Конспект урока литературы. 5класс. «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Плюхина Наталья Евгеньевна

Урок литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.dobro_i_zlo_v_skazke_k.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы. 5класс.Учитель МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца» Плюхина Н.Е.

Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки.

Цель урока:

содержательная: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий  «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста, составляющими основу умения учиться понимать текст;

деятельностная: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию,  формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.

Задачи:

Образовательная:

помочь детям раскрыть содержание сказки, её идейный замысел; продолжать работу над умением давать   характеристику героям произведения  и оценку поступкам; доказать, что добро побеждает зло.

Развивающая:

развивать умения учащихся анализировать и давать характеристику героям;

оценивать поступки героев;

совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах, развивать логическое мышление.

Воспитывающая:

способствовать становлению личностной нравственности школьников на основе идейного содержания сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Планируемые результаты.

Предметные УУД: развитие навыка анализа художественного текста, формирование умения выражать собственное отношение к произведению, к поступкам героев.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения К.Г.Паустовского  к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: ноутбук,проектор,учебник, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока.

Ребята, давайте начнём сегодняшний урок с улыбки и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи. Вы передаёте частичку своего хорошего настроения другому. Ведь нас окружают добрые и внимательные люди, поэтому сразу становится тепло на душе, хочется творить добро.

Мобилизация внимания.

1 мин.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель читает отрывок из сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» (Приложение №1)

- Отрывок из какого произведения вы прослушали?

Кто автор этой сказки?

-Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Слушают чтение текста, отвечают на проблемные вопросы, рассуждают, делятся впечатлениями.

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Начнём урок с игры «Узнай героя».

-Теперь проверьте себя, насколько точно вы помните содержание текста. На выполнение тестового задания вам отводится 2 минуты.

- Ребята, закончив выполнять задание, передайте его соседу по парте. Проверьте работу одноклассника. Оцените ее, посмотрев на слайд.

- Поставьте свою отметку в оценочный лист.

Приём «Цветовые ассоциации»

-А теперь представьте жизнь двух понятий – Добра и Зла. Какие краски и цвета вы бы использовали, изображая их? Обоснуйте свой ответ.Что такое добро? Зло?(Светлые цвета. Добро – это радость, счастье, хорошие поступки. Тёмные цвета. Зло-это горе, вред, плохие поступки).

- В каких литературных жанрах добро всегда борется со злом?  ( В сказках)

- Назовите уже известные вам сказки, в которых можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы? (« Сказка о мёртвой царевне  и семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын…» и др.)

Работа с тестом. Взаимопроверка.

Определяют смысл понятий «добро» и «зло».

4.Целеполагание, планирование.

Сегодня на уроке нам предстоит внимательно разобраться в произведении К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», понять, о чём нас заставляет задуматься автор, какие выводы сделать?

 - Итак, как бы вы определили тему нашего урока?

- Составьте её из слов и словосочетаний, предложенных в задании в рабочем листе: герои сказки, добро, и их поступки, в сказке, зло.

- Запишите тему урока . (Слайд)

- Эпиграфом к нашему уроку являются замечательные слова К. Г. Паустовского: «Доброта – бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь». ( Слайд)

- Как вы их понимаете?

- Как мы можем сформулировать цель нашего урока, исходя из темы? (Цель урока: раскрыть значение понятий «добро» и «зло» на примере анализа сказки…

- Определим задачи нашего урока. Предложите свои варианты и сверьте с образцом. (Слайд)

Задачи:

-охарактеризовать героев;

-оценить  поступки героев;

- доказать,что добро побеждает зло.

5. Физкультминутка.

Выполняют простые  для зрения упражнения .

6. Открытие нового знания.

Осмысление содержания.

Работа с текстом .

Словарная работа.

Самостоятельная работа.

Исследовательская работа .

- Ребята, как вы понимаете выражения – «нравственные качества», «безнравственные  поступки»? (Нравственные качества:доброта,трудолюбие,милосердие,скромность,честность.) Эти качества раскрывают понятие «добро».

Безнравственные поступки: добрые дела для повышения своего авторитета, предать человека, который тебе доверяет, унижать человека и т. д.) А  эти поступки олицетворяют  зло.

-Кто из героев сказки  совершил безнравственный, злой поступок?(Филька) Обратимся к тексту.

Приём «Чтение с остановкой»

Читает учитель. Чтение с остановками

«Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу».

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

«Да ну тебя!...по губам».

 «Конь … до слов   Иди , копай»

-Что будет дальше и почему? Филька совершает зло- прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. Выбрасывает хлеб-это великий грех. После этого деяния всю округу сковывает лютый мороз. Природа реагирует на злые  поступки, олицетворяет зло.)

- Каким мы видим Фильку до разговора с бабушкой? Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», жестокий.

-  Позднее Филькина бабушка  рассказывает притчу. Найдите определение этому слову в Словаре литературоведческих терминов в вашем учебнике.

Чтение притчи по ролям.

- Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабушки  и Фильки?

(мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)

— Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»?

Приём «Верите ли вы, что…»

- Филька совершил злодейство.(Обижает коня,обзывает,бросает хлеб)

- Поступок Фильки отразится на жизни жителей деревни Бережки.

- Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих

Работа в группах.

-  А теперь давайте посмотрим, как некоторые герои предлагают справиться со злом. Для этого мы разделимся на группы, каждая группа выполняет своё задание

( отвечает на вопросы):

1 группа: что предлагает Фильке бабушка?

2 группа: что советует сделать Панкрат?

3 группа : что делают ребята?

Найдите ответы в тексте.

-  Как же боролись со злом герои сказки?Сделайте вывод.

-  Итак, со злом нужно бороться всем миром.

Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали        возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.

-Как изменился Филька? (Деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

-Как изменилось описание природы? Картина олицетворяет добро,т.к. Филька совершил благородный поступок. Это говорит о взаимосвязи человека и природы.)

-На каком приёме построена сказка?

 Работа по группам.

Задания:

1 группа. Найдите пословицы и поговорки в произведении. Выпишите в рабочий лист .

2 группа. Найдите  реальные и сказочные мотивы в произведении. Запишите в рабочий лист .

3 группа. Охарактеризуйте  мужика из притчи и Фильку. Почему у Фильки не замёрзло сердце?

( Задания на слайде)

Отвечают на вопросы.

Выразительное чтение притчи.

Работают в группах.

Осмысление содержания сказки, организуют смысловое чтение, учатся выражать свою точку зрения, проводят исследовательскую работу.

6.Включение нового знания в систему знаний.

Просмотр фрагмента из мультфильма по сказке «Тёплый хлеб».

- Какой вывод можно сделать, просмотрев этот фрагмент? ( Конь простил Фильку, наступила весна. Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый).

Составление кластера.

Соотнесите слова, словосочетания с понятиями «добро-зло».

Сверьте с ответом на доске.

Выставите свою отметку на лист оценивания.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Самопроверка.

7.Подведение итогов урока.

Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

Запишите в рабочий лист.

(Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Не причинять другим вреда, обиды.

Отвечать за свои поступки, слова.

Не бояться просить прощения, прощать.

Необходимо ко всему относиться с добром.

Быть внимательным и добрым.

Уметь  видеть чудо и творить его. )

Учитель. 

Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас.

Формулируют свои варианты.

8. Рефлексия и оценивание.

Заполните, пожалуйста , анкету в оценочном листе.

Учитель.

Спасибо всем за урок.

Ребята, как вы думаете, кто сегодня на уроке прекрасно работал, чьи ответы были правильными и полными? Кто заслуживает пятёрки?

- Чья группа была более активной? Почему?

Выставление отметок за урок с комментариями.

Оцените свою работу на уроке в рабочих листах, сдайте их.

Оценивают свою работу на уроке и работу товарищей.

9. Домашнее задание.

Домашнее задание напечатано каждому на листочке.

1.Ответить на вопросы: почему сказка называется «Тёплый хлеб»?

- А какое название сказке дали бы вы? Почему?

2. Подобрать пословицы о  хлебе ( 3-5).

3.Творческое задание: в тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки и каким в конце, после совершения доброго поступка. Обоснуйте свой выбор. ( По желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

РЕЦЕНЗИЯна урок литературыТема урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб »  Учитель:  русского языка и литературы Мыгыш  Н.Г.Класс:  5 .Тип урока: урок-м...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

Конспект урока литературы в 5 классе. Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

В работе представлен урок по литературе в 5 классе (УМК Коровиной). Тип урока - урок по закреплению новых знаний и способов деятельности, который включает в себя деятельностную цель (формирование у уч...

Урок литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...