Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Чухарева Анна Александровна

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы" (авторы-составители: Г.И. Беленький, М.М.Голубков, Г.Н.Ионин, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М Хренова) С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, Москва, "Мнемозина", 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Срок реализации программы – 1 год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literatura_9_klass.docx84.11 КБ

Предварительный просмотр:

     

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного  курса  

по  литературе

9"Б"  класс

                Составитель: Чухарева Анна Александровна,

учитель  русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                                                                                           

                                                                                                                                   

                                                                             

2013 г.


Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы" (авторы-составители: Г.И. Беленький, М.М.Голубков, Г.Н.Ионин, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М Хренова) С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, Москва, "Мнемозина", 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Срок реализации программы – 1 год.

         Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует  стандарту среднего общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- определяет цели, задачи, требования к уровню подготовки выпускников, содержание и организацию изучения литературы в старших классах;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

        Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

        Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Изучение литературы в 9 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•        осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

•        формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

•        формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

•        формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

•        освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

•        развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений, развитии устной и письменной речи учащихся;

•        воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•        усвоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•        овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур,   выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания.

   Программа для 9 класса  построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства).  Сверхзадача курса в  9 классе   - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

           Основой изучения  литературы  остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем,  9 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен)- первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.

        Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

         Ко времени обучения в 9 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 9 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.

Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение — прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне. Поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед (в ряде случаев стихотворные произведения объединяются под рубрикой «Для чтения в классе»), для самостоятельного чтения. Первые произведения разбираются более подробно, во всяком случае, в основных их компонентах, вторые, также прочитанные полностью, рассматриваются на уроках более общо (с позиций их главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т. д.). В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в юнце разделов или в конце каждого курса — произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству самостоятельным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.

Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов для обязательного изучения в разделы для чтения и обсуждения, и наоборот; решать вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению; проводить беседы по современной литературе как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы занятий; распределять учебное время на освоение программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.

В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.  

        Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».

        

Виды и формы контроля

Контроль и учёт достижений учащихся  ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы  по русскому языку.

Используемые формы контроля и учёта учебных и  внеучебных  достижений учащихся:

 - текущая аттестация (самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные работы, тестирование, устный и письменный опросы);

 - аттестация по итогам обучения за полугодие;

 - аттестация по итогам года;

 - формы учёта достижений (урочная деятельность – ведение тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости; внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, поисковый, исследовательский, проектный.

Содержание программы.

Введение (1 час).

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

I. Литература Древней Руси (3+1)

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

II. Литература XVIII  века (11+1)

Общая характеристика литературы XVIII  века. Сведения о классицизме.

 М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Недоросль». Сатирическое  обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести.   Сентиментализм в  литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Литература XIX века (47+10+4)

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве  с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик

Для чтения и бесед

В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление « найти  связь земного с небесным».«Море».

Для самостоятельного чтения

«Я Музу юную, бывало…».

А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии.  «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого.  Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«К  Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.  Ее биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои  романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка.  «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила завести.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая  Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк»,  «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

  «Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования).  Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!...», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.  Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя.  «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести

Для самостоятельного чтения

«Портрет», «Нос», «Коляска».

А.Н. Островский.  Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Свои люди – сочтемся». Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).

Для самостоятельного чтения

«Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».

Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед

Дано -  отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения

«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы…», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.  

Для чтения и бесед

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения

«Бедные люди».

Л.Н. Толстой как  исследователь путей нравственного совершенствования человека.

Для чтения и бесед

«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

Особенности повествования от первого лица.

IV.Литература  XX века (22+2+1)

Литература  великих и трагических лет.

А. А.  Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да.Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг»,  «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.  Покоряющая сила любви.  Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Для самостоятельного чтения

«Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения.

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

«Необычайное приключение…».  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения

«Разговор на одесском рейде..»   –   широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении

Для чтения и бесед

«Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения

«Красавицы», «Я счастлив!».

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«Каждый труд благослови, удача…», «Клен ты мой опавший…», и другие стихотворения.

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор сразбором избранных глав, например:  I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.

Булгаков – сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.

Роль пейзажа в портретных зарисовках.

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.  

 Для чтения и бесед

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера.  Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).

***

Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

Зарубежная литература (5 ч.)

Данте «Божественная комедия» (фрагменты).

В. Шекспир. «Гамлет».

И. Шиллер.  «Вильгельм Телль».

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник».

И. Гете.  «Фауст» (фрагменты).

Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы 9 класса

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
  • понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изобрвжения героев – портрет, речь. Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
  • понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения;
  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы, основные литературные направления;
  • авторов и содержание изученных произведений.

В области читательской и литературно-творческой  деятельности учащиеся должны:

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев    одного или нескольких произведений;
  • обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
  • выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
  • давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
  • писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
  • писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Требования к результатам  освоения   образовательной программы (предметные, УУД, личностные).

п/п

Темы разделов

учебного курса

предметные

УУД

личностные

1

Введение.

Знать:

- теоретико-литературные понятия: художественная литература как

искусство слова, историко-

литературный

процесс;

Уметь:

- составлять

тезисы и план прочитанного текста; владеть

различными видами

пересказа.

  • умение  выбирать  аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей своего обучения , выбирать наиболее эффективные способы решения  учебных и познавательных задач.

  •  совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения  к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
  • формирование ответственного отношения к   учению, готовности и способности обучающихся  к саморазвитию и к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного  мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики.
  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

     овладение умениями        творческого чтения и   анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

2

Литература Древней Руси.

Знать:

- жанры древнерусской литературы, слово как жанр;

Исторические

основы произведения, историю открытия памятника, основные версии авторства

«Слова";

- роль изобразительно-выразительных

средств,

-о художественном

своеобразии "Слова";

- особенности

композиционного строения эпизода.

Уметь:

- уметь составлять сюжетный план.

- определять художественно-

изобразительные

средства языка в поэме;

- выполнять анализ фрагмента;

- формулировать идею,

проблематику

произведения.

3

Литература XVIII  века.

Знать:

- особенности исторической эпохи и

литературного

процесса.

-основные черты классицизма как литературного направления;

- факты жизни и творчества поэтов;

-теорию трех штилей М. В. Ломоносова, теорию стихосложения, особенности жанра оды;

- черты сентиментализма,

-особенности жанра путешествия;

- особенности

драматического конфликта.

Уметь:

- устно создавать

текст на тему

появления классицизма в России;

- строить высказывание с опорой на

критическую

литературу;

-анализировать стихотворное

произведение;

- выразительно читать,

выявлять авторскую позицию,

-строить письменное

высказывание, определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры;

- формулировать идею,

проблематику

изучаемого

произведения;

-давать характеристику

персонажей, анализировать речь;

-выявлять способы

проявления авторской

позиции, развернуто обосновывать свои рассуждения;

- уметь определить принадлежность

нового текста к изученным литературным направлениям.

4

Литература XIX века.

Знать:

-факты жизни и творчества поэтов и писателей;

-содержание и проблематику произведений;

- понятия комедии, конфликта, интриги, экспозиции; понятия

мотива, лирики, лирического героя; романа в стихах, "онегинская строфа";

-признаки литературных направлений в произведениях;

- особенности языка комедии, ее нравственно-философское

звучание.

Уметь:

- видеть авторскую модель мира и

прослеживать по тексту, как рождается художественный образ;

- проводить анализ

произведения;

-передавать

содержание

прочитанного

текста в развернутом виде;

-владеть монологической и

диалогической речью;

- работать с разными источниками

информации;

- составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить

доказательства;

-выразительно читать монологи, комментировать и воспринимать, анализировать текст комедии, выявлять черты характера

персонажа через речевую характеристику;

- строить письменные

высказывания по заданной теме, редактировать текст сочинения, определять собственное отношение к

персонажам;

- создавать хронологическую канву лекции;

-выразительно читать, в том числе наизусть;

- делать сравнительный анализ стихотворных текстов. -анализировать лирическое произведение с точки

зрения его жанра, темы, идеи, композиции текстов.

5

Литература  XX века

Знать:

- факты жизни и творчества поэтов и писателей;

-содержание и проблематику произведений;

-литературные направления;

-особенности языка писателей; особенности композиции произведения

Уметь:

- видеть авторскую модель мира

- проводить анализ

произведения;

-передавать

содержание

прочитанного

текста в развернутом виде;

-владеть монологической и

диалогической речью;

- работать с разными источниками

информации;

- составлять план статьи учебника, обосновывать суждения и приводить

доказательства;

-выразительно читать монологи, комментировать и воспринимать, анализировать текст, выявлять черты характера

персонажа через речевую характеристику;

- строить письменные

высказывания по заданной теме, редактировать текст сочинения, определять собственное отношение к

персонажам;

- создавать хронологическую канву лекции;

-выразительно читать, в том числе наизусть;

- делать сравнительный анализ стихотворных текстов. -анализировать лирическое произведение с точки

зрения его жанра, темы, идеи, композиции текстов.

6

Зарубежная литература

Знать:

- содержание отдельных фрагментов, понимать

множественность смыслов «Божественной комедии»;

-факты жизни и творчества поэтов и писателей;

- понимать жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные

особенности

произведений.

Уметь:

- выразительно читать

, определять

аллегорический, моральный, мистический смысл;

- анализировать произведение, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых

автором для выражения чувств;

-отвечать на вопросы, давать характеристику персонажам.

Тематическое планирование.

п/п

Темы разделов

учебного курса

Кол.

часов

Количество

уроков

к/р

р/р

внекл.

чтение

I

Введение.

1

II

Литература Древней Руси.

4

1

III

Литература XVIII  века.

12

1

1

IV

Литература XIX века.

59

9

6

V

Литература  XX века (22+2+1)

20

2

1

VI

Зарубежная литература

4

Итоговый урок

1

Резерв

1

Итого:

102

Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Темы разделов программы и  уроков

Количество часов

Планируемые сроки

Скорректиро-

ванные сроки

Введение.

1

1

Историческое развитие русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

1

Литература древней Руси.

4

2

Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

1

3

Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.

1

4

Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

1

5

Р/р Анализ фрагмента  из «Слова  о полку Игореве».

1

Литература XVIII века.

12

6

М.В. Ломоносов (2)

Общая характеристика литературы XVIII  века. Сведения о классицизме. М.В. Ломоносов.  Слово об ученом и поэте.

1

7

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года».

1

8

Д.И. Фонвизин (3+1)

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль».

1

9

Сатирическое  обличение невежества, злонравия, деспотизма.

1

10

Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

1

11

Р//р Обучающее сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

12

А.Н. Радищев (2)

 А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

1

13

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

1

14

Г.Р. Державин

Г.Р. Державин. Слово о писателе.  «Властителям и судьям», «Русские девушки», «Памятник».

1

15

Н.М.Карамзин (2)

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека.

1

16

Язык повести.   «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

1

17

Контрольная работа по теме "Литература XVIII века"

1

Литература XIX века.

18

В.А. Жуковский (2+1)

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века. В.А. Жуковский. Слово о поэте.

1

19

Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

1

20

В.А. Жуковский – автор оригинальных баллад и стихотворений. «Море».

1

21

А.С. Грибоедов (6+1)

А.С. Грибоедов.    «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.

1

22

Общественный и личный конфликт в комедии.  «Век нынешний и век минувший».

1

23

Поражение и победа Чацкого.

1

24

Непреходящее значение образа Чацкого.

1

25

Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни.

1

26

Богатство языка комедии.

1

27

Р/р  Сочинение по комедии  

А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

28

А.С. Пушкин (11+3+1)

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).

1

29

Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.

1

30

Биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта.

1

31

«Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

1

32

Р/р Анализ поэтического теста стихотворения А.С. Пушкина.

1

33

Р/р Сочинение по лирике А.С. Пушкина.

1

34

«Евгений Онегин».

История создания.

1

35

Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора.

1

36

Широта охвата действительности. Главные герои  романа, причины их жизненной драмы.

1

37

Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа».

1

38

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе.

1

39

Оценка романа в русской критике.

1

40

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

41

А.С. Пушкин.  «Пиковая дама».

1

42

Вн. чт. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».

1

43

М.Ю. Лермонтов (11+2)

М.Ю. Лермонтов.  Жизнь и творчество. «Смерть поэта».

1

44

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Дума».

1

45

Интонационное и ритмическое богатство лирики. «Прощай, немытая  Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива»

1

46

М.Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя я так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет».

1

47

Р.р. Сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова.

1

48

«Герой нашего времени». История создания произведения.

1

49

История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни.

1

50

Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры.

1

51

Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения

1

52

Особенности композиции романа.

1

53

Печорин и Онегин.

1

54

Оценка романа в русской критике.

1

55

Р/р Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

56

Н.В. Гоголь (7+1+1)

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра.

1

57

Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.

1

58

Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.

1

59

Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.

1

60

Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя.

1

61

«Мертвые души» в оценке русской критики.

1

62

Р/р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

63

Роль фантастики в повести.

1

64

Вн.чт. Н.В. Гоголь.  «Нос».

1

65

А.Н. Островский(2+1)

А.Н. Островский.  Слово о писателе. «Свои люди – сочтемся».

1

66

Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).

1

67

Вн. чт. Н.А. Островский. «Доходное место».

1

68

Н.А. Некрасов (3+1)

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.

1

69

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя.

1

70

Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

1

71

Вн. чт. Н.А. Некрасов.  «Дано - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма».

1

72

Ф.М. Достоевский (2+1)

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.  «Белые ночи».

1

73

Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

1

74

Вн. чт. Ф.М. Достоевский.  «Бедные люди».

1

75

Л.Н. Толстой (2).

Л.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии.

1

76

Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

1

Литература XX века.

77

А. А. Блок (3)

Литература  великих и трагических лет. А. А.  Блок. Слово о поэте.

1

78

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.   «Россия», «Земное сердце стынет вновь».

1

79

Покоряющая сила любви. «Да. Так диктует вдохновение», «Сольвейг».

1

80

В.В. Маяковский (3+1)

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям».

1

81

«Необычайное приключение..»  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

1

82

«Разговор на одесском рейде..!»  – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении.

1

83

Вн. чт. В.А. Маяковский.

«Гимн обеду», «Подлиза», «Прозаседавшие».

1

84

С.А. Есенин (3+1)

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Родина и родная природа как источник лирических переживаний.

1

85

 Нежность «ко всему живому». «Собаке Качалова».

1

86

Грусть от сознания быстротечности жизни. «Я покинул родимый дом…».

1

87

Р/р Обучающее сочинение по лирике С.А. Есенина.

1

88

М.А. Булгаков (3).

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор).

1

89

Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.

1

90

Булгаков – сатирик.

1

91

М.А. Шолохов (3+1).

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.  «Судьба человека».

1

92

Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Особенности композиции рассказа.

1

93

Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества.

1

94

Р/р Обучающее сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

1

95

А.И. Солженицын  (2).

 А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.    «Матренин двор».

1

96

Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера.

1

97

Зарубежная литература.

Данте «Божественная комедия» (фрагменты).

1

98

В. Шекспир. «Гамлет».

1

99

И. Шиллер.  «Вильгельм Телль».

1

100

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник».

1

101

Итоговый урок

1

102

Резерв

1


Учебно-методическое обеспечение.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Беленький Г.И. Литература. 9 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2011. – Ч.1 383 с., Ч.2 271 с.
  2. Беленький Г. И., Хренова О. М. Литература. 9 класс. Дополнительные материалы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011. – 271 с.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 
  4. Методические советы к учебнику для 9 класса. Литература. Пособие для учителя / под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011. – 127 с.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. / Под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. – 64 с.

Дополнительная учебная  литература

  1. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. М., "Просвещение", 2013.
  2. В.Я.Коровина и др. Читаем, думаем, спорим... М., "Просвещение", 2004.
  3. Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. Уроки литературы в 9 классе. М., "Просвещение", 2011.
  4. В.Н.Александров, О.И.Александрова. Анализ поэтического текста. Челябинск, "Взгляд", 2004.

Перечень средств ИКТ

  1. Презентации к урокам литературы.
  2. Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».
  3. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».
  4. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  5. Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 9 класс.
  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

    «Согласовано»                          

     на заседании МО                                  

     протокол №_____                                                                                                                                

  от  «____»______20___ г.                              

     Руководитель МО                                                          

   ___________________                                                                                                        

    /_________________/

    «Согласовано»                              

  Зам. директора по УВР                                                                                                                                                              

   _____________________                              

  /____________________/                              

   «_____»________20___ г.                  


Программа отражает обязательный минимум содержания литературы как учебного предмета, установленный Министерства образования РФ, хотя не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного: времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений.

Количество часов в 9 классе

В год – 102 часа, из них на развитие речи -  10 часов

Внеклассных чтений –  7 часов

В неделю – 3  часа

IV. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Беленький Г.И. Литература. 9 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2011. – Ч.1 383 с., Ч.2 271 с.
  2. Беленький Г. И., Хренова О. М. Литература. 9 класс. Дополнительные материалы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011. – 271 с.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 
  4. Методические советы к учебнику для 9 класса. Литература. Пособие для учителя / под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011. – 127 с.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. / Под ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. – 64 с.

Список литературы

  1. 100 русских поэтов. / Составитель М. Засецкая. – СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000. – 368 с.
  2. История русской литературы. ХIХ век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – Москва:  Владос, 2001. Ч. 1 288с. , Ч.2 256 с.
  3. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2001. - 224с.
  4. Ольшевская Л.А.  Литература Древней Руси и 18 века.-  Москва: Новая школа,  2006. - 328 с.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века / Гл. ред. М. Д. Аксёнова; метод. ред. Д. Володихин; отв. ред. Л. Поликовская. – М.: Аванта+, 2004. – 672 с.
  6. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.

Дополнительная учебная  литература

  1. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005. - 301 с
  2. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004. - 224 с.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 9 класс. -  М.: Вако, 2007. – 512 с.
  4. Лейфман  И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. – М.: Материк Альфа, 2003. – 176 с.
  5. Мердес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002. – 104 с.
  6. Турьянская Б.И.  Литература в   9 классе. Урок за уроком. -  Москва: Русское слово, 2006. - 240 с.

Перечень средств ИКТ

  1. Диск «Лермонтов М.Ю.  Великий поэт прекрасной Родины».
  2. Диск «Литература. Средняя школа. 9 класс. Обучающая программа (1С)».
  3. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
  4. Диск «Пушкин А.С. Произведения».
  5. Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы.  240 000 терминов».
  6. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».
  7. Диск « Словарь литературоведческих терминов».
  8. Диск «Сокровища древнерусской литературы. Жития»
  9. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
  10. Диск «Устное народное творчество».
  11. Диск « Уроки  литературы  Кирилла и Мефодия. 9 класс.
  12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...