М.Ю. Лермонтов. "Бородино"
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Борисова Галина Алексеевна

Урок литературы в 5 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

~  ~

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                     Лагутнинская средняя общеобразовательная школа        

Сценарий урока литературы

Тема: М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

 Подготовила учитель русского языка и литературы                                                       Борисова Галина Алексеевна


Тема: М.Ю. Лермонтов. «Бородино».(Урок с презентацией)

Цель: воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство со  стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и особенностями его повествования.

На уроке использованы элементы информационных технологий, коммуникативно-диалоговых, групповых, проблемных.

Наглядность: презентация, содержащая портрет поэта, портреты ветеранов Отечественной войны 1812 года, репродукции картин, карты и схемы сражений.

Межпредметные связи:  история, русский язык

Словарная работа: по тексту стихотворения.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Блиц-опрос домашнего задания.
  3. Историческая справка о Бородинском сражении.
  4. Динамическая пауза.
  5. Словарная работа.
  6. Выразительное чтение стихотворения.
  7. Особенности организации текста стихотворения. Второе выразительное чтение.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1.        Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с известным произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино», но сначала давайте уточним, что вы знаете о самом авторе.

2.        Блиц-опрос домашнего задания.

Учитель: Я задаю вопрос, вы даете точный, полный ответ.

  • В каком году и где родился М.Ю. Лермонтов?
  • Где прошли детские годы поэта?
  • В каком пансионе учился Лермонтов?
  • Сколько языков знал?
  • Как происходило знакомство будущего поэта с народной речью, русскими праздниками, песнями, былинами?
  • ... А знакомство с легендами горцев?
  • Кого Лермонтов считал своим кумиром в литературе?
  • За какое стихотворение поэт был сослан на Кавказ?
  • Когда и как оборвалась жизнь поэта?

Учитель:  Перед вами портрет совсем молодого человека, который ушел из жизни в неполных 27 лет. «Нераспустившимся цветком русской поэзии» назвал его критик В.Г. Белинский. В этих словах досада и боль. Но он успел оставить нам прекрасные произведения. Творчество поэта - одна из ярчайших страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся и на сегодняшнем уроке, читая и анализируя стихотворение «Бородино».

3.        Историческая справка.

Беседа.

  • Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
  • А бывает ли, на ваш взгляд, что-то, что является предметом гордости всего народа? Вот как раз Бородинское сражение и есть событие, которым гордился и гордится  сейчас наш народ.
  • Произведение М.Ю. Лермонтова напрямую связано с историей нашей страны. Оно было написано к 25-летию со дня Бородинского сражения.
  • -Чтобы лучше понять, что хотел донести до нас поэт, надо углубиться в историю,  обратимся к эпиграфу урока:
  • Москва, Москва!., люблю тебя,
  • как сын, Как русский, - сильно,

                                                                                                                пламенно и нежно.

                                                                                                              М.Ю. Лермонтов («Сашка») - Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?

  • (Москва - столица нашей Родины, символ свободы и независимости, ее могущества. Деревня Бородино расположена в 120 км от Москвы)
  • Итак, обратимся к истории:
  • Подготовили ученики:

1 Ученик:   12 июня 1812 года огромная армия Наполеона вторглась в Россию. Император Франции хорошо готовился к войне. Он планировал окружить и уничтожить армию России вблизи границы. Но мужество оборонявшихся русских солдат и мастерство полководцев сорвали его замыслы.

  1.  Ученик:  2 месяца отступали русские войска под командованием Михаила Илларионовича Кутузова. 26 августа 1812 года под деревней Бородино, которая находилась в 110 километрах от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.
  2. Ученик:  7 раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и конницы. 7 раз огнем и штыком русские солдаты отбрасывали врага. «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!» - таков был приказ. Вот как вспоминает об этом сражении один из очевидцев:
  • «Трудно представить себе ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском...»

4  Ученик:   Мы с вами живем на донской земле. Донские казаки никогда не были равнодушны к судьбе своей Родины. И в этом сражении они сыграли свою роль.

По приказу Кутузова войско казаков во главе с атаманом Матвеем Ивановичем Платовым, обошло левый фланг противника и ударило с тыла. И вот, в тылу застучали ружейные выстрелы, раздались крики о помощи, и внимание Наполеона в самую важную минуту было отвлечено казаками. Набег казачьих полков в тыл французов остановил на целый час атаку на русскую позицию. За этот час защитники нашей батареи Раевского были подкреплены, и французская армия разбилась о твёрдость наших войск.

Учитель:  Сражение продолжалось 12 часов.  С наступлением темноты Наполеон отвёл свои войска на прежние позиции. Он был  страшно удручён. А подсчеты русских показали, что продолжать битву невозможно и, ради сохранения армии, Кутузов принял решение отступать.

  • До сих пор итоги сражения вызывают споры учёных. По известным данным русская армия потеряла в Бородинском сражении около 45 тысяч человек, а французская -28 тысяч. Для сравнения – в нашем хуторе проживает около 5 тысяч человек.

Но важно, что за последние 2 месяца русские впервые остались непобежденными, что и пошатнуло моральный дух французской армии, уверенность в победе. Зато русские солдаты почувствовали, что они могут противостоять врагу, что они в силах защитить свою Родину.

Позднее, оценивая битву под Бородино, Наполеон написал: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой было выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех,.. Русские стяжали (получили) право быть непобедимыми».

Мы же вслед за русским генералом Алексеем Петровичем Ермоловым  можем с гордостью повторить. «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова.

4.   Динамическая пауза.

5. Словарная работа.

Учитель:  Я просила вас к уроку поработать с толковыми словарями и уточнить значение некоторых слов. Предлагаю вам такой вариант: я называю значение, а вы  определяете, о чем идет речь.

Редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;

мусью (разг.народн.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;

картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко

рассеивающимися при выстреле;

лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

бивак - стоянка войск под открытым небом;

кивер - высокий военный головной убор из твёрдой кожи;

булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;

уланы, драгуны - солдаты конных полков;

басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

С точки зрения лексики, что это за слова? К какой сфере употребления они относятся? (устаревшие, военная терминология)

Верно, ведь речь пойдет о военных событиях 1812 года. Постарайтесь запомнить значения этих слов.

6.        Выразительное чтение. (чит. Учитель)

Проверка первичного восприятия: вопросы заранее записаны на доске:

  • Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
  • Какие строки произвели на вас впечатление?
  • Поняли ли вы стихотворение?
  • Как вы думаете, как поэт, написавший такое произведение относился к своей Родине?

7.        Особенности организации текста стихотворения. Второе выразительное чтение.

  • В чем особенность построения стихотворения? (диалог и монолог)

- Кто участвует в разговоре? 

Доп. информация: После бородинского сражения в деревне Фили собрался военный совет. Обсуждался вопрос: сражаться с французами или оставить столицу без боя? Выслушав всех Кутузов сказал: «Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит, всю Россию».

На следующий день русская армия ушла из Москвы. Жители бежали из Москвы, все, что можно было увезти - было увезено. Наполеон вошел в пустую, разоренную Москву. Москва начала гореть. Таинственные люди поджигали склады с провизией. И вскоре в городе, богатом шелками, бархатом, мебелью, армия Наполеона стала страдать от голода.

Дело осложнилось к зиме. Французы, не привыкшие к лютым морозам, начали роптать. Наполеон был вынужден оставить Москву и отступать по разоренной им же самим дороге. Неся большие потери, разгром некогда непобедимой армии был завершён.

 Выразительное чтение (читают лучшие ученики)

8. Подведение итогов:

Итак, ребята, учитывая, что это произведение искусства – отражение истории, смогли ли вы понять, Что же чувствовал простой русский солдат, когда за его плечами была Москва, а мощь армии неприятеля гораздо сильнее, чем мощь нашей армии? Нужно ли сейчас быть патриотом своей Родины? 

Дополнительно:

Задание: Подготовьте ответы на вопросы:

  •        Кто герои произведения?
  •              Какие чувства владеют ими во время боя?
  •              Чем объясняется победа русских войск?
  1. Домашнее задание.
  1. Выразительное чтение произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
  2. ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ:

А) Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата.  (План может быть тезисным).

Б) Написать отзыв о произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературы на тему: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Подготовила: учитель русского языка и литературы Борисова Галина Алексеевна

Слайд 2

«Нераспустившийся цветок русской поэзии» . (В.Г. Белинский)

Слайд 3

Имение Тарханы Пензенской губернии. Вид на дом и фамильную усыпальницу.

Слайд 4

г.Пятигорск. Домик М.Ю. Лермонтова. Ныне Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова.

Слайд 5

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно. (М.Ю. Лермонтов. «Сашка»)

Слайд 6

Отечественная война 1812 года 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. Наполеон

Слайд 7

Бородино Москва

Слайд 8

М.И. Кутузов

Слайд 9

Бородинское сражение (26 августа 1812г.) … Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. ..

Слайд 10

Бородинское сражение (26 августа 1812г.) … Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью;

Слайд 11

М.И. ПЛАТОВ Участие донских казаков во главе с атаманом М.И. Платовым Урядник лейб-гвардии Казачьего полка

Слайд 12

Участие донских казаков во главе с атаманом М.И. Платовым ПЛАТОВ

Слайд 13

Наполеон написал: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой было выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех,.. Русские стяжали (получили) право быть непобедимыми».

Слайд 14

Русский генерал А.П. Ермолов Русский генерал А.П. Ермолов сказал: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую»

Слайд 15

- квадратное земляное укрепление на поле боя. Редут (франц.) - сударь, господин. Мусью (разг.народн.): мсье, месье(франц.) Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» . - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле. Картечь - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Лафет Бивак - стоянка войск под открытым небом. Кивер - высокий военный головной убор из твёрдой кожи. Булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки. Уланы, драгуны - солдаты конных полков. Басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

Слайд 16

Задание: Прочитайте текст про себя, подготовьте ответы на вопросы: Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя? Чем объясняется победа русских войск?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.

Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.

Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;знакомство  с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважения к великому прошлому....

разработка урока литературы в 5 классе "М.Лермонтов бородино"

Урок-исследование по литературе и истории посвящён победе России в войне 1812 года.Приложение к уроку- аудиозапись стихотворения, презентаця....