Олимпиадные задания по литературе, 10 класс
олимпиадные задания по литературе (10 класс) на тему

Леонтьева Ольга Эдуардовна

Задания школьного этапа олимпиады по литературе для 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская предметная олимпиада школьников 2016/2017 уч.г.

Олимпиадные задания по ___литературе___________________

10 класс

Время выполнения 90 минут

  1. Определите, из каких произведений взяты следующие отрывки

(необходимо назвать автора и произведение)

А.

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор ... сидел во втором

ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и

чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!

Б.

Или вон тот ещё, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

В.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт

И быстрой ножкой ножку бьёт.

Г.

– Что ж, едем в театр, Володя?

– Нет, мне некогда, – отвечал Володя, краснея.

– Ну, вот ещё! – поедем пожалуйста!

– Да у меня и билета нет.

– Билетов сколько хочешь у входа.

– Погоди, я сейчас приду, – уклончиво отвечал Володя и, подёргивая плечом, вышел из комнаты.

Я знал, что Володе очень хотелось ехать в театр, куда его звал Дубков; что он отказывался потому только, что у него не было денег и что он вышел за тем, чтобы у дворецкого достать взаймы пять рублей до будущего жалованья.

Д.

Ну, а раз она мне и говорит:

— Что вы,— говорит,— меня всё по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы,— говорит,— как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.

— Можно,— говорю.

И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.

На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой — внизу сидеть, а который Васькин — аж на самой галерке.

Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я

— на Васькин. Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то её вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошёл. Гляжу — антракт.

  1. Соотнесите фамилии русских писателей и род их деятельности, не

связанной с литературным творчеством.

И.А. Крылов          губернатор

                                                               

А.С. Грибоедов        библиотекарь

                                                           

Г.Р. Державин           цензор

                                                                   

В.А. Жуковский        педагог

                                                                         

П.А. Вяземский         дипломат

  1. Характеристика каких поэтических жанров представлена ниже? Приведите примеры произведений каждого жанра.

А. ….. - лирический жанр, содержащий в стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Б. … - один из древнейших поэтических жанров, представляющий собой стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь к конкретному адресату, высказывает свои суждения.

В. … - жанр лирики, представляющий собою торжественное   стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою.

 Г. …. - традиционная поэтическая форма, относится к числу так называемых строгих, или твёрдых, форм. Обычно состоит из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена и 2 трёхстишия-терцета или 3 катрена и двустишие.

Д. … - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

                                                           

  1. Выполните комплексный анализ прозаического текста.

(Укажите тему, идею произведения, художественные средства, используемые автором; обратите внимание на то, какие исторические периоды затрагиваются в миниатюре, как они соотносятся между собой; как вы понимаете смысл названия и финала).

А.И. Солженицын.

Прах поэта.

(Цикл «Крохотки»)

Теперь деревня Льгово, а прежде древний город Ольгов стал на высоком обрыве над Окою: русские люди в те века после воды, питьевой и бегучей, второй облюбовывали - красоту. Ингварь Игоревич, чудом спасшийся от братних ножей, во спасенье своё поставил здесь монастырь Успенский. Через пойму в ясный день далеко отсюда видно, и за 35 верст на такой же крути - колокольня высокая монастыря Иоанна Богослова. Оба их пощадил суеверный Батый.
Это место, как своё единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь. Все нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озираться на тихие просторы.

Но - нет куполов, и церквей нет, от каменной стены половина осталась и достроена дощатым забором с колючей проволокой, а над всей древностью - ВЫШКИ, пугала гадкие, до того знакомые, до того знакомые... В воротах монастырских - ВАХТА. Плакат: "За мир между народами!" - русский рабочий держит на руках африканёнка. Мы - будто ничего не понимаем. И меж бараков охраны выходной надзиратель в нижней сорочке объясняет нам: -Монастырь тут был, в мире второй. Первый в Риме, кажется. А в Москве - уже третий. Когда детская колония здесь была, так мальчики, они же не разбираются, все стены изгадили, иконы побили. А потом колхоз купил обе церкви за сорок тысяч рублей - на кирпичи, хотел шестирядный коровник строить. Я тоже нанимался: 50 копеек платили за целый кирпич, 20 за половинку. Только плохо кирпичи разнимались, всё комками с цементом. Под церковью склеп открылся, архиерей лежал, сам - череп, а мантия цела. Вдвоём мы ту мантию рвали, порвать не могли...
- А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта. Где она? - К Полонскоиму нельзя. Он - в ЗОНЕ. Нельзя к нему. Да чо там смотреть? - памятник ободранный? Хотя постой, - надзиратель поворачивается к жене. - Полонского-то вроде выкопали?

 - Ну. В Рязань увезли, - кивает жена с крылечка, щелкая семечки. Надзирателю самому смешно:

- Освободился, значит..."

1958 – 1960 г.



Предварительный просмотр:

Литература 10 класс.

Ключи.

1.   А.  А.П. Чехов «Смерть чиновника»

      Б.  А.С. Грибоедов «Горе от ума»

      В.  А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

       Г. Л.Н. Толстой «Отрочество»

      Д.  М.М. Зощенко «Аристократка»

2.   И.А. Крылов - библиотекарь

     А.С. Грибоедов - дипломат

      Г.Р. Державин - губернатор

       В.А. Жуковский - педагог

       П.А. Вяземский – цензор

3.  А. Элегия

     Б. Послание

     В. Ода

     Г. Сонет

     Д. Эпиграмма



Предварительный просмотр:

Сопроводительный лист.

А. Леонтьева О.Э., МОУ СОШ №2

Б. Время выполнения 90 минут

В. Подсчёт баллов. 

Задание №1

По 1 баллу за каждое верно указанное произведение.

Всего – 5 баллов

Задание №2

По 1 баллу за каждый верный ответ

Всего – 5 баллов

Задание №3

По 1 баллу за верное определение жанра и по 1 баллу за каждый правильный пример.

Всего – 10 баллов.

Задание №4

Обязательно оцениваются:

- понимание произведения, авторского замысла, конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимальная оценка – 20 баллов.

-композиционная стройность работы, ее стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность отсылок к тексту.

Максимальная оценка – 10 баллов.

- Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и учение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы .

Максимальная оценка – 5 баллов.

- Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

Максимальная оценка – 5 баллов.

Дополнительно оцениваются:

- Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных при общепринятом подходе к анализу данного текста.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Всего – 45 баллов.

Максимальной балл за всю работу - 65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

Олимпиадные задания по литературе 8 класс  с ответами...

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

Олимпиадные задания по литературе 8 класс  с ответами...

Олимпиадные задания по литературе для 8 класса.

Задания преднахначены для школьной олимпиады....