Разработка урока "Урок - исследование по творчеству А.П.Чехова"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Нефедова Светлана Геронтьевна

 Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение творчества и жизни А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_issledovanie_po_tvorchestvu_chehova.docx293.12 КБ
Office presentation icon chehov-_prezentatsiya.ppt835.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чехов – человек красивой души.

(Художественное мастерство Чехова- рассказчика)

:                                                                                   Жизнь даётся человеку один раз.

                                                                                    И надо прожить её бодро, осмысленно,

                                                                                    красиво.

                                                                                                                   А.П.Чехов.

Цели урока:

продолжить знакомство  учащихся с фактами биографии А.П.Чехова, творчеством                     писателя;

путем исследовательских заданий и рассуждений решить проблемный вопрос урока;

продолжить развивать навыки анализа художественного произведения Чехова;

воспитание ценности человеческого счастья, бережного отношения к чувствам близких нам людей.

Методы проведения урока:

слово учителя; проблемные вопросы; использование медиапроектора (слайды) гаджиты, групповая работа ; самостоятельная работа  по учебнику « Литература» 9 класс.

Наглядность:

1. Медиапроектор для показа слайдов ( № 1-16);

       2. Оформление доски ( тема урока, портрет А.П.Чехова, эпиграф);

3. Выставка книг А.П.Чехова и о его судьбе..

Краткое описание: Содержание урока построено на одной «сквозной»  линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение жизни и творчества А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока.

Ход урока.

  1.  Мобилизующее начало.
  2. Вступительное слово учителя.

              Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его творчества оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость. Это художник, который пробуждает активность читателя, требует работы мысли и души. ,
             
III. Постановка проблемного вопроса.

            Как получилось, что на далекой окраине Российской империи появился талант такой силы, прославившийся не только в России, но и за ее пределами?

                  Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений писателя, их проблематике, постановке и способах решения задач.
       Давайте вспомним, о ком пишет Чехов? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним его произведения.

 Учащиеся:   (Сообщения учащихся о прочитанных произведениях Чехова о человеке). (презентация)

             Учитель : О ЧЕЛОВЕКЕ. А человек – он везде человеком и остается: и в Таганроге, и в Москве, и в Париже… Практически любое событие чеховских рассказов могло произойти в любой точке земного шара. Каждый рассказ написан с особым старанием, охватив основные проблемы жизни человека.

             На сегодняшнем уроке мы постараемся пойти чуть дальше в своих исследованиях жизни и творчества писателя, а сделаем мы это через  интересные факты его жизни и его произведение, раскрывая художественное мастерство писателя. 

             К концу урока мы должны ответить на проблемный вопрос : Как формируется внутренний мир писателя?

                                           

I этап решения проблемы: опора на личностный опыт, актуализация имеющихся знаний и умений.

Учитель:  Дома вы работали над темой «Интересные факты из жизни Чехова»

-Выступления учащихся на основе исследовательской работы об интересных фактах биографии. (презентация)

-Сделайте вывод, каким вы увидели Чехова?

Вывод: автор сам испытывал затруднения в жизни, мечтал о счастливом будущем и читателя убеждает в том, что жизнь дается человеку один раз. Все, что будет происходить с ним, будет зависеть только от него самого. Как ни трудно было ему в жизни, а он смог стать настоящим человеком, человеком красивой души, готовым направить читателя на правильный путь.

Физкультминутка.

             II этап решения проблемы : исследование причин выбора темы о внутреннем мире обыкновенного человека. 

Учитель. Первые 19 лет жизни Чехову дались нелегко.  На примере собственной семьи у него складывалось представление о человеке, как о главном действующем лице того или иного события. Именно человек в сознании Антона Чехова становился основой мироздания, объектом его пристального внимания и изучения.

.В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, а внутренний конфликт его духовного мира.

III этап решения проблемы урока. Обращение к рассказу А.П.Чехова «Тоска»

Вы уже дома прочитали рассказ, но просто прочитать недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. Итак, рассказ называется «Тоска»

-Каково лексическое значение слова? Что такое, по- вашему, тоска? (определение из словаря)

(Тоска-стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль- В.Даль «Толковый словарь..»

Тоска- 1. Душевная тревога в соединении с грустью, унынием.

            2.Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов…)- Новый словарь русского языка Т.В.Ефремова.

1. Погружение в текст произведения

            1. Учитель.  

-  В рассказе автор поднимает одну из важных  тем. Какую? (тема одиночества человека, разобщенности человеческого мира.)

-Что значит быть одиноким?

-Может ли человек быть одиноким среди людей?

-Ощущаешь ли ты себя одиноким?

- Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая как, соединение смешного и грустного?

              (Рассказ построен на взаимоисключающих началах: комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя.)

             - Назовите художественную особенность рассказа.

 (Художественной особенностью рассказа «Тоска» является концентрирование внимания на одном главном герое (через описание внешнего событийного ряда передаётся внутренне состояние, которое отражено в названии рассказа).

-Каков сюжет рассказа?

2.Блиц- опрос на знание деталей.

1 В какое время суток происходит действие? (вечер)

2 Имя и фамилия извозчика.(Иона Потапов)

3 Кто выслушал Иону? (никто)

4 Кто жена Ионы? (сырая земля)

5 Какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)

3.Анализ рассказа.

- Для чего даётся автором городской пейзаж? Прочитайте. (на его фоне раскрываются душевные переживания героя)

-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет, Чехову важно описать внутреннее состояние героя)

-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.

 - Учащимся предлагается проанализировать отношение внешнего мира к беде главного героя (военный, трое гуляк-весельчаков, дворник, молодой извозчик).

-Сколько раз пытается Иона рассказать о смерти сына? (3)

-Как называется это выразительное средство?

-Найдите и прочитайте реакцию собеседников.

Военный « Несколько раз оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать».

Трое гуляк-весельчаков: «Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. Ты слышишь, Змей Горыныч?».

Дворник: « Чего же стал здесь? Проезжай!».

Извозчик « Молодой укрылся с головой и уже спит».

Вывод: окружающий Иону мир остаётся к нему равнодушен: людям нет дела до горя «маленького» человека.

-Как рисует автор тоску? Для чего? (учащиеся приводят примеры из текста, рисующие внутреннее переживание героя, его тоску)

Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…

Вывод: автор использует преувеличение, чтобы показать масштаб, глубину, искренность чувств). Если мир отталкивает от себя Иону, то извозчик, напротив, хочет приобщиться к нему, стать его неотъемлемой частью. Ему, как и всем нам, так необходимо людское сочувствие и сострадание. Только оно облегчит и уврачует душу человека.

4.Выразительное чтение, анализ последней сцены. Как описывает её автор? Как вы объясните многоточие? (С трогательной теплотой, состраданием)

Вывод: отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идёт в конюшню к лошади. Именно она и стала той «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина… Такой пронзительный финал рассказа об одиночестве не только драматичен, в нем заключена и горькая ирония, и незаметное обращение Чехова к читателям. Внимание читателей сосредоточено вовсе не на нелепом поведении Ионы, раскрывающем свою душу лошади, а на глубокой трагедии одинокого страдающего человека, до которого нет дела сытым и равнодушным. Поэтому читать эту сцену без слёз невозможно. Старший брат Чехова, Александр Павлович, через несколько лет у постели своего умирающего сына вспомнил об этом рассказе

и написал Чехову : «…В этом месте твоего рассказа ты-бессмертен».

- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему данная тема является актуальной и в наше время? ( В суете жизни мы не находим времени для того, чтобы послушать, помочь, посочувствовать тем, кому это так важно и необходимо)

Вернемся  к проблеме нашего урока. Как, по- вашему, формируется внутренний мир писателя?  Антон Павлович Чехов – необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный. Главными чертами его являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать и любить.

Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать и слова М.Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

  — Скверно вы живете, господа!» (дискуссия, учащиеся высказывают своё мнение)

II. Слово учителя. Рассказ заставляет задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами. В жизни часто можно встретить такое безысходное страдание. Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э.Асадов (чтение стихотворения Э Асадова «Падает снег»)

Падает снег, падает снег -

Тысячи белых ежат...

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека - обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случись катастрофа, пожар, беда -

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И "Скорая помощь" тоже.

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска -

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным...

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

VIII. Подведение итогов. Ваши ответы сегодня были разные, но все их объединяет одно: необходимо помнить о нравственных качествах, быть сострадательными, уважать ближних. И в этом одна из тайн чеховского творчества, которого вы будете открывать еще больше и больше, а открывая, учиться правильно жить. Обидно, если бы этот «… большой, умный, ко всему внимательный человек», сегодня произнес:

  — Скверно вы живете, господа!»

Домашнее задание: письменная творческая работа призыв-обращение к современникам «Прохожий, остановись

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 все уровни образования

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

 9 класс

Предмет(ы): 

 Литература

Цель урока: 

 Задача : подготовка к ОГЭ Цели : - продолжить формирование умения анализировать художественный текст -развитие представлений о жанровых особенностях рассказа - повторение теоретических понятий: композиция, рассказ, выразительные средства языка, пейзаж - «вытравлять из себя всякую душевную дрянность»

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

 12

Используемое оборудование: 

Оборудование: ИКТ, тексты, карточки, тесты

Краткое описание: 

 Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение творчества и жизни А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока

 

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов 1860 – 1904 «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

Слайд 2

Торговая лавка отца в Таганроге

Слайд 5

Поездка на Сахалин

Слайд 8

Писатель о своих произведениях: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

Слайд 9

В отношениях с людьми побольше искренности, сердца и простоты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Разработка учебного занятия "Биография и творчество А.П.Чехова"

Занятие посвящено биографии и творчеству А.П.Чехова. Разработка может применяться на занятиях со студентами 1 курса СПО...

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.

Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? (Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, разв...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие  носит не только познавател...

Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"

Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....