Творческая мастерская по литературе "Не хочу учиться" (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"), 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Снигирева Анастасия Владимировна

Конспект урока-творческая мастерской по литературе ( по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") с презентацией для 8 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ…», 8 КЛАСС

(ПО КОМЕДИИ Д.И.ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»)

 Снигирева Анастасия Владимировна,

  заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей №2» г.о.Дзержинский Московской области

Цель урока: провести сравнительный анализ проблем воспитания и образования, поднятых в комедии Д.И. Фонвизина, с современными проблемами; подвести учащихся к осознанию актуальности пьесы.

Задачи:.

  • развивать навыки анализа драматургического текста; навыки смыслового чтения;
  • развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, актёрские способности;
  • воспитывать читательскую культуру учащихся, внимательного и вдумчивого читателя;
  • формировать коммуникативную компетенцию на основе групповой работы, закреплять навыки публичного выступления;
  • развивать исследовательские навыки;
  • формировать общекультурную компетенцию на основе применения межпредметных связей (история, литература, театр);
  • формировать навыки анализа художественного произведения;
  •  учить учащихся анализировать собственные нравственные поступки, отношение к учебе, к родителям, к педагогам, к окружающим;
  • способствовать выработке у учащихся собственных взглядов, суждений, оценок;
  • развивать нравственные качества (уважение к старшим, ответственность, умение признавать свои ошибки и т.д.);
  • воспитывать ответственное отношение к учению.

                                  Планируемые результаты:

Личностные: воспитание уважения к родителям и педагогам, ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к познанию; формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Метапредметные: развитие навыков смыслового чтения, умения работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, строить логическое рассуждение и делать вводы.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного создавать устные и письменные высказывания, способного аргументировать своё мнение, воспринимать, обсуждать, анализировать и интерпретировать прочитанное; понимание значимости чтения и изучения русской литературы как особого способа познания жизни.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть.

На сегодняшнем уроке-мастерской вы будете работать в группах.

Напомните друг другу правила работы в группе.

(Выступления детей)

  1. Ученики нашей школы участвуют в течение многих лет в молодёжном турнире игры «Что? Где? Когда?». На одном из туров был такой вопрос:

Девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву после того, как узнал о намерениях отца в отношении себя. Можно сказать, что желания Ломоносова были прямо противоположны желаниям… какого литературного персонажа?

Командам даю минуту на обсуждение.

Ответ: Митрофан Простаков.

Зачёт: Митрофанушка, Митрофан.

Комментарий: Ломоносов отправился в Москву, узнав, что отец хочет его женить. Таким образом, Михаил Васильевич действовал по принципу: «Не хочу жениться, хочу учиться», что прямо противоречит устремлениям фонвизинского Митрофанушки.

Если М.В.Ломоносов хотел учиться и для этого пешком отправился в Москву, то герой комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина Митрофанушка говорил: «Не хочу учиться, а хочу жениться»

  1. Название нашего урока: «Не хочу учиться…»

Запишите эти слова в свои тетради и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке с таким названием, какие вопросы будем обсуждать?

4.Обсудите в группе.

5. Выступления от групп.

(Варианты ответов детей: вспомним комедию Фонвизина, её героев, поговорим о проблеме образования, подумаем, почему Митрофанушка не хотел учиться, будем все вместе в группах выполнять ваши задания)

6. Ребята, а как вы думаете, почему Митрофанушка так говорил, почему он не хотел учиться? Обсудите в группах.

7. Обсуждения в группах.

8. Выступления от групп.

(Варианты ответов детей: не видел смысла в учёбе; было неинтересно; безграмотные учителя)

9. Комедия-жанр драматический, предназначен для постановки на сцене. И сейчас мы с вами побываем в театре и посмотрим эпизод комедии «Урок Митрофанушки» в исполнении учеников вашего класса.

Госпожа Простакова-Гнатченко Ольга

Митрофанушка-Селезнёв Даниил

Цыфиркин-Иванцов Андрей

Ученики показывают заранее подготовленную инсценировку эпизода комедии.

Поблагодарим актёров бурными аплодисментами, спасибо, ребята.

10. А теперь скажите, пожалуйста, что можно (нужно) сделать, чтобы Митрофанушке стало интересно учиться? Обсудите в группах.

11.Обсуждение в группах.

12. Выступления от групп

(Варианты ответов детей: изменить отношение матери к учёбе и учителям, тогда и Митрофан будет по-другому относиться; сделать уроки интересными; нужны грамотные учителя)

13. Скажите, кто учил Митрофанушку?  (Цыфиркин, Кутейкин, Вральман)

Кого из учителей больше всего уважала Простакова? Почему? (Вральмана, т.к. он не заставлял учиться Митрофана)

14. Как вы думаете, такая ситуация с образованием, с учителями была редкой или типичной в России 18 века? Обсудите в группах.

15.Обсуждене в группах.

16. Выступления от одной группы.

 (Варианты ответов детей: ситуация типичная, если вспомнить, как учили Петрушу Гринёва из «Капитанской дочки»)

17. На ваших столах лежат отрывки из произведений. Прочитайте их в группе, сопоставьте с комедией «Фонвизина» и сделайте вывод: правильны ли ваши предположения.

  1. Отрывок из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»  

глава «Городня».

В этой главе путешественник встречает француза, и тот рассказывает следующее:

Француз. — Я в Париже с ребячества учился парикмахерству. Выехал в Россию с одним господином. Чесал ему волосы в Петербурге целый год. Ему мне заплатить было нечем. Я, оставив его, не нашед места, чуть не умер с голоду.   Попав в Москву, встретился на улице с двумя моими земляками, которые советовали мне оставить хозяина и искать в Москве учительского места. Я им сказал, что худо читать умею. Но они мне отвечали: «ты говоришь по-французски, то и того довольно». Хозяин мой не видал, как я на улице от него удалился, он продолжал путь свой, а я остался в Москве. Скоро мне земляки мои нашли учительское место за сто пятьдесят рублей, пуд сахару, пуд кафе, десять фунтов чаю в год, стол, слуга и карета. Но жить надлежало в деревне. Тем лучше. Там целый год не знали, что я писать не умею. Но какой-то сват того господина, у которого я жил, открыл ему мою тайну, и меня свезли в Москву обратно.  

  1. Отрывок из «Записок» Г.Р.Державина, в которых поэт рассказывает о своём обучении.  

     За неимением в тогдашнее время в том краю учителей, научен я был от церковников читать и писать. Мать, однако, имея более времени быть дома, когда отец отлучался по должностям своим на службу, старалась пристрастить к чтению книг духовных, поощряя к тому награждением игрушек и конфектов.   Наконец в Оренбурге  на седьмому году, по тогдашним законам, явлен был на первый смотр губернатору Ивану Ивановичу Неплюеву и отдан для научения немецкого языка, за неимением там других учителей, сосланному за какую-то вину в каторжную работу, некоторому Иосифу Розе, у которого дети лучших благородных людей, в Оренбурге при должностях находящихся, мужеска и женска полу, учились. Сей наставник был жесток, наказывал своих учеников самыми мучительными штрафами, а сам был  невежда, не знал даже грамматических правил.

  1. Отрывок из воспоминаний И.И. Шувалова.

Иван Иванович Шувалов, выдающийся государственный деятель Елизаветинского времени, основатель московского университета, покровитель Михаила Васильевича Ломоносова, основатель Академии художеств в Петербурге, в докладной записке сенату в 1754 году, доказывая, что нужен университет, пишет: «Дворяне, не сыскав лучших учителей, принимают таких, которые лакеями, парикмахерами, и другими подобными ремеслами всю жизнь свою препровождали. Нужен университет».

18. Выступления от групп. Ученики читают отрывок, объясняют, в чём сходство. Делают вывод, что Фонвизин отразил типичную ситуацию, которая сложилась с  образованием в России 18 века.

19. Это было в далёком 18 веке, сейчас учителями работают грамотные люди, профессионалы, получившие специальное образование, любящие своё дело, почему же мы часто их слышим слова «Не хочу учиться…»?

Чего не хватает вам, ученикам 21 века, для того, чтобы возникло желание учиться?

 Напишите свой ответ на этот вопрос и обсудите в группах.

20. Выступления от групп.

21. Спасибо за честные ответы. В конце нашего урока я попрошу вас посредине строки записать два слова:  

Я      Митрофанушка

Выразите с помощью частиц, предлогов, союзов, знаков препинания, математических знаков отношения между вами и Митрофанушкой.

Написали? То, что у вас получилось, будет названием вашего небольшого текста-размышления. В течение 5 минут я попрошу вас написать эти небольшие сочинения, а потом поделиться ими.

22. Кто хочет поделиться с классом своими размышлениями?

23. Рефлексия.

Ребята, поделитесь вашими впечатлениями от урока. Совпали ли ваши предположения в начале урока с тем, что вы делали в течение урока? Было ли что-то новым для вас? Что понравилось или не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематической дискуссии «Не хочу учиться, хочу жениться»

Основная цель этого классного часа – это формирование семейных ценностей, ценности брака и семьи.Цели классного часа1. Осознание, что брак — очень ответственное дело, требующее подготовки.2. Любовь — ...

Урок-творческая мастерская "Учимся брать интервью"

Сценарий урока в форме творческой мастерской с мультимедийной презентацией на тему "Учимся брать интервью" урок проводится в 7классе с целью углубления знаний о публицистическом стиле речи и формирова...

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

Разработка классного часа на тему: "Не хочу учиться, а хочу жениться"

Классный час "Не хочу учиться, а хочу жениться"...

Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"

Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей,...