Образ весны в литературе, живописи, музыке
статья по литературе (7 класс) на тему

Образ весны в литературе, живописи, музыке

 в контексте школьной программы

 

Началась весна! Какая прелесть!

М.М.Пришвин

 

За окном март. Чудесный весенний день. На проталинках уже видны первые островки зеленой травы, лопаются почки на деревьях, готовятся распустить свои клейкие листочки. Наверное, именно такой день имел в виду М.М.Пришвин, произнеся слова, взятые  в качестве эпиграфа.
Во все времена писатели, художники, композиторы восхищались этим временем года, и каждый по-своему смог показать его в своих произведениях. Любовь к родной  природе, прозаическим и лирическим, музыкальным и живописным произведениям  сближает для нас воедино имена А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева, М.М.Пришвина  и  И.С.Тургенева, И.И.Левитана и И.Шишкина, П.И.Чайковского и Рахманинова.
В школьный курс программы по литературе в V-VII классах включены странички, посвященные русской природе. Высокие проза и поэзия классиков XX века  оставляют в нашей душе светлые образы описаний её жизни в различные времена года: осени и зимы, весны и лета, а вместе с ними и особого настроения, которое передается читателю.
Одним из певцов природы  в русской литературе является Михаил Михайлович Пришвин. В своей книге «Времена года» он описал всё очарование  каждого временного периода. Писатель очень тонко чувствовал еле уловимые изменения, ощущал дыхание и движение каждой травинки, каждого цветочка.
Так совпало, что изучение творчества М.М.Пришвина  в школе на второй ступни образования приходится на весенний период. Это подталкивает учителя обратить особое внимание  детей на миниатюры писателя из главы «Весна» его знаменитой книги. Читая рассказы «Рождение звука», «Весна воды», «Голубые тени» и др., начинаешь испытывать такое чувство, будто видишь всё впервые. Тебя охватывает радость от открытий, которые сделал для тебя писатель, и теперь они стали и твоим достоянием.
Только представьте себе  рассказ из двух предложений. Это миниатюра «Реки цветов». А сколько открытий мы делаем из неё. Оказывается, там, где ранней весной проносилась полая вода, оставляя после себя слой плодородного ила, позже поднимались  полосы цветов. «Это была как бы цветочная карта весенних потоков»,- говорит К.Д.Паустовский. Именно от него мы узнаем, что тетерева токуют только в ясное утро, а если перед восходом  разлетаются, то обязательно пойдет дождь.
Каждый из нас по-своему любит это время года. Кто-то любуется первоцветами на проталинках, кому-то интересно наблюдать за прилетом птиц. Весна приносит обновление  не только в природу, но и в душу человека, вызывая прилив жизненных сил.  За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голос ветра, леса, ручья, весеннего дыхания. Кажется, что это «ветерок шевельнул старым листом, а  это вылетела первая бабочка». И вовсе не рябь в глазах, а первый цветок пробивается к свету. Из тех же очерков мы узнает,  что перед рассветом бывает особенно темно. Приход весны передается им с помощью различных поэтических средств: здесь мы можем наблюдать  и зрительные впечатления, и слуховые эффекты («потрескаются смолистые почки на тополях»). Широкое использование писателем в своих  рассказах художественных выразительных средств  расширяет представление читателя об образах и явлениях, окружающих его. Читатель становится свидетелем зарождения новой жизни, обновления природы в весеннюю пору. В очерке «Рождение звука» благодаря  олицетворениям (лес «встаёт, шевелится», веточки ели «начинают выпрыгивать», ручьи «бегут»), сравнениям («лучи солнца, как пожар», «под елями-соснами как песком посыпано»), эпитетам (дороги «рыжие», «рыжие хвоинки») мы отчетливо улавливаем величественное мгновение в жизни Природы-рождение звука. Герой Пришвина из рассказа «Молодые листики» не смог услышать трепещущих листочков. И автор объясняет причину:  «Они нежные, что ещё только трепещут, блестят, но не шумят»..  Мы знакомимся  с писателем не только как с  великолепным мастером пейзажа,  но и как с учёным-естественником и философом, анализирующим отношения человека к природе и думающего, к чему могут привести нерасчётливые наступательные действия людей на неё. Именно Пришвину принадлежит идея о необходимости сохранения равновесия сил в природе. Уже в 30-е  годы XX столетия он был глубоко утвержден, что «...охранять природу- значит охранять Родину».
Разговор о весне не будет полным, если мы не обратимся к творчеству русских художников. Об одном из них Е.Баратынский сказал: «С природой одною он жизнью дышал...»  Речь идет об известном мастере пейзажа Исааке Ильиче Левитане. Не смотря на  короткую жизнь,  он оставил нам картины родной  природы, в которых её жизнь, её дыхание. Левитан очень любил весну. Из-за  границы он пишет своему другу, художнику Васнецову: «Воображаю, какая прелесть у нас на Руси- реки разлились, оживает всё... Нет лучше страны, чем Россия...» Для художника весна-изобилие цвета, начало жизни. Левитан умел, по мнению М.М.Пришвина, «...искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».
Картина Исаака Левитана «Март» – это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. На дороге, ведущей к дому, растаял снег.  Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. О зиме ещё напоминают островки серого снега. Еще держатся  сугробы под деревьями, но уже чувствуется  в природе пробуждение. На светлом фоне темные сосны разбрасывают насыщенные ультрамариновые тени. Контраст им создают светлые стволы осин, наполненные солнечным светом.   Картина «Март» написана художником с натуры,  без предварительных зарисовок. Она полна жизни и солнца, напоена светом и воздухом.
Тему пробуждения природы Левитан развивал не раз.Образцом пейзажной живописи по праву можно назвать его  картину  «Весна. Большая вода». Отличается она поэтичностью, лиричностью, теплотой и прозрачностью.
В зеркальной воде отражается и  голубое небо, и тонкие голые стволы, и ветви деревьев.
На переднем плане мы видим забытую кем-то лодку, а вдалеке- высокий берег со скромными деревянными избами и несколько затопленных бревенчатых построек.
Мастерски изобразил Левитан и узкую полосу желто-рыжего берега.
Каждый предмет  написан с любовью и восхищением. Будто живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего-то хорошего, что принесет им весна. Любуясь тянущимися вверх тонкими молоденькими деревцами, как будто растворяешься в свете этого яркого солнечного дня.
Пейзаж наполнен светлыми, чистыми красками, характерными для весенней русской природы.
Колорит полотна создается тончайшими переходами оттенков: голубого, зеленого и желтого. Самым разнообразным является голубой цвет - для изображения неба и воды Левитан выбирает самые разнообразные оттенки: от молочно-белого до темно-голубого. Желтые стволы берез и их чуть дрожащие в воде отражения придают картине трепетность, "воздушность".
Картины Левитана проникнуты тонким лиризмом и поэзией, они необыкновенно музыкальны. Как созвучны эти пейзажи  произведениям М.М.Пришвина, стихотворениям Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, как хорошо ложатся на эти полотна мелодии русских композиторов, которые также
изображали приход весны в своих произведениях. Это и Чайковский в музыкальном цикле «Времена года», и Римский-Корсаков в опере «Снегурочка»  и др. Особого внимания в этом ряду заслуживает  романс Рахманинова  на стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды».
Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств.  Рахманинов показывает музыкальный образ пенящихся весенних потоков. Они как будто сметают на своём пути всё старое, отжившее, и рождается что-то светлое, прекрасное.
Весна никогда не повторяется- каждый год она приносит нам что-то новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. И только благодаря единству слова, звука и краски великих мастеров, мы можем  познать всё очарование  русской, самобытной природы.
Литература

1.Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5-7 класс: Книга для учителя/ Под ред. А.Б. Малюшкина. - М.:ТЦ Сфера, 2003.-128с.

2.Полухина В.П.Читаем, думаем, спорим… Вопросы и задания по литературе: 6 класс.- М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.-224с.

3       Пришвин М. М. Лесная капель, Краснодарское книжное издательство, 1984

4       http://festival.1september.ru/articles

5       Ивич  А. «Природа и дети», Детская литература, 1980

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_vesny.docx32.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образ весны в литературе, живописи, музыке

 в контексте школьной программы

Началась весна! Какая прелесть!

М.М.Пришвин

За окном мартЧудесный весенний деньНа проталинках уже видны первые островки зеленой травы, лопаются почки на деревьях, готовятся распустить свои клейкие листочки. Наверное, именно такой день имел в виду М.М.Пришвин, произнеся слова, взятые  в качестве эпиграфа.
Во все времена писатели, художники, композиторы восхищались этим временем года, и каждый по-своему смог показать его в своих произведениях. Любовь к родной  природе, прозаическим и лирическим, музыкальным и живописным произведениям  сближает для нас воедино имена А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева, М.М.Пришвина  и  И.С.Тургенева, И.И.Левитана и И.Шишкина, П.И.Чайковского и Рахманинова.
В школьный курс программы по литературе в V-VII классах включены странички, посвященные русской природе. Высокие проза и поэзия классиков XX века  оставляют в нашей душе светлые образы описаний её жизни в различные времена года: осени и зимы, весны и лета, а вместе с ними и особого настроения, которое передается читателю.
Одним из певцов природы  в русской литературе является Михаил Михайлович
 Пришвин. В своей книге «Времена года» он описал всё очарование  каждого временного периодаПисатель очень тонко чувствовал еле уловимые измененияощущал дыхание и движение каждой травинкикаждого цветочка.
Так
 совпалочто изучение творчества М.М.Пришвина  в школе на второй ступни образования приходится на весенний периодЭто подталкивает учителя обратить особое внимание  детей на миниатюры писателя из главы «Весна» его знаменитой книгиЧитая рассказы «Рождение звука», «Весна воды», «Голубые тени» и др., начинаешь испытывать такое чувствобудто видишь всё впервыеТебя охватывает радость от открытийкоторые сделал для тебя писательи теперь они стали и твоим достоянием.
Только
 представьте себе  рассказ из двух предложенийЭто миниатюра «Реки цветов». А сколько открытий мы делаем из неё. Оказывается, там, где ранней весной проносилась полая вода, оставляя после себя слой плодородного ила, позже поднимались  полосы цветов. «Это была как бы цветочная карта весенних потоков»,- говорит К.Д.Паустовский. Именно от него мы узнаем, что тетерева токуют только в ясное утроа если перед восходом  разлетаютсято обязательно пойдет дождь.
Каждый
 из нас по-своему любит это время годаКто-то любуется первоцветами на проталинкахкому-то интересно наблюдать за прилетом птиц. Весна приносит обновление  не только в природу, но и в душу человека, вызывая прилив жизненных сил.  За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голос ветра, леса, ручья, весеннего дыхания. Кажется, что это «ветерок шевельнул старым листом, а  это вылетела первая бабочка». И вовсе не рябь в глазах, а первый цветок пробивается к свету. Из тех же очерков мы узнает,  что перед рассветом бывает особенно темно. Приход весны передается им с помощью различных поэтических средств: здесь мы можем наблюдать  и зрительные впечатления, и слуховые эффекты («потрескаются смолистые почки на тополях»). Широкое использование писателем в своих  рассказах художественных выразительных средств  расширяет представление читателя об образах и явлениях, окружающих его. Читатель становится свидетелем зарождения новой жизни, обновления природы в весеннюю пору. В очерке «Рождение звука» благодаря  олицетворениям (лес «встаёт, шевелится», веточки ели «начинают выпрыгивать», ручьи «бегут»), сравнениям («лучи солнца, как пожар», «под елями-соснами как песком посыпано»), эпитетам (дороги «рыжие», «рыжие хвоинки») мы отчетливо улавливаем величественное мгновение в жизни Природы-рождение звука. Герой Пришвина из рассказа «Молодые листики» не смог услышать трепещущих листочков. И автор объясняет причину:  «Они нежные, что ещё только трепещут, блестят, но не шумят»..  Мы знакомимся  с писателем не только как с  великолепным мастером пейзажа,  но и как с учёным-естественником и философом, анализирующим отношения человека к природе и думающего, к чему могут привести нерасчётливые наступательные действия людей на неё. Именно Пришвину принадлежит идея о необходимости сохранения равновесия сил в природе. Уже в 30-е  годы XX столетия он был глубоко утвержден, что «...охранять природу- значит охранять Родину».
Разговор о весне не будет полным, если мы не обратимся к творчеству русских художников. Об одном из них Е.Баратынский сказал: «С природой одною он жизнью дышал...»  Речь идет об известном мастере пейзажа Исааке Ильиче Левитане. Не смотря на  короткую жизнь,  он оставил нам картины родной  природы, в которых её жизнь, её дыхание. Левитан очень любил весну. Из-за  границы он пишет своему другу, художнику Васнецову: «Воображаю, какая прелесть у нас на Руси- реки разлились, оживает всё... Нет лучше страны, чем Россия...» Для художника весна-изобилие цвета, начало жизни. Левитан умел, по мнению М.М.Пришвина, «...искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой».
Картина Исаака Левитана «Март» – это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. На дороге, ведущей к дому, растаял снег.  Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. О зиме ещё напоминают островки серого снега. Еще держатся  сугробы под деревьями, но уже чувствуется  в природе пробуждение. На светлом фоне темные сосны разбрасывают насыщенные ультрамариновые тени. Контраст им создают светлые стволы осин, наполненные солнечным светом.   Картина «Март» написана художником с натуры,  без предварительных зарисовок. Она полна жизни и солнца, напоена светом и воздухом.
Тему пробуждения природы Левитан развивал не раз.Образцом пейзажной живописи по праву можно назвать его  картину  «Весна. Большая вода». Отличается она поэтичностью, лиричностью, теплотой и прозрачностью.
В зеркальной воде отражается и  голубое небо, и тонкие голые стволы, и ветви деревьев.
На переднем плане мы видим забытую кем-то лодку, а вдалеке- высокий берег со скромными деревянными избами и несколько затопленных бревенчатых построек.
Мастерски изобразил Левитан и узкую полосу желто-рыжего берега.
Каждый предмет  написан с любовью и восхищением. Будто живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего-то хорошего, что принесет им весна. Любуясь тянущимися вверх тонкими молоденькими деревцами, как будто растворяешься в свете этого яркого солнечного дня.
Пейзаж наполнен светлыми, чистыми красками, характерными для весенней русской природы.
Колорит полотна создается тончайшими переходами оттенков: голубого, зеленого и желтого. Самым разнообразным является голубой цвет - для изображения неба и воды Левитан выбирает самые разнообразные оттенки: от молочно-белого до темно-голубого. Желтые стволы берез и их чуть дрожащие в воде отражения придают картине трепетность, "воздушность".
Картины Левитана проникнуты тонким лиризмом и поэзией, они необыкновенно музыкальны. Как созвучны эти пейзажи  произведениям М.М.Пришвина, стихотворениям Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, как хорошо ложатся на эти полотна мелодии русских композиторов, которые также
изображали приход весны в своих произведениях. Это и Чайковский в музыкальном цикле «Времена года», и Римский-Корсаков в опере «Снегурочка»  и др. Особого внимания в этом ряду заслуживает  романс Рахманинова  на стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды».
Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств.  Рахманинов показывает музыкальный образ пенящихся весенних потоков. Они как будто сметают на своём пути всё старое, отжившее, и рождается что-то светлое, прекрасное.
Весна никогда не повторяется- каждый год она приносит нам что-то новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. И только благодаря единству слова, звука и краски великих мастеров, мы можем  познать всё очарование  русской, самобытной природы.
Литература

1.Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5-7 класс: Книга для учителя/ Под ред. А.Б. Малюшкина. - М.:ТЦ Сфера, 2003.-128с.

2.Полухина В.П.Читаем, думаем, спорим… Вопросы и задания по литературе: 6 класс.- М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.-224с.

  1. Пришвин М. М. Лесная капель, Краснодарское книжное издательство, 1984
  2. http://festival.1september.ru/articles
  3. Ивич  А. «Природа и дети», Детская литература, 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа в литературе, живописи, музыке". Урок внеклассного чтения в 5 классе.

Цели:Øобучение выразительному чтению;ØУчить слушать и понимать музыку;ØУчить видеть картины природы;Øблагодаря образному слову писателя,  учить чувствовать и понимать прекрасное.Оформление: на ка...

«Родная природа в литературе, живописи, музыке. Весна».

Интегрированный    урок  «Родная   природа   в  литературе, живописи, музыке. Весна».5-6 классы.      (2 часа)....

Образы моря в литературе, живописи и музыке (конспект интегрированного урока)

Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на у...

Проектно-исследовательская работа "Воздвигнут я тобою... Образ матери в литературе, живописи, скульптуре"

Цель нашего проекта: проанализировать произведения литературы, живописи и скульптуры с точки зрения представления в них образа матери.Задачи проекта:1. Определить особенности раскрытия образа матери в...

Символизм в литературе, живописи, музыке и театре (урок литературы с использованием ЭОР)

Конспект урока литературы в 11 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

Урок литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке.

Урок творческая мастерская, в которой  пять отделов: исторический, литературный, художественный, музыкальный, творческий.  Каждый из учеников проводил исследование в выбранной области....