

И. С. Тургенев Пьесы

А. Н. Островский Пьесы

А. В. Сухово-Кобылин Пьесы

А. П. Чехов Пьесы

Тема        Развитие русской архитектуры

Понятия: историзм, урбанизм, национальное в архитектуре, ампир, монумент, эклектика

Произведения:

К. Тон «Храм Христа Спасителя» (Москва),

«Большой Кремлевский дворец» (Москва);

В. Шервуд «Исторический музей» (Москва);

А. Померанцев «Верхние торговые ряды» (Москва);

Д. Чичагов «Здание Московской городской Думы»;

А. Опекушин «Памятник А. С. Пушкину» (Москва)

Тема        Академизм и антиакадемизм в русской живописи. «Передвижники».

Понятия: общественно-типическое в живописи, «передвижники», художественная выставка художественная галерея

Произведения:

К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»;

А. Иванов «Явление Христа народу», «Аппиева дорога»;

В. Перов «Тройка», «Сельский ход на Пасху», «Портрет Ф. М. Достоевского», «Охотники на привале», «Чаепитие в Мытищах»;

И. Крамской «Христос в пустыне», «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет П. М. Третьякова»

Тема        Портрет в русской живописи

Понятия: цветовое решение портрета, композиция портрета, лаконизм, психологизм в портрете

Произведения: 

И. Н. Крамской «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет П. М. Третьякова»;

И. Е. Репин «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет П. М. Третьякова», «Портрет М. П. Мусоргского», «Портрет Н. И. Пирогова»

Тема        Пейзаж в русской живописи

Понятия: «психологический» пейзаж, «философский» пейзаж, маринизм национальный пейзаж, композиция пейзажа, психологизм пейзажа

Произведения: 

И. Левитан «Золотая осень», «Март», «Весна – большая вода», «Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем»;

И. Шишкин «Рожь», «В сосновом лесу»;

Ф. Васильев «Мокрый луг», «Оттепель»;

А. Куинджи «Березовая роща», «Ночь на Днепре»;

В. Поленов «Московский дворик»

И. Левитан «У омута», «Над вечным покоем»;

И. Шишкин «Рожь», «В сосновом лесу»;

Ф. Васильев «Мокрый луг»;

И. Айвазовский «Девятый вал», «Черное море»

Тема        Русский городской и профессиональный романс

Понятия: песня и романс, бытовой романс, профессиональный романс, гитара

Произведения:

М. Глинка «Я помню чудное мгновение» (сл. А. Пушкина), «Ночной смотр» (сл. В. Жуковского), «Попутная песня» (сл. Н. Кукольника);

А. Даргомыжский «И скучно, и грустно» (сл. М. Лермонтова), «Титулярный советник» (сл. П. Вайнберга);

Н. Римский-Корсаков «Пророк» (сл. А. Пушкина)

ПЕСНИ

«Вечерний звон»; «Вдоль по Питерской»; «Эй, ухнем»; «Степь да степь кругом»;

ГОРОДСКОЙ РОМАНС

П. Булахов «Гори, гори, моя звезда» (сл. В. Чуевского);

Е. Шашина «Выхожу один я на дорогу» (сл. М. Лермонтова);

В. Абаза «Утро туманное»

Тема        Разнообразие интересов композиторов «Могучей кучки»

Понятия: «Могучая кучка», музыкальная драма, домашнее музицирование, живопись и музыка (внешнее и внутреннее), саксофон

Произведения:

А. Бородин симфония № 2 (си-минор) «Богатырская», ч. 1

«Князь Игорь», хор «Солнцу красному слава!», ария Князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу»;

Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»: вступление к опере, каватина Берендея «Полна, полна чудес могучая природа», сцена таяния Снегурочки и заключительный хор, «Сказка о царе Салтане, полет шмеля; «Садко»: песня Варяжского гостя, песня Индейского гостя, песня Веденецкого гостя

Тематический план

Тематический план включает в себя основное содержание всех тем курса с указанием времени на их изучение. Курс рассчитан на 17 часов.

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Введение

1.

Понятие о культуре. Культура и цивилизация. «Золотой век» русской культуры.

1

Культура русского быта ХIХ века (6 часов)

2.

Дворянские гнезда. Быт русской усадьбы. Сады и парки

1

3.

Костюм Нового времени

1

4.

Светская жизнь и ее формы: балы, маскарады, парады.

1

5.

Жизнь на грани поединка. Русская дуэль.

1

6.

Две дуэли (по романам Л.Н.Толстого «Война и мир» и И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

1

7.

Русская охота

1

Образование в России (1 час)

8.

Сословный характер образования в России ХIХ века

1

Театральная жизнь России ХIХ века (2 часа)

9

Домашние (крепостные), публичные театры в России

1

10.

Профессиональный театр в России ХIХ века

1

Художественное искусство и архитектура ХIХ века (4 часа)

11.

«Музыка в камне» ХIХ века. Развитие русской архитектуры на примере Москвы и Петербурга.

1

12.

Академизм и антиакадемизм в русской живописи. Явление меценатства в России

1

13.

Портрет в русской живописи

1

14.

Пейзаж в русской живописи

1

Музыкальная жизнь ХIХ века (2 часа)

15.

Русский городской и профессиональный романс

16.

Разнообразие интересов композиторов «Могучей кучки»

1

Зачет по элективному курсу (1 час)

17.

Творческий марафон

1

Литература для учителя и учащихся

  1. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000.
  2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М. 1983.
  3. Беньяш Р. М. Катерина Семёнова. – Л.: Искусство, 1987. – 230 с.,64 ил., порт.
  4. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М., 1984
  5. Ефремова Л. А. Портрет в русской живописи. – М.: Олма-пресс Образование, 2004. – 96 с. - (Галерея мировой живописи).
  6. Иванова Ю. А., Казмирчук О. Ю., Кондратович Н. А., Корсунская Э. А. Жанровые сцены (1 часть). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. – 32 с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись).
  7. Иванова Ю. А., Кондратович Н. А. Жанровые сцены (2часть). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003. – 32 с.: ил. – (Детский музей. Русская живопись).
  8. Киреева Е.В. История костюма. М., 2003.
  9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994.
  10. Манин В. С. Иван Шишкин. – М.; Слово/SLOVO, 1997.- 96 с., ил. – (Картинная галерея).
  11. Мир русской усадьбы. Каталог. Л.-М. 1995.
  12. Низовский А. Ю. Усадьбы России. / А. Низовский. – М.: Вече, 2005. – 320 с.: ил. – (Наши традиции).
  13. Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. СПб., 1996.
  14. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Краткий очерк. М., 1993.
  15. Этюды об изобразительном искусстве: Книга для учащихся/ М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др.; Сост. Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по литературе

Характеристика учебного предмета ( виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий )...

Пояснительная записка к рабочей программе «Литература» 10 класс

Пояснительная записка к рабочей программе и тематическое планирование по литературе 10 класс по программе Г.С.Меркина...

Пояснительная записка к программе по литературе для 7 класса

Пояснительная записка содержит цели и задачи в обучении литературе, календарно-тематическое планирование, перечень учебников и медиаресурсов....

пояснительная записка к КТП 7 литература

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта 2010 года, Программы для общеобразовательных учреждений. Литератур...

Пояснительная записка к планированию по литературе 11 класс 102 часа

  Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией   Г.И.Бе...

Пояснительная записка к элективному курсу по истории "История в лицах. Россия XX век"

Рабочая программа предусматривает расширение знаний учащихся по предмету через изучение темы "Исторические личности и их роль в истории". Углубленное преподавание истории осуществляется с помощью след...