Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. «Повести Белкина».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок литературы в 10 классе профильной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл А.С.Пушкин "Повести Белкина"30.6 КБ

Предварительный просмотр:

10А класс.  Литература

Тема урока -

Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. «Повести Белкина».

Цель урока - выявить композиционные особенности "Повестей Белкина" А.С. Пушкина, углубить и расширить знания учащихся о реализме на примере цикла повестей.

Задачи урока:

  • Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
  • Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
  • Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Оборудование урока - слайд-презентация, тексты произведения, литературоведческие статьи.

Методические приемы - анализ текста, постановка проблемных вопросов, поиск ответов в проблемных группах.

Ход урока

1.Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

«Написал я прозой 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется – и которые напечатаем  также Anonyme. Под  моим именем нельзя будет,  ибо Булгарин заругает» А.С.Пушкин

- О каком произведении пишет А.С.Пушкин?

- Какие повести вошли в данный цикл?

- О чем беспокоится писатель, говоря подобные слова?

В этом первом письменном  свидетельстве о «Повестях Белкина» важны акценты. Судьбой своих прозаических  повестей Пушкин озабочен, по-видимому, более всего. Он не без гордости наблюдает за восторгом Баратынского, — судьи весьма взыскательного, — и, кажется, с нетерпением ожидает последствий своего эксперимента. Он предугадывает реакцию Булгарина, претендующего на звание первого прозаика, и стремится оградить свое детище от критических атак.

Давайте сформулируем тему и цели нашего урока.

-

3) Актуализация знаний.

- Что мы знаем о истории создании данного цикла?

Существует предположение, что самый замысел повестей возник несколько раньше 1830 г. Писались они необыкновенно быстро: 9 сентября 1830 г. закончен «Гробовщик», 14 сентября – «Станционный смотритель» и предисловие «От Издателя», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», 14 октября – «Выстрел», 20 октября — «Метель». Такая интенсивность работы становится возможной лишь в том случае, если у писателя уже сложились известные формы повествования и определились хотя бы первоначальные контуры замысла.

- Как отнеслись критики к выходу в свет «Повестей Белкина?

 Уже первые критики «Повестей Белкина», решительно не понявшие пушкинского замысла, упрекали их в неоригинальности. Ф. Булгарин, «заругавший»-таки вышедшую книгу, определял пушкинские новеллы как «несколько анекдотов (из коих некоторые давно известны)» и, в соответствии с нормативной поэтикой, отрицал в них наличие главного условия дарования – «вымысла». Но как раз отсутствие «вымысла», узнаваемость, привычность общей сюжетной схемы, как мы пытались показать выше, входила в литературный замысел Пушкина.

- Что лежит в основе создания этого произведения?

Итак, определяется круг произведений и сюжетов, послуживших основой или отправной точкой для «Повестей Белкина». Они принадлежат комедии, нравоучительной и сентиментальной повести, наконец, особому жанровому образованию, существовавшему с XVIII в. и сохранявшемуся в русских журналах еще в начале 1820-х гг., – «справедливой» или «полусправедливой» повести. В 1820-е гг. так обозначался анекдот, достоверность которого специально оговаривалась, – именно потому, что по интриге и происшествиям он был совершенно недостоверен, даже невероятен. Все это были литературные образцы, уже давно сошедшие со сцены и для читателя 1830-х гг. безнадежно устаревшие. Встречающееся  иногда в литературе мнение, что Пушкин своими повестями стремился вскрыть надуманность их сюжетных ситуаций и наивность их характеров, – уже по одному этому следует отвергнуть. Не было никакой надобности в 1830 г. полемизировать с литературой, уже не существовавшей для образованного читателя и знакомой лишь провинциальному помещику, почитывающему от скуки журналы и книги прошедшего столетия.

- Какая задача стояла перед Пушкиным, когда он создавал это творение?

Полемическое задание у Пушкина было, – но оно, как мы видели, заключалось в ином: в намерении воскресить эту «низовую» литературу, отбросив в ней все устаревшее и активизировав ее художественные возможности.

Мы вправе предположить, что для этой цели был вызван из небытия Иван Петрович Белкин.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Давайте поподробнее остановимся на нескольких повестях цикла.

Выступление учащихся с анализом повестей (индивидуальное задание)

5) Первичная проверка понимания

-Есть ли что-то общее в элементах композиции повестей данного цикла?        

1.Мы обнаружили, что между некоторыми повестями существует связь. Например, рассмотрим повести " Метель" и "Барышня - крестьянка". Их роднит композиция, расстановка образов сюжет, а именно. и в том, и в другом произведениях появляется молодой человек, военный, смущающий покой юной красавицы, в обеих повестях существует загадка, способствующая закручиванию интриги и приводящая в конце произведения к объяснению героев и счастливому финалу. Также во вступлении к повестям сам автор указывает, что эти две повести были рассказаны г. Белкину одним человеком, некой девицей.

2.Мы обнаружили общее в двух других повестях, а именно, в повести "Выстрел" и "Станционный смотритель". Здесь общие временные паузы, отделяющие важные части рассказа. Случайность, с которой всплывает конец рассказа, множественность рассказчиков.

В "Выстреле" автор конкретно указывает время, прошедшее с начала истории и до ее конца- более 10 лет. В "Станционном смотрителе" автор не указывает определенных дат. Но мы прекрасно понимаем, что описывается не менее чем десятилетняя жизненная история Дунечки, с которой мы встречаемся впервые, когда ей 14, а расстаемся, когда ее отец уже умер. А она стала взрослой, имеющей детей женщиной. Общей является и необычность развязок : в "Станционном смотрителе" рассказчик случайно от деревенского мальчишки узнает окончание грустной истории. В "Выстреле" рассказчик опять- таки случайно обнаруживает , что он и есть обидчик Сильвио и узнает о драматическом завершении конфликта.

3. И остается только в центре цикла единственная, ни с чем не связанная повесть "Гробовщик", которую, выходит , он замкнул двумя пересекающимися повестями, он как бы отсек две последующие повести и сделал их первыми. Выходит, в основе композиции лежит принцип симметрии, значит, Пушкину было важно представить читателям не разрозненную группу произведений, а единое художественное целое. Также следует отметить остроту сюжета данных повестей, постепенное нарастание драматического напряжения. Тайны. Разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки.

- Почему это цикл?.

.Повести объединены в цикл еще и потому, что есть общий рассказчик -г. Белкин. Вообще, в "Выстреле" рассказчиков 3 -это сам Белкин, Сильвио и граф.

В "Станционном смотрителе" - Белкин, смотритель и мальчишка. Но все повести объединяет один рассказчик.

С самого начала автор заявил, что читатель будет знакомиться с реальными событиями, имеющими место в повседневной жизни. Он добивался нетрадиционного отношения читателей к своей прозе, псевдоним помог устранить ему влияние своего имени на психологию читателя. Но в любой повести Пушкин старался обнаружить голос рассказчика, показать его причастность к событиям, доказать истинность происходящего. Намеренно сниженный , предельно простодушный образ Белкина, а также подробности его деревенской жизни призваны убедить читателя в полной достоверности происходящего. В литературоведении сохраняется интерес и споры к образу рассказчика и по сей день. Легкая мистификация очень удалась Пушкину, считают литературоведы. До А.Григорьева видели в этом образе лишь известный литературный прием маскировки подлинного авторства, заимствованный из европейской литературы. Григорьев высказал мысль, что Белкин является прозаическим отрицанием тревожившего поэта блестящего, страстного типа (Алеко, Сильвио, Онегин), говорил о белкинском процессе пушкинской натуры как об отрицательном явлении, об обмещанивании, то есть он первым попытался объяснить появление Белкина в творчестве Пушкина. Впоследствии появился ряд вопросов, составляющих проблему Белкина в пушкиноведении. Как-то: создавались ли повести как "Повести Белкина" или были ему только ему приписаны задним числом?

Современные литературоведы продолжают обращаться к образу Белкина, ищут новые подтверждения своим загадкам.

Очень интересна, на наш взгляд, концепция С.Бочарова :

"Рассказчик - это не Пушкин и не Белкин, это словно сама олицетворенная проза, ее собственное лицо". Также Бочаров считает, что в повестях Пушкин смиряет себя. Подчиняет свое авторское к новому голосу, олицетворяющему реальный мир.

Похожую точку зрения высказал друг Пушкина Вяземский : "Рассказ везде живой, но обдуманный и спокойный, может быть, слишком спокойный. Сдается, что Пушкин сторожил себя наложенною на себя трезвостью. Он будто силился отключить от себя и малейшее подозрение в употреблении поэтического напитка.

6) Первичное закрепление.

Какое влияние оказала западноевропейская литература на композицию, сюжет цикла повестей?.

Пережив южную и Михайловскую ссылки, Пушкин стал уходить от романтизма и нередко подшучивать над этим течением и его сторонниками в своих произведениях. Достаточно вспомнить его шуточные замечания в романе "Евгений Онегин". В повестях Пушкин также отдает дань вышучиванию романтических штампов.

В основе каждой повести, если внимательно присмотреться, какой- то романтический, часто западноевропейский сюжет, который поэт обыгрывает на свой лад - снимает романтический лоск, придумывает вполне реальную жизненную концовку.

В " Выстреле" обыгрывается мотив кровной мести, но конфликт разрешается благополучно , счастливыми в конце повести оказываются герои, которые предпочли реальную обыденную жизнь пустому вынашиванию злобных планов.

В "Метели" влюбленные, не понятые своими родными, решают бежать. Но им мешает обычная непогода, потом смерть героя, казалось бы, должна была заставить героиню остаться одинокой. Но героиня находит свое счастье с другим, а тайное венчание, которое должно было повлечь за собой невыносимые страдания, приводит только к удачной развязке.

В "Гробовщике" очень типичный романтический герой В. Скотта и Шекспира. Пушкин рисует необычную ситуацию : к гробовщику приходят те , ради кого он трудится. Но в конце повести мы узнаем, что не было ничего ужасающе вызывающего в видениях героя, просто он выпил лишнего в гостях у стекольщика.

В "Станционном смотрителе" также очень типичная ситуация для западноевропейских сюжетов. Красивую девушку сманивает проезжий гусар. Исходя из логики развития романтического произведения, она должна была бы погибнуть. Но все происходит наоборот. Здесь трансформируется легенда о блудном сыне, представленная в немецких картинках на стене дома станционного смотрителя, не оживает в реальности.

В "Барышне- крестьянке" враждуют 2 семейства. И следуя романтической традиции, двое влюбленных не могли быть вместе, но в финале у Пушкина они вместе - и их ждет долгая семейная и счастливая жизнь.

- А  еще повести объединяет в единое целое  какая-то общая философская мысль…

Попробуйте проследить философскую мысль Пушкина.

Мы обнаружили, что повести расположены по принципу градации - от повести к повести Пушкин ведет нас к своему идеалу, к которому он так стремился и в жизни, и в литературе. Давайте это проследим и выслушаем наши аргументы.

В "Выстреле" дано пустое, мелкое существование, здесь вся жизнь человека была подчинена жажде мести. Мы вместе с Пушкиным в недоумении : зачем была дана человеку жизнь?

В "Метели" герои следуют духу судьбы, доверяются Божьему промыслу. Это уже движение вверх, здесь нет места пустому существованию человека, но и активной позиции человека тоже нет.

В "Гробовщике", кажется, живая жизнь навсегда вытеснена смертью, но после кошмарного сна для гробовщика наступает пробуждение от власти денег, власти смерти. Способность избавиться от собственных пороков- это уже более высокая ступень в развитии человека.

В "Станционном смотрителе" Пушкин выносит суровый приговор уродливым социальным отношениям, которые разрушают живую жизнь, но которая все равно пробивается в любви главного героя к дочери, к чужим детям, ее обретает в конце концов и героиня.

В этой повести Пушкин от личных проблем переходит к социальным - и выносит им свой суровый приговор. Это уже движение от личного к социальному.

В "Барышне- крестьянке" наконец побеждены все предрассудки - и личные, и социальные - это уже прорыв в мир идеала, торжество живой жизни, к которой так стремился Пушкин.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовка к классному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- В чем новаторство Пушкина как представителя реалистической прозы?

Пушкин умышленно устраняет себя из повествования как автора, чтобы показать жизнь с точки зрения обыкновенного человека, не всегда четко понимающего причинно-следственные связи жизненных ситуаций. Вместе с тем в повести заметны тонкие авторские оценки, обусловленные высоким критическим сознанием Пушкина. Это становится причиной иронического изображения многих героев.

Сюжеты, в которых господствует случай, видятся Белкину романтическими, исключительными. Но в осмыслении Пушкина они поворачиваются к читателю своей необычной стороной. То, что Белкин видит необыкновенным, автор расценивает как прозу жизни. Наоборот, самые заурядные сюжеты под пером Пушкина приобретают поэтический и даже философский смыслы.

Кажущаяся бедность содержания повестей, отмеченная даже Белинским, обусловлена богатством пушкинского вымысла, развитого воображения, которого были лишены романтики. Поэтому отсутствие усложненности сюжетов, пространных описаний и психологических состояний героев обусловлены бедностью "таланта" не Пушкина, а Белкина. Придумав Белкина-автора, Пушкин создает сложную стилевую структуру своего цикла, что помогает рассматривать бытовые коллизии с разных сторон, внимательно изучать глубинные сферы жизни, которая не предполагает готовых решений, и постигать сложность бытия.

Следует обратить внимание на политические взгляды Пушкина после Болдинской осени. Он убежден, что человеческое общество развивается по объективным историческим законам, и свобода несовместима с революцией. При этом поэт остается сторонником европеизации России и распространения просвещения среди всех слоев общества. Он осуждает вмешательство правительств во внутренние дела других стран и пишет ряд политических стихотворений: "Клеветникам России", "Перед гробницею святой...", "Бородинская годовщина". Они могут быть прочитаны в классе.

Кроме того, необходимо подытожить значение Пушкина для русской литературы и культуры, обратив внимание на эволюцию его творчества от романтизма к реализму, новаторство и общедоступность его языка и стилевой манеры.

Слово учителя.

Обнимая весь мир человеческих отношений, не чуждаясь показывать темные стороны человеческой жизни, Пушкин, художник идеала, звал людей к идеалу: посмотрите, сколько у нас благородных, прекрасных героев! Гоголь сказал о нем :" Это русский человек в его развитии, в каком он , может быть, явится через 200 лет"

Этот срок близится к концу, а Пушкин и его герои по - прежнему являются недостижимыми образцами русского человека. Наш национальный гений и здесь оставил нам великую тайну, которую предстоит разгадывать.

"Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем", - Ф.М. Достоевский.

Пушкину были открыты тайны человеческой жизни, тайны космоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повести Белкина" А.С.Пушкина на уроках литературы

Методическая разработка уроков  литературы по творчеству А.С.Пушкина в VII классе...

тест по "Повестям Белкина" А С Пушкин

Этот тест поможет учащимся вспомнить содержание произведений А.С.Пушкина "Станционный смотритель", "Метель"...

Повести Белкина А.С.Пушкин

Своя игра http://pedsovet.su/load/323-1-0-39009...

Пушкин А.С. Цикл повестей Белкина. "Барышня - крестьянка".Презентация к уроку литературы в 6 классе.

Методический материал к уроку литературы ( вн.чт.)  в 6 классе. Цели: - в процессе комментированного чтения ознакомить учащихся с прозой А.С. Пушкина, с понятием "цикл повестей", образом в...

Проект Читательская конференция "Повести Белкина" А.С. Пушкина (по повести "Барышня-крестьянка")

Открытый урок проводился  в форме читательской конференции с учащимися и их родителями. Родители тоже заранее прочитали повесть и активно участвовали на занятии. Судя по их отзывам, занятие прошл...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...