Урок литературы в 5 классе "К.Г. Паустовский "Тёплый хлеб": герои сказки и их поступки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Мортикова Мария Викторовна

Урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5б классе

Тема урока:   К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Тип урока:     урок открытия нового знания

Цель: познакомить уч-ся с личностью писателя; формировать  понятия о  нравственности, добре, зле; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения; воспитывать нравственные качества обучающихся.

Предметные

-определение темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора.

-анализа описанных событий, поступков героев.

- составления портрета литературного героя

МетапредметныеУУД:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое  высказывание в устной форме;

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;

Личностные :  формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, воспитывать в детях чувство доброты и бережного отношения к природе, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, учить необходимости исправлять свои ошибки.

Оборудование: доска, рабочие тетради, карточки, карточки – кластеры,  учебник, словари, карандаши, ручки, раздаточный материал, ИКТ.

Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. -  6-е издание, Москва «Просвещение» 2016

Ход урока

1.Мотивационный этап. Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

2.Этап актуализации знаний по предложенной теме.

(Слайд №1).Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений? «Прощание с летом», «Лисичкин хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Дремучий медведь», «Похождение жука-носорога».

(Слайд №2)Да, действительно, все эти произведения написаны  замечательным русским писателем К.Г.Паустовским.

Ребята, послушайте следующие слова:

Может быть тёплым день за окошком.

Тёплой – улыбка, тёплою кошка.

Тёплыми могут быть автора строки.

Тёплым –  общенье на нашем уроке.

Ребята, а что ещё может быть тёплым? (ответы детей)

(Слайд№3) Давайте посмотрим, что означает слово «тёплый» по словарю.

Ребята, почему мы так много сегодня говорим о тепле? (читали дома сказку «Тёплый хлеб»)

А что означает словосочетание «Тёплый хлеб», ставшее названием сказки? (ответы обучающихся).  Почему автор назвал сказку именно так?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»)

(Слайд №4) Итак, тема урока К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.  Записывают тему в тетрадь.

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться».

Размышления над эпиграфом урока. (Человек должен признавать свои ошибки и уметь их исправлять)

(Слайд№5)Какие задачи ставит перед нами  тема урока? (Проанализировать поведение и поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька.)

3.Стадия выявление затруднения.

А мы наш урок начнём с проверки знания текста.

Задание «Лови ошибку!»

- Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки.(Бережки)

- В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он. ( Конь был общественным, и каждый считал своим долгом покормить его)

- Панкрат рассказал Фильке историю про злого мужика и солдата. (Бабка рассказала)

- В сенях у бабки жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала. (Сорока жила у Панкрата)

- Я, дедушка Панкрат, как высплюсь, завтра соберу ребят. (На рассвете)

- Филька разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню. Конь сразу взял хлеб. (Но конь хлеба не взял)

- Сорока сидела на раките и сердито трещала. И все её слушали. (Но её никто не слушал)

4.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Слово учителя о писателе. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который очень серьёзно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.72)

Для начала обратимся к статье учебника о К.Г.Паустовском.

Приём «Дневник двойных записей» (Обучающиеся делят тетрадь пополам, в левой части записывают наиболее понравившиеся моменты биографии, а в правой,  почему эти моменты заинтересовали читателя, в конце работы зачитывают записи).

Возвращаемся к сказке. Слово учителя.

Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?

А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время.  Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы.  

-Где происходят события? (В деревне Бережки)

Что вы можете сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

(Слайд№6) Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит …..

Составление кластера (в парах)

                                      мир    

                              Хор.поступки                                          свет

мама                                                                                          солнце

                                                         Добро    

                     радость                                        

                                           счастье                            любовь

Итак, определим добрые ли люди жили в деревне?

5.Первичное закрепление новых знаний.

(Слайд №7) Кто главные герои сказки?

C:\Users\Алёна\Pictures\Рисунок24.pngC:\Users\Алёна\Pictures\Рисунок25.pngC:\Users\Алёна\Pictures\Рисунок26.png

Конь Мальчик —          Мельник Панкрат-        Мальчик Филька, по

вороной конь,         «скорый на работу,        прозвищу «Ну тебя», -

«раненый, пострадал           сердитый старик,        «молчаливый,

от  врага».        и ребята считали его         недоверчивый».

        колдуном»

Сейчас разделимся на группы

Задание группе № 1. Стилисты.

Сравните 2 эпизода: описание природы до встречи Фильки с конём; описание метели.

1. Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов «Зима в этом году стояла теплая…), 
2. Описание метели (От слов: «Слеза скатилась у коня из глаз…») 
1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и дасть людям жизнь – хлеб. 
2-й – ревет, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор?

- Олицетворение. 
- Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке неуважение к природе. Конь и человек - это часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха. 

Задание группе № 2. Философы.

Эпизод «Диалог бабки и Фильки».

Зачем бабка рассказывает историю столетней давности? Почему истории так похожи?

Выборочное выразительное чтение эпизода.

Общий вопрос: Легко ли Фильке идти к мельнику?

Задание группе № 3. Театральная группа.

Инсценируйте эпизод «Филька у мельника».

Как характеризует Фильку его рассказ?

Как вы понимаете выражение «бессмысленный человек»?

Общий вопрос: О чём хотите ещё спросить Фильку, Панкрата?

Задание группе № 4. Аналитики.

Проанализируйте эпизод «Совместная работа по спасению мельницы».

Какие слова убеждают нас в том, что жизнь вернулась в деревню?

Почему радость оказалась неполной?

Задание группе № 5. Лингвисты.

Эпизод «Филька просит прощение у коня».

Какова роль мельника? Ребят?

Какие чувства стали испытывать главные герои?

Сохранится ли за Филькой прозвище «Ну тебя»?

- А что же сделал Филька?

- Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом и христарадником. 
- Кто такой дьявол? Подберите синонимы.

- Нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт. 
- А кто такой христарадник?
- А ведь конь в русской традиции является символом доброты и счастья. 


- А вы знаете, что обозначает имя Филипп?  Филипп – греч. – любитель лошадей. 
Соответствует ли имя мальчика его поступкам? 

- Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но, каким себя потом ощутил Филька?

- Счастливым.  Зачитайте отрывок в учебнике.

(Слайд№8) Давайте построим схему исправления ошибки Филькой?

  • Преодолеть…
  • Исправиться…
  • Раскаяться…
  • Осознать…

 

Слова учителя. -
П-РОСТ -ить – РОСТ – простить – это значит вырасти … ДУШОЮ!

Вырасти – значит, увидеть ситуацию с ЛЮБОВЬЮ! Увидеть в ситуации УРОК, а не «виновных»!

Релаксация (включается музыка)

 Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

   6.Самостоятельная работа.

(Слайд№9) Перед вами лежат заготовленные кластеры - таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

Отношение к лошади:

Речевая характеристика:

Вывод:

Учащиеся: (примерные ответы) 

Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.

Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Вывод: Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

- Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.

 (Слайд№10)

7.Этап включения в систему знаний и повторения

Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.

ПРОСТИ

П – понимание

Р – радость

О – открытость, откровенность

С – сострадание, стыд

Т – терпение

И – искренность, избавление

- Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? Вспомните эпиграф к нашему уроку. «Умел ошибиться - умей и поправиться». Теперь вы можете сказать, почему К.Г.Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб»? А хлеб – это жизнь1

- Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в  тетрадь.

(Слайд №11) Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

 Правило 2. Умей признавать свои ошибки, и с чувством ответственности исправляй их.

8.Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите предложения:  

Сегодня я познакомился (узнал)…__________________________________________

Самым интересным для меня..______________________________________________

Мне непонятно…_______________________________________________________

Я ещё хотел бы узнать…__________________________________________________

(Слайд№12)

Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире-  от доброты людской, от щедрости их сердец. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Я даю каждому кусочек своей доброты.

А возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочется сказать, что тёплой может быть улыбка. Между прочим именно о такой памяти мечтал писатель: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой  же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

(Слайд №13)

9. Определение и разъяснение домашнего задания.

 1. Написать мини – сочинение «Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». (дополнительно)

2.Подобрать пословицы о хлебе.

3.Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

33333333вапчется



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

ОУ: МБОУ Дубровская № 1 СОШ им. генерал- майора Никитина И.С.

Дата: 17.03.2017

ФИО учителя: Мортикова Мария Викторовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса:

Урок был дан в 5б классе. В классе 19 обучающийся, из них на «5» успевают - 14, на «4» - 5. Из чего следует, что обучающиеся данного класса имеют хорошую высокую подготовку.

 Класс работоспособный, заинтересованный, любознательный. Взаимоотношения между обучающимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слушать и слышать другого.

Обучающиеся были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний, что позволило им быстро включиться в деловой ритм.

На уроке старалась давать только положительную характеристику результатам деятельности обучающихся, что стимулировало и повышало их активность на уроке. 

Урок проводился согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы учителя.

При подготовке урока были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.

Тема урока: К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Место данного урока в общей структуре учебного предмета: это первый урок в разделе - Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения урока: урок поиска истины.

Цель - осознание идейного содержания сказки, совершенствование навыков анализа художественного текста.

Весь ход урока был направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, решались следующие задачи:

Предметные:

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного.

- развитие способности понимать литературные художественные произведения;

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

-  формирование умений владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет, основной конфликт;  характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства; представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; выразительно читать фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;  ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать со словарями.

      Метапредметные:

Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое  высказывание в устной форме;

Регулятивные УУД: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;

Личностные:

формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, воспитывать в детях чувство доброты и бережного отношения к природе, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, учить необходимости исправлять свои ошибки.

Оборудование: доска, рабочие тетради, карточки, карточки – кластеры, учебник, словари, карандаши, ручки, раздаточный материал, ИКТ.

Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. -  6-е издание, Москва «Просвещение» 2016

       При проведении урока использовала  технологии системно-деятельностного подхода, таких, как: технологии исследовательской деятельности, развития критического мышления, проблемного обучения, эвристический метод, личностно ориентированного обучения и ИКТ, здоровьесберегающие.

Считаю, что применение данных технологий позволяет наилучшим способом формировать универсальные учебные действия обучающихся, развивать все виды деятельности и соответствуют как возрастным особенностям обучающихся, так и особенностям преподавания предмета «Литература».

         Методы обучения: 

- словесные: эвристическая беседа;

- наглядные: обучающая презентация, раздаточный материал;

- практические:  устная работа, практикум, смысловое чтение, работа с текстом учебника, пересказ.

Использовался частично-поисковый метод, метод проблемного диалога.

Формы организации деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Для решения поставленных задач была выбрана следующая структура урока.

1. 1.Мотивационный этап;

2. Этап актуализации и пробного учебного действия;

3. Стадия выявления места и причины  затруднения;

4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения;

5. Первичное закрепление новых знаний;

6.Самостоятельная работа;

7. Этап включения в систему знаний и повторения;

8. Рефлексия учебной деятельности;

9. Определение и разъяснение домашнего задания.

         Все этапы урока, на мой взгляд, были соблюдены.

1. Мотивационный этап включал в себя предварительную организацию класса 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной задачей данного этапа является подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий, возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие обучающимися цели познавательной деятельности.

Целеполагание было определено в результате диалога с классом. Через серию вопросов создавалась необходимая мотивация, побуждающая к вступлению к деятельности. (О чём вам говорят названия следующих произведений? Что ещё может быть «тёплым»? Что означает словосочетание «Тёплый хлеб»?). Работа над эпиграфом «Умел ошибиться – умей и поправиться», разъяснение его смысла и значения. В результате - постановка обучающимися цели урока.

      3. Стадия выявления места и причины  затруднения. Основной задачей здесь является осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей. Обучающиеся зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);  соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

 С обучающимися проводилась дискуссия, поиск выхода из затруднительной ситуации. На этом этапе был использован приём «Лови ошибку»

4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Основной целью здесь является построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач.

Этот этап был представлен разнообразными формами включения обучающихся в работу. При изучении творчества автора использовался  приём  «Дневник двойных записей», в котом  дети в левой части записывали наиболее понравившиеся моменты биографии и творчества автора, а в правой – чем эта информация заинтересовала; организована фронтальная беседа по тексту сказки с использованием приёма продолжи предложение «Приносить людям добро – это значит …»; парная  работа -  составление кластера со словом «добро».

         5. Первичное закрепление новых знаний.  Основной целью этого этапа является усвоение обучающимися нового способа действия.

1.Организована работа в группах: 1гр. Стилисты. Сравните 2 эпизода: описание природы до встречи Фильки с конём; описание метели.

2гр. Философы. Проанализировать эпизод «Диалог бабки и Фильки».

3гр. Театральная группа. Нарисуйте эпизод «Филька у мельника».

4гр. Аналитики. Проанализируйте эпизод «Совместная работа по спасению мельницы».

5гр. Лингвисты. Эпизод «Филька просит прощение у коня».

2. Фронтальная работа - построение схемы исправления Филькиной ошибки.

          6.Самостоятельная работа. На данном этапе организовано самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия (заполнение таблицы – кластера); самопроверка ими своих решений по эталону; создание (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

          7.Этап включения в систему знаний и повторения. Основной целью этого этапа является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

На данном этапе проводился анализ деятельности на уроке. В ходе фронтальной беседы обсудили смысл названия сказки «Тёплый хлеб», эпиграф к уроку; сформулировали правила «Нравственного кодекса» каждого человека.

          8.Рефлексия учебной деятельности. В конце урока проведена рефлексия. Итог урока подведен. Оценки выставлены.

          9. Определение и разъяснение домашнего задания. Домашнее задание представлено разноуровневого характера, прокомментировано и объяснено.

         Таким образом, содержание урока соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Каждый этап урока был связан с предыдущим и работал на следующий. Время распределено рационально. Плотность урока высокая.

На всех этапах урока прослеживались межпредметные связи.

Использование технологий системно - деятельностного подхода, в том числе приемов ТРКМ, позволило активизировать деятельность обучающихся.

Для снятия усталости и утомления и чтобы повысить умственную работоспособность была проведена физкультминутка.

На уроке для каждого ученика была создана ситуация успеха: поощрение собственной позиции, похвала, атмосфера сотрудничества, психологического комфорта, поддержка минимального успеха.

Урок прошел эффективно. Поставленные задачи урока достигнуты.



Подписи к слайдам:

Слайд 2

« Константин Георгиевич Паустовский

Слайд 3

Тёплый 1. нагретый, дающий или содержащий тепло. Тёплый луч солнца. Тёплая комната. Тёплое молоко. 2. не знающий морозов, южный (о климате, местности). Тёплые страны . 3. хорошо защищающий тело от холода. Тёплая одежда . 4. имеющий отопление. Тёплая дача . 5. перен . Ласковый, приветливый. Тёплое чувство. Тёплые слова утешения.

Слайд 4

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Эпиграф « Умел ошибиться – умей и поправиться»

Слайд 5

Задачи урока: -познакомиться с личностью писателя; -проанализировать поступки и поведение героев; -поразмышлять о том, легко ли исправить ошибки и как это сделать.

Слайд 6

Приносить людям добро – это значит …..

Слайд 7

Конь Мальчик — Мельник Панкрат Мальчик Филька, по вороной конь прозвищу «Ну тебя»

Слайд 8

Как исправить ошибку? Преодолеть… Исправиться… Раскаяться… Осознать…

Слайд 9

. Филька до разговора с бабушкой Филька после разговора с бабушкой Отношение к окружающим Отношение к лошади Речевая характеристика Вывод

Слайд 10

Константина Паустовского большинство современных читателей знает как певца российской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания юга и средней полосы России, Причерноморья и Окского края. Однако мало кому сейчас известны яркие и захватывающие романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн и революций. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только знаменитым, но и безвестным и забытым. Он успел опубликовать лишь несколько набросков биографий писателей, с которыми был либо хорошо знаком лично - Горький, Олеша, Пришвин, Грин, Багрицкий, либо тех, чье творчество особо его очаровало - Чехов, Блок, Мопассан, Бунин. Филька до разговора с бабушкой Филька после разговора с бабушкой Отношение к окружающим Невежа, выполняет всю работу с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый Деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, отзывчивый, предприимчивый, находчивый Отношение к лошади Наотмашь ударил коня по губам Заплакал перед конем Речевая характеристика «Да ну тебя» «Я умолю наших ребят, они хорошие» Вывод Филька прошел свой путь к доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Осознал все содеянное.

Слайд 11

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Правило 2. Умей признавать свои ошибки, и с чувством ответственности исправляй их.

Слайд 13

Домашнее задание 1.Подобрать пословицы о хлебе. 2.Написать мини – сочинение «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки ? » ( дополнительная оценка) 3.Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"

Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"способствует систематизации и закреплению знаний по истории родного села с помощью музейного материала....

План-конспект урока литературы в 5 классе "Тёплый хлеб"

план урока русского языка 5 класс "Тёплый хлеб" с применением структур...

Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й класс

Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й классОборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентац...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Открытый урок литературы К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке.

Ученики анализировали  художественное пространство сказки и оформляли в виде      «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки»,  «Кластера», ...

Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Материалы к уроку литературы по теме «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»...