ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья по литературе на тему

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Л.А.Гуро

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия№1 им. Р.Фахретдина» г. Альметьевска Республики Татартсан

Литература на сегодняшний день – это не только и не столько учебный гуманитарный предмет. Это книга жизни. На уроках литературы формируется личностное отношение к прочитанному. Познание здесь происходит через переживание и проживание жизни вместе с литературным героем с учетом своего личного жизненного опыта. Из одного и того же художественного образа разные учащиеся “почерпывают” разные грани, аспекты, стороны. Ученик занимает позицию соавторства. При прочтении литературного произведения первоначально происходит понимание, а затем познание. Познание позволяет делать собственные выводы, прежде всего для самого себя. Здесь в подлинном смысле любить произведение, литературу означает знать ее.

На своих уроках применяю технологию творческого чтения, которая является одним из способов создания рефлексивно-познавательной среды на уроках литературы (художественное чтение, комментирование, беседа, постановка проблемы и творческого задания по жизненным наблюдениям). Результатом такой работы является детское сочинение, которое является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Это помогает учащимся создавать свои «шедевры» и достойно выступать со своими работами в творческих конкурсах различного уровня.

Также на уроках литературы использую интерактивные плакаты.

Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме.

 В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: 

• за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний; 

• за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации. 

Осваивая интерактивный плакат, я со своими учениками работала в известной популярной социальной сети  Глогстер (Glogster).

 Glogster - это социальная сеть, которая была запущена в 2007 году и  позволила пользователям создавать свободные интерактивные плакаты, или glogs. Глоги - это интерактивные мультимедийные изображения. Похожи на плакат, но читатели могут взаимодействовать с содержимым.  

Дети создавали глогстеры на писателей-юбиляров.

Например: http://zzetz.edu.glogster.com/vasily-shukshin,

http://zzetz.edu.glogster.com/vasily-shukshin-1140/

на героев произведений, например:

http://587241f240376587241f251c84.edu.glogster.com/books-that-changed-my-mind-58724e9256fe4/

http://fazullia025895ab3a010d7.edu.glogster.com/edit/sobakevichms

http://kharisov_rail58739f1837824.edu.glogster.com/blank-vertical-glog-5873be876baa9.

Интерактивные плакаты – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Новизна опыта использования заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий.

         Технология проблемно-ориентированного обучения является наиболее эффективным способом достижения целей, заложенных программой литературы в средней школе. На уроках литературы создаю проблемные ситуации, учащиеся активно самостоятельно решают их, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемные вопросы ставят учеников перед выбором, учат формировать собственное мнение, учат защищать его.

Продуктивно проходят уроки, в которых используется проблемно-ориентированные технологии.

Например, на итоговом уроке изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», проблема, вынесенная на урок (Если сегодня молодой человек будет следовать подобным теориям, к чему это может привести?), может решаться с помощью использования таблицы FILA. Международным стандартом является следующая таблица:

                Факты

Идеи, гипотезы

Обучающие

вопросы

План действий

Решая данную проблему, учащиеся пришли к выводу:

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой. Человек должен анализировать свои поступки, учиться на чужих ошибках, воспитывать, развиваться, знать моральные законы и следовать им. Чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное «я» человека.

Модель ФРЕЙЕР (Frayer Model) – обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).[1] 

Переделала данную структуру, чтобы учащимся было удобно собирать банк аргументов для написания сочинения  в формате ЕГЭ, и использую ее при изучении любого произведения по литературе.

Приведу пример.

На уроке внеклассного чтения в 10 классе по роману Ч.Т. Айтматова «Плаха» было дано задание: Составить Модель Фрейер по заданной проблеме (проблемы первоначально были найдены учащимися при анализе произведения): экологическая проблема, проблема наркомании, проблема вседозволенности, проблема совести, проблема добра и зла, проблема свободы и несвободы.

Учащиеся, используя специально приготовленные листы, выполнили следующую заготовку:

Далее работая в группах, учащиеся составили по своей проблеме Модель Фрейер. Затем каждая группа защищала свое «детище», остальные группы записывали в тетрадях. Таким образом, учащиеся обогатились материалом (проблема, аргументы), который поможет им при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку.

Использование данных технологий позволяет достигать высоких результатов как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся.


[1] Методичка для тренинга проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

В статье раскрываются возможности использования театрализации для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"

В статье представлены некоторые виды творческих работ учащихся на уроках литературы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность старшеклассников, повысить их интерес к изучаемы...

К вопросу о развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы

Редактор Г. И. Петрова - профессор, доктор философских наук....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...