Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Чухарева Анна Александровна

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Срок реализации программы – 1 год. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С. Меркиным – «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы», учебник-хрестоматия для 10 класса в 2-х частях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_10_klass.docx91.92 КБ

Предварительный просмотр:

       

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного  курса  

по  литературе

10  класс

                Составитель: Чухарева Анна Александровна,

учитель  русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                                                                                           

                                                                                                                                   

                                                         

                   

2016 г.


Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Срок реализации программы – 1 год. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С. Меркиным – «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы», учебник-хрестоматия для 10 класса в 2-х частях.

         Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует  стандарту среднего общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- определяет цели, задачи, требования к уровню подготовки выпускников, содержание и организацию изучения литературы в старших классах;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

        Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

        Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

        • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия»

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».

        

Виды и формы контроля

Контроль и учёт достижений учащихся  ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы  по русскому языку.

Используемые формы контроля и учёта учебных и  внеучебных  достижений учащихся:

 - текущая аттестация (самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные работы, тестирование, устный и письменный опросы);

 - аттестация по итогам обучения за полугодие;

 - аттестация по итогам года;

 - формы учёта достижений (урочная деятельность – ведение тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости; внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, поисковый, исследовательский, проектный.

Содержание программы.

Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из  литературы  первой  половины  XIX  века

А.С. ПУШКИН (4 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».  

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.В. ГОГОЛЬ (4 часа)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

      «Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 1

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя (тему выбирает обучающийся)

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (9 часов)

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об  А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие  драмы Н.А. Островского «Гроза». Город  Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме  «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству А.Н.Островского.

И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и   Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.

И.С. ТУРГЕНЕВ (11 часов)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Урок внеклассного чтения № 2

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1 час)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ (8часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр,  композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ ( 5 часов)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

Н.С. ЛЕСКОВ (5 часов)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений  Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести».  Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 3

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (6 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».  Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».  

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 4

Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

А.К. ТОЛСТОЙ (5 часов)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии  А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

Л.Н. Толстой (18 часов)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг.  в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная  война 1812 г.  Философия войны в романе. «Нет величия там,  где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли:   предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.    

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (7 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания  социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория  Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда»  Сони Мармеладовой.  Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

А.П. ЧЕХОВ (5 часов)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели  человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах.  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».  Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».   Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

 Итоговая контрольная работа.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 10 класса:

По итогам изучения русского языка на ступени среднего общего образования ученик 10 класса должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • изученные теоретико-литературные термины и понятия;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, М.Горького, Н.А.Некрасова, А.К.Толстого, А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.С. Лесккова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова.
  • наиболее существенные литературные направления и течения (классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм);

уметь:

  • анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; 
  • составлять тезисы, план, конспект прочитанного;
  • характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности художественных произведений;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • выделять черты литературных направлений при анализе произведений;
  • выявлять авторскую позицию;
  • характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;
  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать  свою;
  • писать сочинения различных жанров (сочинение-рассуждение, анализ эпизода, эпического и драматического произведения, лирического стихотворения, эссе), рецензии.

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика,  телевидение, ресурсы Интернета).           


Требования к результатам  освоения   образовательной программы (предметные, УУД, личностные).

п/п

Темы разделов

учебного курса

предметные

УУД

личностные

1

Введение. «Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.)

Знать:

- основные темы и проблемы русской литературы 19 в.

Уметь создавать устные сообщения

Использовать знания  для создания связного текста с учетом норм русского лит-го языка 

1)

1)  

2

Русская литература первой половины XIX века. А.С.Пушкин. Основные темы и мотивы пушкинской лирики.

Обучающиеся должны знать:

-опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

-основные темы и мотивы  лирики, её особенности;

-основные образы , своеобразие жанра и композиции поэмы;

- особенности анализа стихотворения.

Уметь:

- определять темы и мотивы пушкинской лирики;

- анализировать стихотворение , используя литературно-теоретические сведения;

Использовать знания для участия в диалоге и монологе;  для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка; для создания письменного  связного текста.

3

Творчество М.Ю.Лермонтова.

Знать:

-основные темы и мотивы  лирики;

- понятия: духовная лирика, романтическая поэма;

-особенности боготворческой темы  в поэме.

Уметь:

- раскрывать основные темы и мотивы в творчестве;

- анализировать худ. произведение.

Использовать знания

для создания   связного текста с учетом норм русского литературного языка      

4

Творчество Н.В.Гоголя.

Знать:

- особенности стиля Гоголя, своеобразие  его творческой манеры;

- образы героев;

-содержание повести.

Уметь:

- анализировать прозаическое произведение;

- давать сравнительную характеристику;

- осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание.

Использовать знания:

- для участия в диалоге и монологе;

- для анализа характеристик  героев;

- для создания письменного высказывания.

5

Из литературы второй половины 19 века. Особенности литературы и журналистики  второй половины 19 века.

Знать основные тенденции в развитии русской литературы  2 пол. 19 века.

Уметь создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках.

Использовать знания для участия в диалоге и монологе.

6

Творчество А.Н.Островского.

Знать:

- жизненный и творческий путь писателя;

- основные проблемы комедии;

- идейно-художественное своеобразие драмы;

- средства создания образов;

- роль второстепенных и внесценических персонажей;

- различные  оценки драмы в русской критике.

Уметь:

- создавать сообщения с применением презентации;

-  анализировать драматическое произведение;

- создавать устные сообщения, опираясь на текст;

- анализировать образ;

-давать характеристики действующих лиц драмы;

- определять роль второстепенных и внесценических персонажей;

- создавать  устные сообщения, находить информацию в различных источниках.

Использовать знания  для создания   связного текста с учетом норм русского литературного языка;

-   для самостоятельного знакомства  с критическими статьями.

7

Творчество И.А.Гончарова.

Знать:

- творчество, судьбу и личность Островского;

- идейно-художественное своеобразие романа;

-образы героев.

Уметь:

- находить нужную информацию в различных источниках;

- составлять  сравнительную характеристику;

- определять художественное мастерство романа;

- правильно и обоснованно выбрать нужный ответ.

8

Творчество И.С.Тургенева.

Знать:

-  творчество и судьбу писателя;

- творческую историю создания и своеобразие  романа;

- характеристику нигилизма  и его последствия;

- философские итоги романа, смысл названия;

- осмыслить тему сочинения, определить ее границы, создавать письменное высказывание

- различные  оценки романа в русской критике.

Использовать знания  для создания   связного текста;

для самостоятельного знакомства  с критическими статьями.

9

Н.Г.Чернышевский. Злободневное и вечное в романе «Что делать»

Знать жизнь и творчество писателя, сюжет и образы героев 

Уметь  воспринимать и анализировать текст.

10

Творчество Н.А.Некрасова

Знать:

- жизненный и творческий путь писателя;

- темы и идеи лирики;

- смысл рассказов о грешниках;

Уметь:

- воспринимать и анализировать текст;

- определять темы и идеи лирики, выразительно читать;

- анализировать поэтическое произведение;

- давать характеристику героя.

Использовать знания для создания   связного текста

11

Лирика Ф.И.Тютчева.

Знать:

- основные темы и идеи лирики;

- опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь:

- определять темы и идеи лирики;

- воспринимать и анализировать текст.

12

Лирика А.А.Фета

Знать:

-жизненный и творческий путь писателя;

-особенности лирики;

- особенности сопоставительного анализа;

- опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Умет:

- воспринимать, анализировать и выразительно читать тексты лирических произведений;

- делать сопоставительный анализ.

Использовать знания  для сопоставительного анализа.

13

Творчество Н.С.Лескова.

Знать:

- художественный мир писателя;

-основные образы;

- позицию автора и рассказчика;

- опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Уметь:

- определять ключевые моменты творческой биографии, основные мотивы творчества;

- анализировать характер героя;

- воспринимать, анализировать текст.

14

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Знать:

- художественный мир романа;

- смысл сказок, сатирические приемы;

- историческую основу и проблематику романа;

- творчество писателя литературно-теоретические понятия.

Уметь:

- раскрывать смысл сказок, находить анализировать сатирические приемы;

- воспринимать и анализировать сказки;

- находить и анализировать сатирические приемы;

Использовать знания   для создания   связного текста.

15

Творчество А.К.Толстого.

Знать:

- жанровое и тематическое богатство творчества;

- особенности изображения России в лирике;

- особенности изображения природы в лирике;

- сатирические темы и мотивы;

- особенности лирики поэта.

Уметь:

- определять жанры и тематику;

- воспринимать, анализировать и выразительно читать.

16

Творчество Л.Н.Толстого.

Знать:

- основные этапы жизни и творчества;

- историю создания и смысл названия романа;

- особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей;

- исторические процессы в стране через судьбы героев;

- композиционную роль философских глав, основные положения философских взглядов писателя;

- особенности изображения войны;

-роль народа в истории, отношение автора к народу;

- сходство и различие в изображении мирной жизни;

- идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя.

Уметь:

- делать сообщения с применением презентации;

- воспринимать, анализировать рассказы;

- видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета;

- сопоставлять нормы жизни людей,  анализировать эпизод;

- раскрыть

особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей;

- давать характеристику героев,  проследить исторические процессы в стране через судьбы героев;

- раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения философских взглядов писателя;

- выявлять идейно-художественные особенности изображения войны;

- давать сравнительную характеристику героев;

- обобщить роль народа в истории, отношение автора к народу;

- осмыслить тему сочинения, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение.

17

Творчество Ф.М.Достоевского.

Знать:

- особенности мировоззрения, своеобразие творчества;

- историю создания, тематику, проблематику романа;

- особенности мира «униженных и оскорбленных»;

- характеристику семьи,  средства создания образа, отношение  автора;

Уметь определять

особенности мировоззрения, своеобразие творчества.

Уметь раскрыть особенности

«униженных и оскорбленных».

Уметь:

- раскрыть суть теории героя, разобраться в ведущих мотивах преступления;

-давать характеристику героев;

- осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение.

18

Творчество А.П.Чехова.

Знать:

- особенности драматургии писателя;

- идейно-художественное своеобразие рассказов;

- новаторство драматурга, историю создания, сюжет и конфликт пьесы;

- систему образов, способы создания образов:

Уметь:

- определять проблемы  и решение их  в рассказах;

- анализировать пьесу;

- раскрыть образы «футлярных» людей.

19

"Вот и стали мы на год взрослей..."

Знать биографию писателей, содержание произведений, литературные термины.

Уметь успешно  защищать  творческие работы.

Тематическое планирование.

п/п

Темы разделов

учебного курса

Кол.

часов

Количество

уроков

к/р

р/р

внекл.

чтение

I

Введение. «Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.)

1

II

Русская литература первой половины XIX века.

10

1

1

А.С.Пушкин. Основные темы и мотивы пушкинской лирики.

4

1

2

Творчество М.Ю.Лермонтова.

2

3

Творчество Н.В.Гоголя.

4

1

III

Из литературы второй половины 19 века.

90

1

Особенности литературы и журналистики  второй половины 19 века.

1

2

Творчество А.Н.Островского.

9

1

3

Творчество И.А.Гончарова.

6

1

4

Творчество И.С.Тургенева.

11

1

1

5

Н.Г.Чернышевский. Злободневное и вечное в романе «Что делать»

1

6

Творчество Н.А.Некрасова

8

1

7

Лирика Ф.И.Тютчева.

3

8

Лирика А.А.Фета.

5

1

9

Творчество Н.С.Лескова.

5

1

1

10

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

6

1

1

Творчество А.К.Толстого.

6

1

Творчество Л.Н.Толстого.

18

1

Творчество Ф.М.Достоевского.

7

1

Творчество А.П.Чехова.

4

1

"Вот и стали мы на год взрослей..."

1

Итого:

102

6

7

Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Темы разделов программы и  уроков

Количество часов

Планируемые сроки

Скорректиро-

ванные сроки

1

Введение. «Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.)

1

Русская литература первой половины XIX века.

10

А.С.Пушкин. Основные темы и мотивы пушкинской лирики.

4

2

А.С.Пушкин. Основные темы и мотивы пушкинской лирики.

1

3

«Душа в заветной лире» (Пушкин о назначении поэта и поэзии).                                          

1

4

Конфликт личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник».

1

5

Анализ стихотворения А.С.Пушкина

1

Творчество М.Ю.Лермонтова.

2

6

М.Ю. Лермонтов Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности поэтического дара в поэзии М.Ю. Лермонтова

1

7

Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» М.Ю.Лермонтова.

1

Творчество Н.В.Гоголя.

4

8

Н.В.Гоголь «Ах, Невский…Всемогущий Невский»

(Н.В.Гоголь «Петербургские повести»).

1

9

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя  «Невский проспект»).

1

10

Чин или Человек (по повести Н.В.Гоголя  «Нос»).

1

11

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

(по выбору учащихся)

1

Из литературы второй половины 19 века.

90

12

Особенности литературы и журналистики  второй половины 19 века.

1

Творчество А.Н.Островского.

9

13

А.Н.Островский «Колумб Замоскворечья» (слово об  А.Н.Островском).

1

14

Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди –

сочтёмся!»

1

15

Идейно-художественное своеобразие  драмы Н.А. Островского «Гроза».

1

16

Город  Калинов и его обитатели

1

17

Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме  «Гроза»

1

18

Сила и слабость характера Катерины

1

19

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе»

1

20

 Драма «Гроза» в русской критике

1

21

Тестовые задания  по творчеству  А..Н.Островского

1

Творчество И.А.Гончарова.

6

22

И.А.Гончаров. 

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов».

1

23

Образ Обломова

Понятие «обломовщина».

1

24

Обломов и   Штольц (сравнительная характеристика).

1

25

Женские образы в романе.

1

26

Художественное мастерство романа

1

27

Тестовые задания по роману И.А.Гончарова.

1

Творчество И.С.Тургенева.

11

28

Творчество И.С.Тургенева. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника»

1

29

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе.

1

30

Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми.

1

31

Базаров и Одинцова.

1

32

 Базаров и его родители.

1

33

Нигилизм и его последствия.  

1

34

Базаров перед лицом смерти.

1

35

Философские итоги романа, смысл его названия

1

36

 Русская критика о романе и его героях.

1

37

Сочинение-рассуждение по роману «Отцы и дети»

1

38

Гимн вечной жизни

«Стихи в прозе» И.С.Тургенева

1

39

Н.Г.Чернышевский

Злободневное и вечное в романе «Что делать»

1

Творчество Н.А.Некрасова

8

40

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали»

1

41

Основные темы и идеи лирики Некрасова

1

42

Жанр,  композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

43

Душа народа русского…

1

44

Народ в споре о счастье

1

45

Идейный смысл рассказов о грешниках

1

46

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание

1

47

Сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

Лирика Ф.И.Тютчева.

3

48

Ф.И.Тютчева Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

1

49

Философская лирика Ф.И.Тютчева.

1

50

Любовная лирика Ф.И.Тютчева.

1

Лирика А.А.Фета.

5

51

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников)

1

52

Русская природа в лирике А.А.Фета

1

53

Философские мотивы поэзии А.А.Фета

1

54

Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А.Фета

1

55

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

1

Творчество Н.С.Лескова.

5

56

Художественный мир произведений  Н.С.Лескова

1

57

Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

1

58

Автор и рассказчик в повести «Очарованный странник»  

1

59

Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

1

60

Итоговый урок по творчеству Н.С.Лескова

1

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

6

61

«Я писатель, в этом мое призвание».

Художественный мир

 М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

62

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве С-Щедрина. Народ и самодержавие в сказках.

1

63

Народ и господствующие классы в сказках С-Щедрина

1

64

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».

1

65

 Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города

1

66

Итоговый урок по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

Творчество А.К.Толстого.

6

67

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого

1

68

Тема России в лирике А.К.Толстого

1

69

Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого

1

70

Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого

1

71

Сатирические темы и мотивы в поэзии  А.К.Толстого

1

72

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

1

Творчество Л.Н.Толстого.

18

73

 По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель.

1

74

«Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

1

75

 «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»)

1

76

«Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир)

1

77

Именины у Ростовых. Лысые Горы.

1

78

Изображение войны 1805-1807гг.  в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

1

79

Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского.

1

80

Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев.

1

81

Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

 Отечественная  война 1812 г Философия войны в романе

1

82

Изображение войны 1812 г.

1

83

«Нет величия там,  где нет простоты, добра и правды».(Образы Кутузова и Наполеона)

1

84

«Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе)

1

85

«Мысль народная» в романе.

1

86

Решение главной мысли:   предназначении человека(т.2 и эпилог).

1

87

В чем секрет обаяния Наташи Ростовой?

1

88

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

1

89

«Мысль семейная» в романе

1

90

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

1

Творчество Ф.М.Достоевского.

7

91

Художественный мир Ф.М.Достоевского

1

92

История создания  социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе

1

93

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.

1

94

Теория  Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя.

1

95

Семья Мармеладовых. «Правда»  Сони Мармеладовой.

1

96

Возрождение души Раскольникова

1

97

Сочинение- рассуждение  по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1

Творчество А.П.Чехова.

4

98

Тайна личности А.П.Чехова

Тема гибели  человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах.

1

99

Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжета и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».  

1

100

Система образов.  Тема прошлого, настоящего и  будущего России  в пьесе «Вишнёвый сад».

1

101

Итоговая контрольная работа

1

102

Вот и стали мы на год взрослей

1


Учебно-методическое обеспечение.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- Тестовый контроль. Литература. 10 класс. Издательство «Учитель»

    «Согласовано»                          

     на заседании МО                                  

     протокол №_____                                                                                                                                

  от  «____»______20___ г.                              

     Руководитель МО                                                          

   ___________________                                                                                                        

    /_________________/

    «Согласовано»                              

  Зам. директора по УВР                                                                                                                                                              

   _____________________                              

  /____________________/                              

   «_____»________20___ г.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...